МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Русский народный костюм губерний России»

Галина Чекряк
Консультация для воспитателей «Русский народный костюм губерний России»

Русский народный костюм - явление уникальное в истории мировой

культуры не только по высокой художественности, но и по удивительной

многовариантности, не имеющей аналогов в мире. Формируясь на

обширной территории на протяжении длительного времени и подвергаясь

влиянию таких факторов, как географическая среда, соседство славянских

и неславянских народов, социально - экономические условия,

традиционная русская одежда утвердилась во множестве форм, сохраняя

Публикация «Консультация для воспитателей „Русский народный костюм губерний России“» размещена в разделах

при этом, некоторые общие черты. Постепенно выделились три основных

типа костюма - с понёвкой, с сарафаном, с юбкой.

Издавна у разных народов одежда не только защищала от непогоды,

нарядный костюм был также обязательной частью праздника; желание

украсить, показать себя жило в людях с незапамятных времён. Одежда

могла многое рассказать о человеке, носившем её : откуда он родом, какого

возраста и сословия, женатый или холостой, чем занимается. В деревне

люди многие вещи делали для себя сами, проявляя при этом немалое

мастерство. А русская крестьянка, готовившая себе праздничную одежду

долгими зимними вечерами, была настоящим художником. Из ткани

домашней выработки или купленных на ярмарке материалов - шёлковых

лент, золотых и серебряных галунов, шерстяной пряжи и многого другого

о чём и не знает современный человек-крестьянка создавала чудо-наряд,

подлинное произведение искусства, в котором не стыдно было показаться

на люди. Ведь по одежде судили о трудолюбии и искусности, девушки, о

том, какая она будет хозяйка. Сегодня эти старинные костюмы, бережно

сохранённые в бабушкиных сундуках и собранные учёными-этнографами

в экспедициях по дальним сёлам, украшают музейные залы и вызывают

наше восхищение не менее, чем картины или скульптуры известных

мастеров. В одежде нашла выражение душа народа, его представление о

прекрасном.

Мы совершим путешествие из одной губернии в другую и увидим,

каким удивительным разнообразием отличалась русская традиционная

одежда.

1. Архангельская губерния.

Основной частью русского традиционного костюма была рубаха Девичий костюм архангельской губернии состоит из сарафана, рубахи

и головного убора - венца. Рукавами называлась вся рубаха или только её верхняя часть. Девочки до совершеннолетия и пожилые женщины ходили в одних рубахах, подпоясанных поясом. Рубахи шили из домотканого холста - льняного или конопляного. Рубахи могли быть цельными (сшитыми по всей длине из цельных полотнищ) и составными. Одним из важнейших элементов праздничной одежды был сарафан.

Домотканый холст, из которого пошит сарафан, заранее отдавали набойщикам. Ремеслом набойки (нанесения печатного рисунка или узора) хорошо владели и мужчины, и женщины, часто это было семейным занятием. Обучиться искусству набойки можно было в Архангельске. Из твёрдых пород дерева (берёзы, груши, клёна) делались пластины, на которых вырезали узор. Такую резную доску, покрывали краской и накладывали на неё влажный холст и били по нему деревянными молотками, перенося узор на полотно. Для сарафанов чаще всего использовался растительный орнамент, иногда с добавлением геометрических фигур, для рубах - в виде лапок, горошин и т. д. С конца XVIII века, когда появились дешёвые фабричные ситцы, крестьянская набойка стала постепенно исчезать из обихода.

Женская и девичья одежда была очень хороша своей красочностью, мягким и плавным силуэтом. На Севере, в неярком свете дней и белых ночей,

особенное значение имело праздничное узорочье костюма. Разнообразные

по цвету и фактуре, но прекрасно подобранные друг к другу детали

создавали наряд, который как бы дополнял суровую природу края,

расцвечивая её яркими красками.

2. Олонецкие мастерицы.

В Олонецкой губернии было много мастериц по вышивке. Самый старый тип вышивки назывался досельный (выдёргивая

нитки, ткань превращали в ажурную сетку и на её фоне белой нитью

делали узор). Ещё пользовалась известностью пудожская вышивка, яркая

и праздничная; её украшали красные, лиловые, жёлтые и зелёные нити.

Женский олонецкий костюм состоял из трё х частей: сарафан, шугай и кокошник. Кокошник расшивали перламутром, серебряными и золотыми

нитями и жемчугом - жемчужная сетка, поднизь опускалась на лоб почти

до бровей. Сарафан с шугаем шили из тёплого серебристо - бежевого цвета. Любопытно, что сарафаном в старину называлась мужская одежда,

затем его носили и мужчины, и женщины, а позднее он стал

исключительно женским платьем. Сарафан был непременной частью

приданого. У богатых невест насчитывалось по несколько десятков

сарафанов.

Девичий костюм состоял из рубахи, пояса и широкой оранжевой

шёлковой ленты, повязанной на голове. Рубаха - один из основных

элементов крестьянского костюма и в зависимости от своего назначения,

каждый раз украшалась по-разному.

В праздничной рубахе украшали весь рукав - такая рубаха называлась

порукавкой. На сенокос надевали подольницу, с широкой полосой

вышивки по подолу, её носили без сарафана.

3. Вологодская губерния.

По большим праздникам из сундуков доставили крестьянки

удивительные наряды, которые впору бы носить богатой купчихе.

Сарафан с «букетами», узорчатая душегрея с золотой отделкой, белая

тонкая рубаха, шитый золотой и серебряной нитями кокошник - борушка с

алым верхом, шейное украшение - вот праздничный наряд молодой

женщины из Вологодской губернии.

Ткань и пряжу нередко окрашивали, используя природные

растительные и минеральные красители, которые всегда были под рукой.

Например: красную краску получали из гречишника, зверобоя, лебеды,

колчана, обожжённой охры, железняка; синюю краску - из цветов

колокольчика, василька, ягод черники, дубовой коры; жёлтую краску - из

сурепки, щавеля, купальницы, чистотела, луковой шелухи и т. д.

Вологодские девушки надевали очень много украшений - кольца,

серьги, браслеты, ожерелья, цепочки с крестами. Зимой девушки и

молодые женщины на гуляньях даже специально снимали варежки, чтобы

показать унизанные перстнями руки. Носили также митенки - узкие и

длинные перчатки без пальцев, которые надевали с рубахой с короткими,

до локтя, рукавами. Митенки вязали на спицах из тонкой белой хлопчато

- бумажной нити или покупали на ярмарках.

4. Ярославское узорочье.

В Ярославле развивались различные ремёсла и художественные

промыслы.

Искусство вышивки достигло в Ярославле необычного расцвета. Старые вышивки - имеют глубокий символический смысл. В них

зашифрованы древние славянские мифы о происхождении мира, самого

человека.

Круг в виде колеса со спицами на вышивке означал солнце,

крестообразные фигуры - огонь, ромбики с точками в середине -

засеянное поле, символ плодородия. Традиционными ткаными букетами

украшали пышный сарафан и душегрею.

Платки были известны на Руси ещё в XVI - XVII веках, тогда их

называли канаватками. В первой половине XIX века появились

набивные шерстяные платки, на которых яркие цветы рассыпались по

чёрному, синему, красному, зелёному или кремовому полю. Со временем

платок стал неотъемлемой частью женского и девичьего костюма.

У женщин и девушек существовала разная манера носить платок.

Замужняя женщина надевала один платок и завязывала его узлом или

закалывала булавкой; девушка могла накинуть на плечи несколько

платков, заправить их концы за лямки сарафана или свернуть платок

широкой лентой около 15 см и носить как повязку на голове, оставляя

макушку открытой.

5. Тверское золотное шитьё.

Золотом и серебром вышивали на Руси с незапамятных времён. Это

искусство ещё в X веке пришло к нам из Византии вместе с

христианством, такой драгоценной вышивкой украшались церковные

облачения, княжеская и боярская одежда. Со временем золотая вышивка

стала элементом праздничной и свадебной одежды крестьян

в различных губерниях России.

Русские вышивальщицы создавали растительные узоры изумительной

красоты. Располагая стежки в разных направлениях, они добивались

эффекта переливчатого сияния тканого рисунка.

Для выполнения узора использовалась позолоченная серебряная

пряденая нить, в которой тончайшая металлическая лента была туго

навита на льняную или шёлковую и долго сохраняла блеск настоящего

золота.

6. Рязанский шушпан.

Женская рубаха была длиннее мужской, её подол опускался почти до

ступней. Чтобы рубаха не мешала при ходьбе, её подбирали поясом в

талии, так что верхняя часть одежды свисала поверх него. Шили как правило женщины сами. Уже с тринадцати - пятнадцати лет девушки начинали готовить себе приданое: праздничную и повседневную одежду. Шить приходилось вручную, делая мелкие и частые стежки, швы тщательно заделывались.

Важной частью женского костюма был головной убор - сорока, кичка,

рога. Для замужней женщины показаться на людях с непокрытой головой

считалось зазорным (отсюда и пошло выражение «опростоволоситься» -

опозориться, попасть в неловкое положение).

Шушпан считается очень древней одеждой. Он бывает распашной, то

есть разрезанный посередине и без застёжек. Такие праздничные

шушпаны носили молодые женщины, у пожилых он был обшит чёрной

тесьмой. Определить возраст владелицы наряда всегда можно было по

одежде. У молодых женщин она яркая, с большим количеством

украшений. Одежда пожилых людей имела много общего с детской, она

шилась из белого или тёмного материала и почти не имела отделки.

7. Воронежский жорёлок.

По большим праздникам, на свадьбу, гулянья молодые женщины и

девушки надевали рубахи, которые называли годовщинными. Вышивка

чёрными шерстяными нитями украшала рукава и верхнюю часть рубахи,

иногда их расшивали золотыми нитями, отделывали кружевом. Эти

рубахи прекрасно дополняли головной убор из малинового или лилового

бархата, обшитый галунами, золотыми бусинками и блёстками.

Годовщинные рубахи надевали с праздничной расшитой красной гарусной

шерстью понёвой. Ещё одной особенностью костюма был накладной

воротник - жарёлок, и длинные манжеты - нарушники, полностью

закрывающие руки, а также однодворческий кокошник, который в

отличие от северных кокошников надевался на кичку. Нарушники

(манжеты) надевали в особо торжественных случаях, их пришивали к

рукавам рубахи или делали съёмными, тогда они застёгивались около

запястья на пуговки или крючки. Жарёлок служил дополнением к

праздничной рубахе.

Традиционный русский костюм несмотря на обилие деталей и

цвета, неизменно сохраняет цельность облика и сбалансированность

цветового решения.

Литература :

1. Андреева А. Ю. Русский народный костюм. Путешествие с

севера на юг». Санкт-Петербург «Паритет». 2006 г.

2. Зотова И. П. Белгородский народный костюм. – Белгород. Издательство «Истоки» 2005.

3. Кирсанова Р. М. Русский костюм и быт XVIII-XIX (18-19) веков. Москва 2008 г.

4. Научно-популярный журнал «Народное творчество» 2005 г.

выпуск №6.

Публикации по теме:

Дидактическая игра-раскраска по номерам «Русский народный костюм»Дидактическая игра-раскраска по номерам «Русский народный костюм» Перед вами - черно-белые раскраски, но по мотивам русского народного костюма! Можно их просто раскрасить, а можно, придерживаясь определенных.

Лэпбук «Русский народный костюм»Лэпбук «Русский народный костюм» В рамках программы мы проходили модуль «Народная культура и традиции». В ходе педагогического наблюдения было выявлено, что многие ребята.

Конспект тематического развлечения для детей средней группы «Русский национальный костюм» Цель: формировать знания детей о русском национальном костюме, о русских народных сказках, потешках; вызвать чувство восхищения талантом.

Конспект занятия «Русский народный праздник встречи весны «Сороки» для детей младшего школьного возрастаКонспект занятия «Русский народный праздник встречи весны «Сороки» для детей младшего школьного возраста Конспект занятия по теме: «Русский народный праздник - встреча весны «Сороки» для детей младшего школьного возраста. История праздника.

Масленица. Русский народный праздник. Материал для средней группыМасленица. Русский народный праздник. Материал для средней группы Масленица. Русский народный праздник В этом году Масленицу будут праздновать с 20 по 26 февраля. Масленица - это озорное и веселое прощание.

Мастер-класс для музыкальных руководителей. Тема «Русский народный танец. Кадриль» (Слайд 1) Танец это один из самых древнейших видов искусства. Он родился постепенно, из разнообразных движений и жестов, связанных с эмоциональными.

Мастер-класс «Русский народный сарафан»Мастер-класс «Русский народный сарафан» Нашла подходящую куклу для нижней рубашки взяла белую ткань, обмерила модель,кроила все на глаз, рукава можно просто прямоугольники,.

Мастер-класс «Народный костюм для куклы «Кубаночка»Мастер-класс «Народный костюм для куклы «Кубаночка» Недавно мне в руки попала кукла, которой требовалось заменить одежду. Тогда я решила сшить для нее не просто платье, а костюм в народном.

Русский костюмРусский костюм В нашем детском саду одним из направлений нравственного воспитания является знакомство детей с родной культурой, в частности, с православными.

Русский народный танец «Хоровод» (видеоотчет) Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами танцевальной работой в русском народном стиле «Хоровод», которая была подготовлена.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Русский народный костюм губерний России»
Опубликовано: 28 октября 2017 в 13:58
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД