Любовь Буйволова
О социальном характере детской речи. Консультация для воспитателей «Мы разговариваем с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Психолог Л. С. Выготский подчеркивал, что детская речь с самого начала имеет социальный характер, то есть направлена на установление контактов с другими людьми. Ребенок хочет кого-то позвать, что-то спросить, кому-то пожаловаться - добиться внимания, участия матери, отца и для этого начинает очень рано использовать речь.
Выявлены три основные формы речевых реакций у детей:
1. Речевые реакции в отсутствии партнера - это наиболее элементарная форма.
2. Монолог - один из детей говорит в присутствии других, которые являются как бы аудиторией.
Публикация «О социальном характере детской речи, Консультация для воспитателей „Мы разговариваем с детьми“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
3. Диалог - в разговоре активны двое. Это более высокая форма речевого общения.
Дети «одинокие» /например, единственный ребенок в семье, но имеющие достаточное развитие, склонны к монологам. В игре с куклой, складывая кубики и так далее, ребенок говорит о том, что он делает или что делает кукла.
Диалог представляет значительные трудности для малыша и обычно бывает кратким.
Помогают в развитии умения вести диалог игры в игрушечный телефон, «доктор», «приготовление обеда» и другие.
Если дети 4-5 лет ведут по телефону связный разговор, затрагивают несколько тем, правда, легко перескакивая с одной на другую тему часто без видимой связи, то 6-7-летние дети в этой игр обнаруживают способность разговаривать друг с другом довольно свободно и дольше сосредотачиваться на одной теме.
Диалог как форма речевого общения имеет чрезвычайно большое значение, ибо способствует развитию социальных отношений у детей. Посредством диалога один ребенок привлекает другого к общей игре, занятию, устанавливает контакт с ним.
К сожалению, часто приходится видеть, что даже хорошо говорящим детям трудно порой поддерживать разговор в форме диалога с другими детьми. На это нужно обратить самое серьезное внимание, так как если способность к разговору не будет развита в детстве, она и далее останется недостаточной.
Развитию у детей этой формы речевого общения необычайно помогает заучивание аленьких сценок из сказок, сказочных диалогов. Особенно интересны для детей и дают прекрасные результаты инсценировки, но они, конечно, могут устраиваться только с помощью и под руководством взрослых.
Необходимо также в разговоре с детьми стараться получать ответы, реплики с их стороны. К сожалению, очень часто разговор с ребенком ведет сам взрослый, даже тогда, когда можно построить этот разговор в форме вопросов и ответов /правда, это требует больше усилий со стороны взрослых/. Такие игры или беседы с детьми должны быть два - три раза в день по 5-10 минут.
В беседе с детьми родители стараются обычно дать как можно больше сведений, заботясь о развитии ребенка. Но в этом нужно известное чувство меры. Нельзя перегружать ребенка массой сведений - здесь необходима система и последовательность. При этом не надо давать все в готовом виде, нужно, чтобы ребенок попытался сам догадаться кое о чем, а для этого надо задавать ему наводящие вопросы. Активность ребенка - основное условие полноценного развития.
Важно создавать также условия, чтобы ребенок чувствовал необходимость попросить взрослого о чем-то или ответить ему словами; разговаривая с ребенком, не говорить зря; не тратить слова напрасно: говорить ребенку только тол, что нужно и когда нужно.
В разные периоды развития ребенка перед родителями стоят разные задачи. На любой стадии развития речи ребенок нуждается во внимании и помощи взрослого.
Малышам нельзя сразу давать словесные инструкции общего характера, которые подразумевают цепь действий. Сначала нужно давать инструкцию к каждому действию /засучи рукава, открой кран, возьми мыло и так далее/ и лишь после упрочения действий переходить к общей инструкции /вымой руки/.
У старших дошкольников необходимо развивать способность правильно реагировать на инструкции общего характера, иначе в школе дети окажутся в трудном положении.
Необходимо помнить, что по мере того, как ребенок растет и развивается, нужно усложнять то, что мы ему говорим, и по содержанию, и по форме.
А. С. Макаренко говорил, что чем старше становится ребенок, тем больше и больше цели нужно перед ним ставить.
Созревание мыслительно-речевой деятельности ребенка, переход к более высоким её уровням в значительной мере определяется тем, о чем мы говорим с ним.