Папки-передвижки

О социальном характере детской речи. Консультация для воспитателей «Мы разговариваем с детьми»

Любовь Буйволова
О социальном характере детской речи. Консультация для воспитателей «Мы разговариваем с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы

Психолог Л. С. Выготский подчеркивал, что детская речь с самого начала имеет социальный характер, то есть направлена на установление контактов с другими людьми. Ребенок хочет кого-то позвать, что-то спросить, кому-то пожаловаться - добиться внимания, участия матери, отца и для этого начинает очень рано использовать речь.

Выявлены три основные формы речевых реакций у детей:

1. Речевые реакции в отсутствии партнера - это наиболее элементарная форма.

2. Монолог - один из детей говорит в присутствии других, которые являются как бы аудиторией.

Публикация «О социальном характере детской речи, Консультация для воспитателей „Мы разговариваем с детьми“» размещена в разделах

3. Диалог - в разговоре активны двое. Это более высокая форма речевого общения.

Дети «одинокие» /например, единственный ребенок в семье, но имеющие достаточное развитие, склонны к монологам. В игре с куклой, складывая кубики и так далее, ребенок говорит о том, что он делает или что делает кукла.

Диалог представляет значительные трудности для малыша и обычно бывает кратким.

Помогают в развитии умения вести диалог игры в игрушечный телефон, «доктор», «приготовление обеда» и другие.

Если дети 4-5 лет ведут по телефону связный разговор, затрагивают несколько тем, правда, легко перескакивая с одной на другую тему часто без видимой связи, то 6-7-летние дети в этой игр обнаруживают способность разговаривать друг с другом довольно свободно и дольше сосредотачиваться на одной теме.

Диалог как форма речевого общения имеет чрезвычайно большое значение, ибо способствует развитию социальных отношений у детей. Посредством диалога один ребенок привлекает другого к общей игре, занятию, устанавливает контакт с ним.

К сожалению, часто приходится видеть, что даже хорошо говорящим детям трудно порой поддерживать разговор в форме диалога с другими детьми. На это нужно обратить самое серьезное внимание, так как если способность к разговору не будет развита в детстве, она и далее останется недостаточной.

Развитию у детей этой формы речевого общения необычайно помогает заучивание аленьких сценок из сказок, сказочных диалогов. Особенно интересны для детей и дают прекрасные результаты инсценировки, но они, конечно, могут устраиваться только с помощью и под руководством взрослых.

Необходимо также в разговоре с детьми стараться получать ответы, реплики с их стороны. К сожалению, очень часто разговор с ребенком ведет сам взрослый, даже тогда, когда можно построить этот разговор в форме вопросов и ответов /правда, это требует больше усилий со стороны взрослых/. Такие игры или беседы с детьми должны быть два - три раза в день по 5-10 минут.

В беседе с детьми родители стараются обычно дать как можно больше сведений, заботясь о развитии ребенка. Но в этом нужно известное чувство меры. Нельзя перегружать ребенка массой сведений - здесь необходима система и последовательность. При этом не надо давать все в готовом виде, нужно, чтобы ребенок попытался сам догадаться кое о чем, а для этого надо задавать ему наводящие вопросы. Активность ребенка - основное условие полноценного развития.

Важно создавать также условия, чтобы ребенок чувствовал необходимость попросить взрослого о чем-то или ответить ему словами; разговаривая с ребенком, не говорить зря; не тратить слова напрасно: говорить ребенку только тол, что нужно и когда нужно.

В разные периоды развития ребенка перед родителями стоят разные задачи. На любой стадии развития речи ребенок нуждается во внимании и помощи взрослого.

Малышам нельзя сразу давать словесные инструкции общего характера, которые подразумевают цепь действий. Сначала нужно давать инструкцию к каждому действию /засучи рукава, открой кран, возьми мыло и так далее/ и лишь после упрочения действий переходить к общей инструкции /вымой руки/.

У старших дошкольников необходимо развивать способность правильно реагировать на инструкции общего характера, иначе в школе дети окажутся в трудном положении.

Необходимо помнить, что по мере того, как ребенок растет и развивается, нужно усложнять то, что мы ему говорим, и по содержанию, и по форме.

А. С. Макаренко говорил, что чем старше становится ребенок, тем больше и больше цели нужно перед ним ставить.

Созревание мыслительно-речевой деятельности ребенка, переход к более высоким её уровням в значительной мере определяется тем, о чем мы говорим с ним.

Публикации по теме:

Проявление гендерных особенностей дошкольников в играх • В дошкольном возрасте ребёнок игра очень важна, она выступает как способ участия ребёнка в жизни взрослых. Игра имеет значение не только.

Тренажер для сенсорного развитияТренажер для сенсорного развития сенсорное развитие составляет фундамент для умственного развития ребенка, необходимо для успешного обучения сначала в детском саду, затем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
О социальном характере детской речи. Консультация для воспитателей «Мы разговариваем с детьми»
Опубликовано: 14 апреля 2014 в 16:28
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «О социальном характере детской речи. Консультация для воспитателей «Мы разговариваем с детьми»» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Буйволова (УИ 107214) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД