Данишевская Оксана
Консультация для воспитателей «Эколого-оздоровительная работа в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей на тему :
«Эколого – оздоровительная работа в ДОУ»
2021 г.
Дошкольный возраст — это начальный этап формирования личностных качеств, целостной ориентации человека. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, себе и другим людям. Именно поэтому экологическое воспитание детей начинается с раннего детства, когда они начинают знакомиться с травкой, цветочками, насекомыми, птицами, животными, с различными природными явлениями и в это время закладывается фундамент экологического образования.
Публикация «Консультация для воспитателей „Эколого-оздоровительная работа в ДОУ“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Конечно, дети в силу своего возраста не всегда понимают, что значит, и как нужно беречь природу. В этом и заключается задача нас - взрослых, в частности родителей и педагогов ДОУ, объяснить и научить всему наших детей, что знаем и умеем сами, в силу своих возможностей и навыков
В настоящее время наблюдается процесс отчуждения детей от природы. Многие дети живут практически в искусственной среде, не имея возможности общаться с природными объектами. Дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Но никакой фильм о природе не заменит живого общения с природой. Ребенок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, кору, побегать босиком по траве, обнять дерево. Самостоятельно открыть тайны природы.
Тема экологического воспитания детей актуальна, ведь именно в этот период закладывается позитивное отношение к природе и идет начальное обучение элементарным экологическим представлениям.
Природа позаботилась о том, чтобы её обитатели имели всё, что им нужно для полноценной жизни, умели заботиться о своём здоровье. Легче с момента рождения охранять и укреплять здоровье, чем после лечить заболевания. Чтобы сохранить своё здоровье, надо беречь «здоровье» окружающей природы.
Одним из ведущих факторов риска для здоровья детей является экологическая обстановка в местах их проживания. В этой связи повышение экологической грамотности детей, их родителей и педагогов дошкольного учреждения может быть одним из путей сохранения здоровья дошкольников.
Экологическое образование и физическая культура имеют общую цель: понимание ценности жизни и здоровья, а также формирование культуры личности.
Одним из важных условий реализации эколого-оздоровительной системы в дошкольном учреждении является правильная организация развивающей среды, которая способствует:
- познавательному развитию ребенка;
- эколого-эстетическому развитию;
- оздоровлению ребенка;
- формированию нравственных качеств;
- формированию экологически грамотного поведения;
В систему эколого-оздоровительной работы в ДОУ включается : ознакомление с различными видами гимнастики (пальчиковая, дыхательная, корригирующая); музыка для релаксаций (звуки природы, пение птиц); обучение элементарным приёмам самомассажа; закаливание; профилактика плоскостопия; проведение подвижных и малоподвижных игр в соответствии со временем года, обучение правилам безопасного поведения в природе. Все упражнения объединяет образ природы: животные, растения, явления живой и неживой природы.
Интегрированные физкультурные занятия имеют общепринятую структуру, проводятся инструктором по физической культуре совместно с воспитателем, составляют физические упражнения, подбор которых обусловлен возрастом и уровнем физической подготовленности детей, а также временем года и погодными условиями. Наряду с выполнением физических упражнений в процессе занятий дети под руководством воспитателя проводят наблюдения за природными явлениями и сезонными изменениями.
В качестве физических упражнений обычно используются следующие их разновидности:
1. Упражнения дыхательной гимнастики («Листья шуршат», «Подуй на листочек, снежинку, бабочку», «Одуванчик»)
2. Общеразвивающие упражнения («Листопад», «Поймай снежинку, листочек, бабочку», «Цветок», «Ветер дует нам в лицо» и др.);
3. Подвижные игры («У медведя во бору», «Птица без гнезда», «Раз грибок, и два, и три», «Совушка», «Медведи и пчелы», «Найди свой цветок» и т. п.);
4. Эстафеты («Сбор урожая», «Ручейки и озера», «Болото» и др.);
5. Сезонные упражнения спортивного характера (катание на санках, лыжах, велосипедах, самокатах и т. д.)
Подбор упражнений определяется темой занятия и взаимосвязан с содержанием природоведческих наблюдений. Формирование первоначальных знаний о природе проводиться в игровой форме с учетом возрастных психологических особенностей детей: например, используются персонажи – «Лесовичка», медведя, зайчика «бабы-яги», которые проводят с детьми экскурсию по «своим владениям». При этом у детей расширяется кругозор, формируются нравственные и волевые качества (дружба, взаимопомощь, инициатива, настойчивость, выдержка, коллективизм и др., укрепляется здоровье.
Взаимодействовать с окружающей природной средой дошкольники учатся во время целевых прогулок, экскурсий, специально организованной деятельности на спортивной площадке, и экологической тропе на территории ДОУ).
Роль педагога заключается в том, чтобы донести формулу - «ребенок – природа – здоровье» .
В каждой группе оформлены уголки природы, которые содержат многообразие коллекций, макетов, природного материала, большое разнообразие книг, картин, игрушек и игр природоведческого содержания, оборудование для труда, комнатные цветы.
Территория дошкольного образовательного учреждения – это огромная составляющая в жизни каждого ребенка – здесь он проводит практически половину всего своего времени.
От того, насколько ухоженной, красивой и разумно спланированной она будет, зависит то, насколько здоровых и экологически грамотных ребят мы воспитаем. Наиболее эффективным здесь будет собственный пример и метод совместного взаимодействия – участие детей, родителей и педагогов в оформлении территории и участков детского сада.
На территории ДОУ имеется экологическая тропа, альпийская горка, метеостанция, цветники, для которых весной сотрудники учреждения сами выращивают рассаду, свой огород, где дети могут проводить наблюдения и заниматься трудовой деятельностью.
Для здоровья дошколят, которые в теплые деньки любят походить босиком, можно создать «Тропу здоровья» наполненную различными природным материалом (шишки, щебенка мелкая, песок, травяной покров).
Фантазия педагогов детского сада не знает границ, поэтому для благоустройства территории мы используем и природный (коряги, чурки, пни) и бросовый материал (старые пластинки - солнышко, бабочки; пластмассовые бутылки – цветы, вазоны).
Педагоги учат дошкольников следить за чистотой и порядком на территории учреждения, например помогают дворнику собирать мелкий мусор, сухую листву. Воспитатель должен дать детям почувствовать, что даже от их посильных, на первый взгляд незначительных, действий зависит, каким будет окружающий мир. Ребенок должен понимать и свою ответственность за состояние окружающей среды
Озелененная территория детского сада используется в работе с детьми во всех видах деятельности: праздники и развлечения по музыкальному и физическому развитию детей, оздоровительная работа, эстетическое воспитание и т. д.
Комплексная, последовательная эколого-оздоровительная работа, как правило, дает положительную динамику. Дети проявляют осознанное отношение к своему здоровью, окружающей среде, гуманное отношение к растениям и животным.