Приложение МААМ

Консультация для воспитателей «Наблюдения в ДОО».

Елена Петрова
Консультация для воспитателей «Наблюдения в ДОО».
▼ Скачать + Заказать документы

Организация наблюдений в ДОО. .

Роль и значение наблюдения как метода познания, используемого в дошкольном образовательном учреждении, определяется особенностями детского восприятия и мышления. Накопление дошкольниками информации, сенсорного, коммуникативного, исследовательского опыта происходит прежде всего в ходе непосредственного восприятия различных явлений и объектов рукотворного мира, природы и социума. Основными инструментами, способами восприятия являются манипулирование, рассматривание и наблюдение, а итогами- представления (образы воспринятого) и опыт взаимодействия с окружающим миром. От яркости образов и осознанности представлений во многом зависит их дальнейшее включение в систему знаний, значение в практической и познавательной деятельности детей.

Публикация «Консультация для воспитателей „Наблюдения в ДОО“,» размещена в разделах

Как писал В. Сухомлинский «Прежде чем давать знания, надо научить ребенка думать, воспринимать, наблюдать».

Наблюдением в детском саду нередко называют родственные ему виды деятельности - созерцание, рассматривание, экспериментирование. Для того, чтобы правильно организовать каждый из них, педагогу необходимо четко понимать общие и различающиеся моменты в их содержании и назначении, знать возможности использования в разных возрастных группах.

Созерцание, рассматривание и наблюдение построены на визуальном контакте ребенка с неким явлением или объектом, не предполагают их преобразования, изменения свойств. Каждый из этих видов деятельности связан с эмоционально-эстетической сферой детей. Но если для созерцания пробуждение эмоционального отклика и эстетических впечатлений, является основной задачей, то организация рассматривания и наблюдений в ДОО преследует другие цели.

Рассматривание организуется как вариант познавательной деятельности детей раннего и младшего дошкольного возраста. Его цель- выявить характерные особенности внешнего вида растений, грибов, животных. Можно рассматривать реальные объекты, их модели и изображения. Организуя рассматривание педагог привлекает внимание дошкольников к определенным существам или предметам и помогает запомнить. Наблюдение- это целенаправленное восприятие явлений окружающей действительности, в ходе которого получают знания о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов. В образовательном процессе наблюдение позволяет решать и другие задачи : развитие у дошкольников наблюдательности, познавательных потребностей.

Цель наблюдения- формирование представлений об объектах и явлениях окружающего мира, установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных), сезонных явлений. Таким образом, возможности наблюдения много шире, чем потенциал рассматривания.

Очень важна правильная организация наблюдения, соответствующая логике его использования как метода познавательно- исследовательской деятельности, имеющего определенную структуру.

Цель. Как и у всех видов деятельности и форм их организации у наблюдения должна быть цель. Оптимальным является возникновение цели из познавательных потребностей детей. Роль взрослого состоит в том, чтобы помочь четко сформулировать на их основе цель.

Мотив. Дети дошкольного возраста любознательны, но познавательный мотив не всегда является для них доминирующим. Мотивом включения в наблюдение могут быть интригующий вопрос, игровая ситуация, эмоциональный отклик на слова или действия педагога или персонажа.

План. В старшем дошкольном возрасте воспитателю необходимо учить детей составлять план наблюдения, решения познавательной задачи. В подготовительной группе он составляется с учетом необходимости соблюдения правил безопасного для человека и природы поведения.

Осуществление наблюдения. Особенности данного этапа связаны с тем, какая разновидность наблюдения организуется.

Подведение итогов. Главным результатом наблюдения как метода познания становится достижение цели, нахождение ответа на поставленный вопрос.

Содержание наблюдений.

Каждое наблюдение состоит из 3-х структурных компонентов, функции которых различны.

1) Начало наблюдения. Задача данного этапа- концентрация внимания детей. В конце данной части воспитатель ставит цель наблюдения.

2) Основная часть. Задача данного этапа- обеспечить детям самостоятельное получение сенсорной информации, реализацию задуманного содержания наблюдения. Основная часть наблюдения должна быть цельной, единой. Ее нельзя прерывать длительным пояснением или рассказом.

3) Завершение наблюдения. Задача данного этапа- подведение итога наблюдения, обобщение полученных знаний. Завершающий этап должен быть эмоциональным, чтобы дети после него находились в хорошем настроении.

Классификация наблюдений.

По продолжительности наблюдения делятся на кратковременные и длительные. Кратковременные или распознающие наблюдения используются для формирования у детей представлений о разнообразии объектов живой и неживой природы. Они позволяют сделать как бы фотоснимок, выявить состояние объекта в определенный момент. Длительные наблюдения проводятся с целью выявления особенностей роста и развития растений, ознакомления с сезонными изменениями в живой и неживой природе, с жизненными циклами растений и животных. Чтобы отследить происходящие изменения организуется серия наблюдений, по итогам каждого этапа фиксируются результаты : выполняются рисунки, создаются модели, делаются фотографии. Это позволяет выявить произошедшие изменения, на основе последовательности рисунков составить рассказ. Длительные наблюдения способствуют развитию наблюдательности, умения анализировать, сравнивать и сопоставлять.

По форме организации наблюдения делятся на индивидуальные, подгрупповые и фронтальные.

По степени активности : по инициативе воспитателя или по инициативе детей.

По этапам усвоения знаний : на первичные, повторные, сравнительные и итоговые.

По характеру познавательных задач на распознающие и воссоздающие. Воссоздающие- это восстановление картины целого по отдельным признакам. Распознающие- это формирование представлений о разнообразии растений, животных,объектов живой и неживой природы.

Виды наблюдений :

1) Наблюдения за окружающим (неживыми предметами).

2) Наблюдения за живой природой (цветы, деревья, кустарники).

3) Наблюдения за транспортом (младшая и средняя группы- на территории д/с, старшая, подготовительная группа- экскурсия).

4) Наблюдения за живым объектом.

5) Наблюдения за трудом взрослых (младшая и средняя групп- на территории д/с, старшая и подготовительная-экскурсия).

Специфика организации наблюдений в разных возрастных группах определяется особенностями психических процессов, уровнем познавательной деятельности.

В младшей группе дети уже могут по итогам рассматривания или распознающего наблюдения ответить на вопросы педагога, назвать характерные признаки и действия объекта наблюдения, сравнить два объекта. После наблюдения целесообразно продумывать формы работы, позволяющие систематизировать и выразить полученные впечатления, стабилизировать эмоциональное состояние дошкольников.

В средней группе дети обладают некоторым запасом представлений о природе, мире предметов. Дети пятого года жизни принимают задачу. Поставленную воспитателем, могут сконцентрировать внимание на любом объекте, сравнивать два объекта, опираясь на вопросы воспитателя. В этом возрасте могут быть организованы длительные наблюдения.

В старшей группе дети способны не только воспринимать поставленную задачу наблюдения, но и самостоятельно ставить ее, намечать элементарный план наблюдения и следовать ему. Объект рассматривается не отдельно, а в системе связей с окружающим миром. Большое внимание необходимо уделять формированию умения устанавливать связи между внешним видом животного, его образом жизни и средой обитания.

Наблюдения в подготовительной группе должны отвечать стремлению детей седьмого года жизни к обобщению. Основными задачами наблюдения становятся формирование элементарных обобщающих понятий. Педагогу необходимо выбрать материал, способствующий систематизации и обобщению знаний, помогающий видеть в объектах и явлениях природы существенные признаки, выявить общие закономерности. Таким образом в старшем дошкольном возрасте наблюдение используется как адаптированный научный метод познания.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Звук и буква Ч» предназначен для учителей-логопедов ДОО, воспитателей логопедических групп. Тема: Звук и буква Ч Цель: Закрепить навык произношения звука ч в словах; Задачи: Обучающие: - учить выделять звук Ч в словах; - учить.

Консультация для педагогов «Нетрадиционные формы сотрудничества ДОО с семьей» Нетрадиционные формы сотрудничества ДОО с семьейДетский сад и семья - два важных института социализации детей. Дошкольное образовательное.

Консультация для воспитателей Гражданско – патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев воспитательной работы. Патриотизм – чувство любви к родине. Чувство.

Консультация для воспитателей Консультация для воспитателей «Интерактивные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников». В современном дошкольном образовательном.

Консультация для воспитателей Консультация для воспитателей Народные сказки и патриотическое воспитание дошкольников. Воспитатель:Турутина Елена Ивановна. Работая с.

Консультация для воспитателей «Повышение двигательной активности воспитателей» Консультация для воспитателей «Повышение двигательной активности воспитателей»«Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой.

Консультация для воспитателей: «Традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия с родителями воспитанников ДОО».Консультация для воспитателей: «Традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия с родителями воспитанников ДОО». Консультация для воспитателей: "Традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия с родителями воспитанников ДОО".Вся система работы в.

Методическая разработка для воспитателей ДОО «Хороводы хороводим» Для чего нужны хороводные игры? В первую очередь хороводные игры помогают развивать у детей выразительность движений, чувство ритма, воображение.

Фотоотчёт о наблюдениях на прогулке. НОД Наблюдения за плодовым деревом — сливой.Фотоотчёт о наблюдениях на прогулке. НОД Наблюдения за плодовым деревом — сливой. Длительные наблюдения за фруктовым деревом – сливой мы проводили с детьми на прогулке с мая месяца по август. Цель наблюдений: - знакомить.

Семинар-практикум для воспитателей ДОО «Прогулка как приоритетное средство развития дошкольников» Цель: объединить усилия коллектива МДОУ для повышения уровня организации прогулок, использования в практике достижений передового опыта.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Наблюдения в ДОО».
Опубликовано: 26 апреля 2017 в 15:43
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Наблюдения в ДОО».» (включая файлы) размещена пользователем Елена Петрова (УИ 1018790) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД