Получи документы

Консультация для воспитателей «Физическое воспитание: инновационные технологии»

Татьяна Дрожжина
Консультация для воспитателей «Физическое воспитание: инновационные технологии»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для воспитателей на тему :

«Физическое воспитание : инновационные технологии»

Подготовила: Дрожжина Т. А.

старший воспитатель

I кв. категории

МБДОУ детского сада №1

р. п. Сосновка

Тамбовской области

Публикация «Консультация для воспитателей „Физическое воспитание: инновационные технологии“» размещена в разделах

Инновации настолько прочно вошли в теорию и практику образования, что работа современного дошкольного учреждения уже не мыслится без использования тех или иных инновационных педагогических технологий.

Пережив период бурного, но слабо контролируемого инновационного развития, отечественное образование в начале нового тысячелетия встало на путь упорядоченного формирования при активном участии государства. Как отмечают многие исследователи, в частности В. И. Слободчиков, в настоящее время не существует общепринятой концепции инновационной деятельности в образовании, так же как не существует единой трактовки связанных с ней понятий. В качестве инновации чаще всего рассматривается любое новшество, вводимое в систему традиционного образования. При этом нередко нововведения не имеют соответствующего научно-теоретического и экспериментального обоснования.

Особое внимание заслуживают инновации в области физического воспитания дошкольников, которые при множестве положительных сторон, в частности повышения творческой роли педагога в образовательном процессе, нередко имеют определенные издержки. Так, существенная доля инновационных разработок последних лет основывается на идее интеграции физического и умственного воспитания дошкольников. Необходимо заметить: данное направление, имеющее давнюю предысторию, основано на положении о том, что мышечная и мозговая деятельность протекают в неразрывном единстве и взаимовлиянии.

В практике традиционного образования это направление реализовывалось в различных формах физкультурной деятельности с целью поддержания умственной работоспособности детей в процессе занятий (физкультминутки, динамические паузы и т. д.)

Однако педагогическая мысль, подгоняемая запросами современного общества, не стоит на месте. Постоянно возрастающие требования к уровню умственного развития и образованности, необходимость усваивать большое количество информации в условиях острого дефицита времени привели к поиску новых форм организации образовательной работы, среди которых наибольшее распространение получили технологии, основанные на межпредметной интеграции.

Как показывает анализ, физическая культура в детском саду чаще всего интегрируется с такими учебными курсами, как освоение алфавита, развитие речи, изучение математики и основ экологии.

Интеграция предполагает не простое суммирование отдельных элементов, а их синтез, приводящий к восстановлению целостности системы; при этом важно учитывать суть и направленность объединяемых элементов, в данном случае умственной и двигательной активности. По этому поводу JI.C. Выготский в одной из своих работ указывал на невозможность соединить усиленную физическую работу с напряженной умственной деятельностью.

В связи с этим, очевидно, что проблема межпредметной интеграции в области физического воспитания значительно сложнее, чем кажется на первый взгляд. Она требует тщательного осмысления, детализации и соответствующей профессионально-педагогической подготовки. Ведь при ее практической реализации неопытным воспитателем повышается вероятность увеличения статической нагрузки на организм ребенка и снижения моторной плотности на физкультурном занятии. Это, в свою очередь, ставит под сомнение результативность всей физкультурно-оздоровительной работы и создает определенную «зону риска» для психофизического благополучия подрастающего поколения.

Между тем физическая культура сама по себе обладает уникальными средствами и методами, потенциал которых необходимо глубоко изучать и использовать, в том числе для развития умственной сферы дошкольников.

Например, постижение основ физкультурного занятия не только расширит кругозор ребенка, но и позволит ему в дальнейшем применять средства физического воспитания в самостоятельных занятиях для оптимизации физического состояния, повышения умственной работоспособности и укрепления здоровья.

Необходимо осуществлять эту работу во взаимодействии с семьей и с учетом других направлений образовательного процесса в детском саду, а в качестве форм организации детей при освоении физкультурных знаний и формировании соответствующих умений предлагают проводить занятия, беседы, экскурсии, досуги, прогулки и праздники.

Еще один способ стимулирования умственной деятельности в процессе двигательной активности основан на взаимосвязи между проявлениями физических и психических качеств ребенка. Исследователями было установлено, что целенаправленное развитие скоростных, скоростносиловых и координационных способностей оказывает стимулирующее влияние на формирование таких высших психических функций, как произвольное внимание, память, мышление, воображение.

Особую роль при этом играет целенаправленное совершенствование общих координационных способностей. Именно они оказывают существенное влияние на формирование умственной сферы ребенка. В физкультурное занятие рекомендуется включать задания, связанные с необходимостью находить оптимальное решение двигательной задачи в конкретный момент времени, в неожиданно возникающих, нестандартных условиях и ситуациях:

• бег с изменением направления и темпа движения;

• упражнения с предметами из различных исходных положений;

• упражнения в непривычных условиях;

• передвижения с дополнительными заданиями, выполняемыми по сигналу инструктора.

Использование разнообразных подвижных игр также стимулирует воспитание физических качеств и общих координационных способностей дошкольников, оказывая положительное влияние на формирование их умственных способностей.

Таким образом, суть перехода к инновационному образованию состоит не в поиске абсолютно новых, универсальных педагогических технологий, а в изучении особенностей и способов эффективного применения традиционных средств и методов воспитания, имеющих серьезное физиологическое, гигиеническое и психолого-педагогическое обоснование. Только в этом случае инновации будут выполнять свою главную функцию - являться существенным элементом развития образования, приводящих к модификации его содержания и качества.

Публикации по теме:

«Проектный метод как инновация в методической работе ДОУ» Введение Федеральных Государственных Требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, ориентирует.

Инновационные механизмы обеспечения и развития доступного качественного дошкольного образования в муниципальных образовательнИнновационные механизмы обеспечения и развития доступного качественного дошкольного образования в муниципальных образовательн 27-28 ноября 2012г в Ростове-на-Дону, состоялась МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «Инновационные механизмы обеспечения и развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Физическое воспитание: инновационные технологии»
Опубликовано: 2 февраля 2014 в 17:26
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Физическое воспитание: инновационные технологии»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Дрожжина (УИ 43332) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД