Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Овладение фонематическим анализом и синтезом»

Анна Музалёва
Консультация для воспитателей «Овладение фонематическим анализом и синтезом»
▼ Скачать + Заказать документы

Фонематический анализ и синтез - разложение слова на составляющие его фонемы.

Наряду с анализом предложений на слова и синтезом слов в предложении, слоговым анализом и синтезом он относится к языковому анализу и синтезу.

Он может быть элементарным и сложным.

Элементарный фонематический анализ - это выделение (узнавание) звука на фоне слова. В норме он появляется у детей дошкольного возраста спонтанно. Сложный фонематический анализ - вычленение первого и последнего звука из слова, определение его места (начало, середина, конец слова); определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Этим видом анализа дети овладевают лишь в процессе специального обучения.

Публикация «Консультация для воспитателей „Овладение фонематическим анализом и синтезом“» размещена в разделах

Работа по овладению фонематическим анализом и синтезом строится на основе указанной выше градации:

1. Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т. е. определение наличия звука в слове.

Примерные задания:

- Поднять руку, карточку, сигнальный знак, если в слове имеется заданный звук;

- Отобрать предметные картинки с заданным звуком;

-По сюжетной картинке назвать слова с заданным звуком;

-Придумать слова с заданным звуком;

- Назвать животных, овощи, фрукты, растения посуду, игрушки с заданным звуком;

- Добавить слог до слова;

-Добавить в предложения слова с заданным звуком (с опорой на картинки, без опоры на картинки). Вначале ребенок называет слово, затем все предложение.

Игра в лото;

-Игра «Дежурный звук».

Цель: развивать фонематические представления.

Ход игры. Взрослый произносит звук. Каждый ребенок должен придумать слово с этим звуком на первом месте. Кто задумался или повторился, тому очки не начисляются.

Примерные лексические темы: звери, птицы, растения.

Образец: лось, лев.

-Вычленение звука в начале и конце слова. Определить первый и последний звук в слове, а также его место (начало, середина, конец слова).

Примерные задания на вычленение первого звука (ударного гласного, согласного, а также конечного согласного рассмотрим на примере вычленения первого звука в слове:

- Определить в слове первый звук в словах типа ослик, утка, Аня, Игорь, уголь, астра и т. д.

-Найти в азбуке (разрезной, магнитной, на кубиках и др.) букву, соответствующую первому звуку слова, начинающегося на гласный, а, о, у, и, т. д. ;

-Подобрать слова, которые начинаются на гласный а, о, у, т. д.

- Отобрать картинки, названия которых начинаются на гласные;

- К картинке подобрать букву, соответствующую первому звуку слова. Предлагаются картинки, названия которых начинаются с ударного гласного.

-Игра в лото. Детям предлагаются карточки с картинками. Взрослый называет слово. Ребенок закрывает картинку той буквой, с которой начинается слово.

-Подобрать названия цветов, животных, птиц, посуды овощей, фруктов и т. д., которые начинаются с заданного звука;

-По сюжетной картинке назвать слова, которые начинаются с данного звука;

-Изменить первый звук слова. Например, в слове кость заменить к на г, моль - м на с и т. д.

- Вписать первую букву в схему слова под картинкой.

- Отгадать загадку. Назвать первый звук в отгадке.

- Игра «Конец слова за тобой».

Цель: развивать фонематические представления.

Наглядные пособия: звуковая линейка.

Ход игры. Предлагается начало слова. Дети должны договорить слово и показать на звуковой линейке, сколько в нем звуков.

Примерные лексические темы: мебель, транспорт, фрукты, цветы.

Образец. Сто- л, бока- л, пена- л и т. д.

3. Определение последовательности, количества и места звуков по отношению к другим звукам.

Примерные задания на определение места звука в слове:

-Разложить в три ряда картинки, в названии которых указанный звук в начале слове, в середине слова, в конце слова;

-Подобрать слова, в которых звук в начале слова;

- Подобрать слова, в которых звук в конце слова;

-Подобрать слова, в которых звук в середине слова;

-Назвать животных, птиц и т. д., в названии которых звук в конце, середине;

-По сюжетной картинке подобрать слова, которые начинаются с заданного звука;

-Игра «Светофор». Взрослый называет слова. Дети ставят фишки на полоску, разделенную на три цветных части (начало, середина, конец слова).

-Игра «Цифровой ряд».

Цель: развивать сложные формы фонематического анализа (количественный, качественный).

Наглядные пособия: карточки с цифрами 1,2,3,4,5,6.

Ход игры. Услышав слово, ребенок, последовательно произнося все звуки, ведет палец от цифры к цифре, соответствующей порядковому номеру звука в слове. Цифру, которая обозначает последний звук, выдвигается из ряда и говорит: «В этом слове 4, 6, 5 звук такой-то»

Образец: По-пол-полк-Полкан.

-Игра «Пропущенный звук».

Цель: развивать фонематические представления.

Ход игры. Детям предлагается хорошо знакомый текст (например, цикл стихотворений А. Барто «Игрушки»). Его можно еще раз прочитать, затем каждый должен воспроизвести текст, пропуская в словах заданный звук (слова с заданным звуком). За каждую ошибку начисляется штрафное очко. Выигрывает тот, у кого меньше штрафных очков.

-Игра «Кубики».

Цель: развивать фонематические представления.

Наглядные пособия: кубик с буквами и кубик с гласными.

Ход игры. Дети по очереди бросают кубики, составляет слоги, из них слова, анализируют полученные слова.

Публикации по теме:

«Ребёнок заикается». Консультация для воспитателей. Ребёнок говорил вполне нормально. И вдруг - заикание. Что же это такое? Почему? Эти вопросы возникают у родителей, воспитателей. А самое.

Консультация для родителей и воспитателей «Игра»Консультация для родителей и воспитателей «Игра» Консультация для родителей и воспитателей на тему: Сюжетно-ролевая игра в старшей группе детского сада Игра остаётся основным видом деятельности.

Консультация для воспитателей 1. Наша работа-это творчество. 2. Наш коллектив в ответе за нас, а мы в ответе за свой коллектив. 3. Мы- воспитатели в детском саду. Это не.

Консультация для воспитателей «Функциональная грамотность»Консультация для воспитателей «Функциональная грамотность» Добрый день уважаемые коллеги! Прежде чем перейти к вопросу о функциональной грамотности, я «подъитожу» то, что звучало на заседании РП (М)О.

Консультация для воспитателей «Готовимся к утренникам»Консультация для воспитателей «Готовимся к утренникам» Консультация для воспитателей «Готовимся к утренникам» Утренники – это итог работы всех специалистов, работающих с детьми каждой группы.

Консультация для воспитателей «Наш помощник-лэпбук»Консультация для воспитателей «Наш помощник-лэпбук» Уважаемые коллеги! Педагог постоянно должен повышать уровень своей профессиональной компетентности, развиваться как в профессиональном,.

Консультация для воспитателей «Повышение двигательной активности воспитателей» Консультация для воспитателей «Повышение двигательной активности воспитателей»«Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой.

Консультация для воспитателей «Театр на прищепках»Консультация для воспитателей «Театр на прищепках» Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу представить вашему вниманию театр на прищепках, который изготовила из фетра. Почему именно.

Консультация для воспитателей «Театрализованные игры»Консультация для воспитателей «Театрализованные игры» 27 марта - Международный День театра!Почему, на мой взгляд, возникла необходимость поговорить о театрализованных и театральных играх? Потому.

Театрализованная деятельность в ДОУ. Консультация для воспитателейТеатрализованная деятельность в ДОУ. Консультация для воспитателей Театрализованная деятельность- это самый распространённый вид детского творчества и в детском саду она имеет свои особенности. На первых.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Овладение фонематическим анализом и синтезом»
Опубликовано: 14 сентября 2021 в 12:15
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Овладение фонематическим анализом и синтезом»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Музалёва (УИ 2025939) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД