Приложение МААМ

Консультация для воспитателей «Осанка — основа здоровья»

Елена Булакова
Консультация для воспитателей «Осанка — основа здоровья»
▼ Скачать + Заказать документы

«Осанка – основа здоровья»

Подготовила: инструктор по физической культуре ГБДОУ д/с № 69 Красносельского района Санкт – Петербурга Булакова Е. А.

Правильная осанка

Правильной осанкой считается привычная поза непринужденно стоящего человека, которую он принимает без лишнего напряжения. Это наилучшее положение частей тела человека, при котором достигается сохранение равновесия и правильное функционирование всех органов и систем. Таким образом, хорошее физическое развитие и полноценное здоровье возможны только при правильной осанке. По сути же осанка – это рефлекс позы. Ведь она формируется в результате длительного пребывания тела в каком-то положении и в значительной степени зависит от изгибов позвоночника. Поэтому, если ребенок длительно находится в неудобной позе, неправильно лежит, сидит или ходит, может сформироваться и неправильный тип осанки. Чтобы этого не произошло, необходимо воспитывать у ребенкака принимать позу правильной осанки и сохранять ее длительное время при сидении, стоянии, ходьбе.

Публикация «Консультация для воспитателей „Осанка — основа здоровья“» размещена в разделах

Признаки правильной осанки :

- расположение позвоночника посередине спины по прямой линии;

- голова и туловище расположены на одной вертикальной линии;

- голова расположена прямо, без наклона;

- углы лопаток располагаются на одной горизонтальной линии;

- сами лопатки находятся на одинаковом расстоянии от позвоночника;

- лопатки прижаты к туловищу;

- плечи расположены на одной горизонтальной линии;

- талия симметрична;

- грудная клетка симметрична;

- в профиль грудная клетка не имеет впадин и выпячиваний;

- соски располагаются на одном уровне;

- живот симметричен;

- передняя брюшная стенка расположена вертикально, живот не выпячивается;

- пупок расположен посередине туловища;

- ноги прямые, коленные и тазобедренные суставы разогнуты.

Нарушение осанки

Нарушение осанки – это отклонение от нормальной осанки. Еще эти нарушения называются дефектами. Хотя они и не являются заболеванием, но служат «первым звонком», сигналом о вероятности в будущем возникновения остеохондроза, патологических искривлений позвоночника, заболеваний внутренних органов.

По разным источникам, от 60 до 80% детей – в среднем 4 ребенка из 5 – имеют те или иные отклонения.

Почему же дети приходят в детский сад уже с нарушением осанки?

Несколько картинок из жизни:

- Ребенок только что родился, а его норовят уложить на подушку;

- Малыш едва держит голову, а его уже пытаются усадить;

- На прогулке его сажают в коляску с мягкими сиденьем и спинкой, где он провисает, скрючившись, как в гамаке, и раскачиваясь при каждом движении коляски;

- Карапуз еле-еле научился ползать, а его уже заставляют стоять и ходить;

- А как часто малыша из детской кроватки перекладывают на старый диван или кресло-кровать (родился второй ребенок или кроватка занимает много места в комнате);

- А у скольких малышей нет собственного стола и стульчика, подходящих по росту, и они свои первые рисунки делают либо на полу, причудливо изогнувшись, либо сидя на обычной табуретке за столом для взрослых, еле доставая до него подбородком;

- А скольким малышам приходится ходить в обуви, доставшейся по наследству от старших братьев и чужих детей, со стоптанными каблуками и выношенными стельками?

- А вспомним ли мы, в какой позе наши дети сидят за обеденным столом или выполняют домашние задания?

- Наверняка многие любят есть, сидя на диване возле телевизора;

- А уроки делают на кровати, умудряясь там и писать, и читать;

- А сколько времени без перерыва ребенок сидит у телевизора и компьютера?

Уйдя головой в бытовые проблемы, мы порой забываем о самом важном. А ведь проблему легче предупредить, чем решать.

Развитие нарушений осанки в дошкольном возрасте обусловлено неправильной рабочей позой и слабым физическим развитием ребенка. А это напрямую связано с его образом жизни. Современные дошкольники двигаются значительно меньше, чем их родители, а тем более бабушки и дедушки в соответствующем возрасте. Телевизор, компьютер, игровые приставки, школы раннего интеллектуального развития вынуждают малыша долгие часы проводить в сидячем положении. Двигательная же активность и адекватные физические нагрузки отступают на задний план. Чаще всего дефекты осанки формируются в период первого ростового скачка в возрасте (в 5-8 лет). Второй по частоте пик возникновения дефектов осанки – ростовой скачок в подростковом возрасте.

Встречаются следующие виды нарушения осанки :

- вялая осанка – характерна только для маленьких детей дошкольного возраста;

- сутулая спина;

- плоская спина;

- плосковогнутая спина;

- кругловогнутая спина.

Остановимся подробнее на первых двух видах нарушения осанки.

Вялая осанка

Неустойчивая, неряшливая осанка у детей дошкольного возраста называется вялой. Это еще не сформировавшийся и не закрепившийся дефект осанки. Если ребенок примет позу правильной осанки, то позвоночник будет полностью в правильной форме. Но в расслабленном состоянии осанка вновь становится вялой. Кажется, что малыш просто устал и поэтому обмяк. И родители не концентрируют на этом внимание. Но зачастую именно вялая осанка является первым признаком начинающего развиваться дефекта осанки. Основная причина вялой осанки – слабое развитие мускулатуры. А это происходит вследствие недостаточной двигательной активности малыша, частых и длительных заболеваний. Ребенок с вялой осанкой довольно тяжело переносит длительное нахождение в статической позе, все время пытается изменить положение тела (ерзает на стуле, сутулится). Из-за этого производит впечатление уставшего, ослабленного или заболевшего.

Характерен внешний вид ребенка с такой осанкой :

- увеличение шейного и грудного изгибов позвоночного столба;

- слегка опущенная голова;

- плечи сдвинуты вперед и опущены;

-лопатки крыловидно отстают от спины;

- живот выступает вперед и отвисает;

- ноги слегка согнуты в коленях.

Довольно часто сочетается с плоскостопием, искривлением костей голени и другими нарушениями.

Сутулая спина

Часто встречается у детей школьного и дошкольного возраста. Это самый распространенный дефект. Доминирующая причина – неправильная поза при работе за столом, сидении, лежании. При сутулой спине возникают затруднения в работе легких и сердца из-за уменьшения подвижности грудной клетки, а это сказывается на здоровье ребенка.

Признаки сутулой спины:

- спина в верхнем отделе выгнута назад;

- голова отклонена вперед;

- резко выступает 7-й шейный позвонок;

- плечи значительно выдвинуты вперед;

- углы лопаток крыловидно выступают;

- грудная клетка спереди запавшая;

- живот выпячен вперед и отвисает.

Формирование правильной осанки у ребенка

2 вида факторов: 1 – внутренние (факторы самого организма ребенка); внешние (действующие на детский организм извне).

К разряду внутренних факторов относятся:

- наследственность (может передаться склонность к различным искривления, особенно сколиозу)

- тип телосложения (конституции) – худенький высокий малыш более склонен к развитию искривлений, чем коренастый крепыш

- темперамент – чем более активен и подвижен ребенок, тем лучше у него развивается опорно-двигательный аппарат. Тихий малоподвижный ребенок, часто сидящий ссутулившись в уголочке, более склонен к деформациям позвоночника.

- состояние костей, мышц и связок. При различных патологиях (травмы, рахит) возможно развитие искривления костей, в том числе и П.

- уровень физического развития ребенка – физическая сила, выносливость, ловкость, быстрота, гибкость, координация. Чем лучше физически развит ребенок, тем больше у него развит мышечный корсет, поддерживающий позвоночник.

- наличие навыка поддержания правильной осанки и уровень мотивации на ее удержание

- темпы роста ребенка – если ребенок растет быстрее своих сверстников, то часто мышечная масса не успевает за ростом костной ткани и возникает дисбаланс между развитием этих структур.

Внешние факторы:

- двигательный режим ребенка дома и в детском саду. Если день ребенка заполнен разнообразными интеллектуальными занятиями и времени на прогулки и подвижные игры не остается, то у него обязательно возникнут проблемы с осанкой

- частые заболевания, в том числе простудные. Малыш вынужден ограничивать физические нагрузки, нарушаются питание и развитие всех органов и систем.

- экологическая обстановка. Малое количество солнечных дней в году, невозможность много времени проводить на свежем воздухе приводят к нарушению обмена кальция и фосфора в организме (рахит, искривление костей).

- характер питания. Недостаточное количество продуктов, содержащих кальций и фосфор, несбалансированное питание.

- нерационально организованные условия быта и обучения. Не соответствующие росту и возрасту ребенка мебель, освещение, одежда способствуют формированию неправильных привычных поз, что в дальнейшем приводит к дефекту осанки.

Рекомендации по формированию правильной осанки у ребенка

Основным средством формирования правильной осанки, а также профилактикой ее нарушений являются специальные физические упражнения. Чтобы оздоровительные упражнения были эффективны, то есть могли обеспечить ребенку полноценную тренировку, подбирать и выполнять их надо правильно. Для занятия выбирают по 1-2 упражнения для укрепления различных мышечных групп (плечевого пояса, спины, груди, живота, нижних конечностей). Низкое исходное положение (лежа, сидя, стоя на четвереньках) способствует сохранению правильных изгибов позвоночника и уменьшению нагрузки на позвоночный столб. Для формирования навыка правильной осанки рекомендуется тренировать выпрямленное положение, прижавшись спиной к полу или стене. При этом сохраняется правильное положение головы, спины, таза, стоп. Мышечные ощущения при правильном положении тела ребенок должен почувствовать и запомнить. Формирование осанки – процесс продолжительный, требующий систематических занятий. Заниматься лучше ежедневно по 15-20 минут с детьми 3-5 лет и по 20-30 минут с детьми 5-7 лет. Перед каждым занятием необходимо выполнить несколько подготовительных общеразвивающих упражнений.

Примерный комплекс упражнений для укрепления мышечного корсета

1. «Крылышки». И. п. – лежа на животе. Поднять голову и плечевой пояс, руки к плечам, ладони выпрямлены («крылышки»). Задержаться в этом положении на счет 2-4-6-8-10, вернуться в и. п. Повторить 2 раза.

2. «Кулачки». И. п. – лежа на животе. Поднять голову и плечевой пояс, вытянуть руки вперед. Сжимать и разжимать кулаки на счет 2-4-6-8-10, вернуться в и. п. Повторить 2-4 раза.

3. «Достань колено». И. п. – лежа на спине, руки вдоль тела. Поднять голову, носки ног на себя, согнутую ногу подтянуть к животу, обхватить руками, коснуться лбом колена, вернуться в и. п. То же другой ногой (2-4 раза).

4. «Ножницы». И. п. – полулежа на спине, опираясь на предплечья сзади. Согнуть ноги, выпрямить их на весу и выполнять скрестные движения прямыми ногами на счет 2-4-6-8, согнуть и опустить ноги. Повторить 2-4 раза.

5. «Поочередное поднимание ног». И. п. – лежа на животе, руки согнуты впереди, голова лбом лежит на тыльной поверхности кистей рук. Поднимать ноги поочередно, не отрывая туловища от пола (4-6 раз каждой ногой).

6. «Лодочка». И. п. – лежа на животе. Поднять голову и плечевой пояс, руки вперед с одновременным подниманием ног – «лодочка», задержаться в этом положении на счет 2-4-6, вернуться в и. п. Повторить 2-4 раза.

Список использованной литературы

1. Л. Ф. Асачева, О. В. Горбунова «Система занятий по профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста», Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2013

2. Л. М. Савко «Правильная осанка. Как спасти ребенка от сколиоза.», Санкт-Петербург, «Питер», 2011

3. Л. В. Останко «Оздоровительная гимнастика для дошкольников», Санкт-Петербург, «Литера», 2006.

Публикации по теме:

День здоровья-как основа гармонично развитой личностиДень здоровья-как основа гармонично развитой личности День здоровья в МБДОУ «Детский сад №2 комбинированного вида» г. Пикалёво прошёл 20 февраля 2016 года накануне Дня Защитника Отечества. «Чтобы.

Консультация для воспитателей «Как организовать и создать уголок здоровья в группе?» Ирина Казакова Консультация для воспитателей «Как организовать и создать уголок здоровья в группе? 1,2 слайд Одной из наиболее актуальных.

Консультация для воспитателей на тему «Роль игры в жизни ребенка с ограниченными возможностями здоровья» РОЛЬ ИГРЫ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В статье рассматривается значение игры в жизни ребенка с ОВЗ и особенности.

Консультация для воспитателей «Прогулка на свежем воздухе — залог здоровья дошкольников!» Пребывание на открытом воздухе (прогулка) – наиболее эффективный вид отдыха, позволяющей обеспечить закаливание организма и увеличение двигательной.

Консультация инструктора ДОУ «Правильная осанка у дошкольников» Консультация инструктора по физической культуре. ПРАВИЛЬНАЯ ОСАНКА У ДОШКОЛЬНИКОВ Как выглядит здоровый ребенок? Активный, веселый, с хорошим.

Культура речи воспитателей ДОО как основа педагогической культуры Культура речи воспитателей ДОО как основа педагогической культуры Сегодня многим известна поговорка «Слово – визитная карточка человека».

Осанка и её значение для укрепления здоровья детей Исследователи называют разные причины этого - от неправильной позы при стоянии и сидении до генетических факторов. При этом почти все специалисты.

Осанка и её значение для укрепления здоровья детей. Продолжение Этиология и патогенез нарушений осанки. А. В. Овечкин доказывает, что неправильная, патологическая осанка формируется в результате комплекса.

Питание-основа здоровья! (фотоотчёт)Питание-основа здоровья! (фотоотчёт) Недавно в нашей группе прошла тематическая неделя «Питание - основа здоровья». Её целью являлось формирование у детей позитивного отношения.

«Правильное питание — основа хорошего здоровья»  (фотоотчёт)«Правильное питание — основа хорошего здоровья»  (фотоотчёт) Недавно мы озадачились вопросом: "Почему болит живот?", "Почему,когда мы болеем, нам дают есть одну пищу и не дают другую?" Покопавшись.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Осанка — основа здоровья»
Опубликовано: 26 июня 2016 в 07:17
+35Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Осанка — основа здоровья»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Булакова (УИ 291233) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 24.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД