Лучший педагог года

Консультация для воспитателей «Организация ручного труда в группах старшего возраста на основе гендерного подхода»

Людмила Шерстобитова
Консультация для воспитателей «Организация ручного труда в группах старшего возраста на основе гендерного подхода»

Ручной труд - это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта. Такой труд является декоративной, художественно - прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта. Правильно организованный ручной труд в детском саду дает детям представление о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций. Систематизация ручного труда возможна по разным основаниям : материалам, используемым в работе, по учебным операциям, по целям, способам организации и т. д.

Публикация «Консультация для воспитателей „Организация ручного труда в группах старшего возраста на основе гендерного подхода“» размещена в разделах

Ручной трудизготовление предметов из разнообразных материалов: бумаги, картона, дерева, природного материала (листьев, шишек, желудей, соломы, коры, кукурузных початков, косточек персика,

бросового материала (катушек, коробок) с использованием меха, перьев, обрезков ткани и т. п.

Ручной труд связан с изготовлением посредствам вышивания, плетения, вязания, шитья, а так же игрушек, книг, сувениров, украшений, подарков, ремонтом книг, пособий, коробок, атрибутов для игр, лодочек, машин, корзинок, домиков, мебели, животных.

Ручной труд многообразен и подразделяется на виды по материалу из которого что-либо делают. Ручной труд требует, прежде всего, воли в конечностях и чувства и восприятия.

Например, по делению по материалу ручной труд предполагает следующие направления работы:

1. технология работы с бумагой

оригами

аппликация

бумажной моделирование

2. технология работы из природного материала

3. технология обработки ниток

плетение

макраме

4. технология обработки ткани

5. технология обработки кожи

6. декоративно-прикладное искусство

7. картонажные работы

8. ведение домашнего хозяйства

9. техника безопасности в работе с инструментами.

Ручной труд требует умения владеть ножницами, иглой, … Поэтому он вводится после того, как дети приобрели навыки работы с ножницами, клеем, бумагой и другими материалами на занятиях по конструированию и аппликации. Этот вид труда наиболее приближается по результатам, использованию инструментов к созидательному труду взрослых. По словам Н. К. Крупской, он формирует у ребенка политехнические подходы к материалам, инструментам с учетом их свойств. Изготовление вещей приучает видеть и анализировать детали, сочленения, соразмерять части по величине, подбирать по форме, изготавливать вещи по рисунку и т. д. В этой деятельности развивается конструктивное и планирующее мышление ребенка

Старшая группа. Происходит совершенствование умения работать с бумагой: сгибать лист вчетверо в разных направлениях; работать по готовой выкройке. Дети обучаются созданию из бумаги объемных фигур: делить квадратный лист на несколько равных частей, сглаживать сгибы, надрезать по сгибам. Продолжается обучение создания игрушек, сувениров из природного материала (шишки, ветки, ягоды) и других материалов (катушки, проволока в цветной обмотке, пустые коробки, прочно соединяя части. Формируются умения самостоятельно делать игрушки для сюжетно-ролевых игр; сувениры для родителей, сотрудников детского сада; украшения на елку. Хорошо привлекать детей к изготовлению пособий для занятий, и самостоятельной деятельности, ремонту книг, настольно-печатных игр.

Подготовительная к школе группа. Здесь уже можно разделить работу воспитателя на несколько видов :

Работа с бумагой и картоном – продолжать обучение складывать бумагу прямоугольной формы, квадратной, круглой формы в разных направлениях; использовать разную по фактуре бумагу, делать разметку с помощью шаблона; создавать игрушки-забавы; создание предметов из полосок цветной бумаги, подбирать цвета и их оттенки при изготовлении игрушек, сувениров, деталей костюмов и украшений к праздникам; формирование умения использовать образец; создание разнообразных объемных игрушек в технике оригами.

Работа с тканью – обучать вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, пришивать пуговицу, вешалку, шить простейшие изделия швом «вперед иголкой»; обучать делать аппликацию, используя кусочки ткани разнообразной фактуры, наносить контур с помощью мелка и вырезать в соответствии с задуманным сюжетом.

Работа с природным материалом – создание фигур людей, животных, птиц из желудей, шишек, косточек и др., передавать выразительность образа, создавать общие композиции.

Условия для самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста : --- насыщенная изо материалами и разнообразными материалами для детского художественного творчества предметно-развивающая среда;

• свободный доступ к материалам и возможность экспериментирования с ними;

• наличие образцов изделий и поделок;

• использование созданных детьми продуктов художественного творчества для оформления дошкольного учреждения, подготовки атрибутов спектаклей, организации выставок, участия в конкурсах;

• создание музея детских поделок, альбомов, книг;

• непосредственное вовлечение родителей в процесс творческой деятельности с детьми

Ручной труд имеет большое значение в деятельности дошкольников, и он очень многообразен. Особенностью детского ручного труда является его тесная связь с игрой (дети создают постройки и играют с ними, делают из бумаги и др. материалов игрушки и используют их в своих играх). Игры раскрывают ребёнку практическую целесообразность ручного труда, в них закрепляются и совершенствуются умения и навыки, приобретённые на занятиях.

При организации занятий по обучению детей ручному труду соблюдаются следующие условия:

1) Учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей

2) При отборе содержания для ручного труда и образцов игрушек для изготовления детьми учитываем разницу в интересах мальчиков и девочек

3) Каждая поделка должна быть интересна детям по содержанию и находить конкретное практическое применение

4) Используется усложнение технических и изобразительных средств обучения для придания занятиям обучающего и развивающего характера

5) О результатах продуктивной деятельности ребенка рассказывается его родителям, приходящим в группу взрослым, показываем им поделки, публично выражая свое одобрение и похвалу;

6) Занятия строится так, чтобы нести детям положительный эмоциональный настрой, воспитывать у детей нравственные понятия

рекомендации педагогам при подготовке к занятиям:

• Педагоги должны быть грамотны в вопросах не только возрастных и физиологических особенностей детей своей группы, но и знать особенности познавательной сферы мальчиков и девочек.

При подготовке к занятиям педагог должен продумать следующие моменты: а) пути решения познавательной задачи должны носить как информационный, так и исследовательский характер ; б) продумывать вопросы к занятию, учитывая особенности детей разного пола; в) использовать больше наглядности на занятиях, т. к. это важно для мальчиков; г) использовать проблемные ситуации на занятиях, помнить, что для девочек важны ситуации развивающего характера, чтобы найти другой способ или вариант решения, а для мальчиков – ситуации поискового характера.

• При обучении новому материалу разделять детей, рассаживать детей на занятии: мальчик – девочка, т. к. дети взаимодополняют друг друга

В начале занятия использовать игровые разминки, чтобы дать возможность мальчикам сконцентрировать внимание. • При объяснении последовательности работы, следить за тем, чтобы оно было четким, конкретным, понятным, особо немногословным. Особенно это важно для мальчиков.

. Развитие мелкой моторики стимулирует интеллектуальное и физическое развитие. Создание поделок, сувениров способствует эстетическому и творческому воспитанию, вырабатывает умение сосредотачиваться, развивает усидчивость, терпение и другие навыки и характеристики. Как проводить занятия с учётом аспектов гендерного воспитания?

Одним из условий успешной работы с детьми на занятиях ручного труда является мотивация, умение заинтересовать данным видом деятельности. Учитывая, что игра является ведущей деятельностью дошкольников, необходимо создавать условия для обыгрывания поделок, построек, поддерживать интерес и направлять замыслы детей, учитывая их потребности и желания.

Детский интерес способствует возникновению у воспитанников самостоятельного поиска, формированию мыслительной деятельности. К вопросу овладения навыками ручного труда девочками и мальчиками не стоит подходить одинаково. Оказывается, что мальчики медленнее включаются в занятие и быстрее истощаются интеллектуально, девочки же более организованные и усидчивые. Если же они занимаются вместе, то мальчикам рекомендуется брать пример не с девочек, а с детей того же пола - и наоборот. В этом случае они находят образец, достойный подражания среди сверстников ребенка того же пола. Но желательно создавать ещё и такие ситуации, благодаря которым у детей формируются позитивные установки на общение мальчиков и девочек. В этом отношении, можно подобрать задания таким образом, чтобы было чему поучиться и мальчикам и девочкам у противоположного пола.

Известно, что девочки более аккуратны и исполнительны, предпочитают репродуктивную деятельность, а мальчики - проблемно-поисковую, связанную с экспериментированием и активным действием в обучающей ситуации. Поэтому здесь нужно брать пример девочкам у мальчиков, чтобы не поддаваться соблазну следовать стереотипам. Необходимо подбирать задания таким образом, чтобы дети учились действовать в новой ситуации и осваивали новые способы когнитивной деятельности, а не действовали по шаблону. Девочки имеют более развитую мелкую моторику, более усидчивы. Но это не означает, что им подходит только вышивка, аппликация и т. д. Наоборот, нужно поощрять и развивать те навыки, которые «остаются за кадром», например, конструирование. Мальчикам обычно предлагается развивать навыки обращения с инструментами, и это замечательно, но поощрение их усилий на ниве мелкой пластики вдвойне ценно для сбалансированного развития зон головного мозга. Скорее всего, поделками с техническим уклоном больше будут интересоваться мальчики, а рукодельно-художественными — девочки. Однако у детей этого возраста ещё не выработалось чёткое разграничение типов творческой активности по принципу пола, поэтому воспитателю следует поддерживать выбор ребёнка вне зависимости от гендерных стереотипов.

Во время оценки при проведении занятия девочек и мальчиков нужно отметить индивидуально. При этом оценка девочек сразу должна быть дифференцированная, с добавлением нескольких слов описаний, обозначающих одобрение тех личностных качеств, которые они проявили (внимательность, рассудительность, сопереживание, терпение, мальчиков – общая, затем краткая, связанная с отметкой их деятельности (была хорошая задумка, сделали быстро, ловко, проявили находчивость)

Труд дает реальный результат. Под результатом труда дошкольников следует понимать не только материальное воплощение, но и моральное содержание: ребенок видит, что его действия кому-то приятны, вызывают благодарность, доброжелательное отношение. Такое эмоциональное подкрепление результата труда составляет его главную педагогическую ценность. Человек рожден для труда; труд составляет его земное счастье, труд — лучший хранитель человеческой нравственности.

Публикации по теме:

Аппликация с элементами ручного труда «Спящий малыш» в подготовительной группеАппликация с элементами ручного труда «Спящий малыш» в подготовительной группе Аппликация с элементами ручного труда "Спящий малыш".Второе название этой работы:«Как мой папа спал, когда был маленьким». Автор: Седова.

Конспект занятия по аппликации с элементами ручного труда «Гиацинт» для старшей группыКонспект занятия по аппликации с элементами ручного труда «Гиацинт» для старшей группы Конспект занятия по аппликации с элементами ручного труда "Гиацинт" для старшей группы. Автор: Седова Наталья Владимировна, воспитатель группы.

Консультация для педагогов «Организация труда, трудовые поручения в средней группе»Консультация для педагогов «Организация труда, трудовые поручения в средней группе» Программа детского сада предусматривает в младшем возрасте воспитывать у детей интерес к труду. В средней группе трудовая деятельность.

Консультация для родителей и воспитателей «Методика организации труда — дежурство» для старшего дошкольного возраста Важной задачей организации дежурства в старшем дошкольном возрасте является – формирование у детей ответственности за порученное дело, стремление.

Консультация для воспитателей «Научить учиться» (Реализация системно-деятельностного подхода в практике работы ДОУ) Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы.

Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» - консультация для педагогов дошкольного образования.

Консультация «Польза ручного труда для развития детей старшего дошкольного возраста»Консультация «Польза ручного труда для развития детей старшего дошкольного возраста» "Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают.

Мастер-класс ручного труда «Куколка из ложки»Мастер-класс ручного труда «Куколка из ложки» В один из дождливых летних дней девочки из нашей группы решили заняться творчеством. Они решили изготовить для совместных театрализованных.

Организация ручного труда дошкольников как творческой деятельности в системе трудового воспитания в детском садуОрганизация ручного труда дошкольников как творческой деятельности в системе трудового воспитания в детском саду Наши дети любят играть. Мы сделаем игру своими руками из бумаги. Оригами – это увлекательное и полезное занятие. Научимся делать из бумаги.

Вовлечение родителей в создание предметно-развивающей среды в системе дошкольного образования с учётом гендерного подходаВовлечение родителей в создание предметно-развивающей среды в системе дошкольного образования с учётом гендерного подхода Сегодня в обществе продолжает идти становление новой системы дошкольного образования. В соответствии с законом Российской Федерации «Об.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Организация ручного труда в группах старшего возраста на основе гендерного подхода»
Опубликовано: 13 сентября 2020 в 05:40
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД