Консультация для воспитателей «Пальчиковый театр, тактильный театр и театр ручных теней для развития речи дошкольников»

Елена Александровна Юрина
Консультация для воспитателей «Пальчиковый театр, тактильный театр и театр ручных теней для развития речи дошкольников»

Известно, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, так как многие из них очень заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят телевизор, играют на компьютере. Они редко делают что-то своими руками: современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития мелкой моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.).

Прекрасным средством для развития речи и мелкой моторики является пальчиковый театр, театр ручных теней и прирученных зверей, тактильный театр, который можно изготовить своими руками. Дети с увлечением рассказывают хорошо знакомые сказки («Колобок», «Теремок», «Кот, лиса и петух и другие, используя пальцы).

Пальчиковый театр – это волшебный мир, в котором ребёнок радуется, играя, а, играя, познаёт окружающий мир. Он состоит из фигурок, надеваемых на пальцы руки взрослого или ребёнка. Фигурки выполняются из разных материалов: дерева, керамики, ниток, ткани и даже бумаги.

Начинать знакомство с пальчиковым театром можно с полутора-двух лет.

В работе с пальчиковым театром существует два этапа. Первый этап это когда роли и чтение сюжета берёт на себя взрослый – родители или воспитатель детского сада. Здесь дети выступают только как зрители. Единственное, что можно использовать из активизации зрителя – это вопросы в зал, типа: - ребята, а вы любите мороженое? Или – а куда убежала лиса? И так далее. Первые занятия с пальчиковым театром должны проходить чисто как театральные представления. Из них дети узнают правила и традиции театрального искусства, порядок действия и так далее.

Вторым этапом работы с пальчиковым театром можно назвать этап, когда в игру включаются дети, непосредственно как участники действия. Они играют роли, озвучивают их, учат стихи и тексты. Дети – актёры. Поначалу, ребятам достаточно доверять маленькие несложные роли тексты. Затем понемногу усложнять.

Театр ручных теней – один из самых простых видов теневого театра. Для его оборудования и проведения нужны самые обычные предметы: настольная лампа и экран – большой лист белой бумаги или ткань (простыня). Если в комнате светлые стены, представление теневого театра можно показывать прямо на стене.

Актёр – человек, показывающий театр ручных теней, размещается между зрителями и экраном. Если комната небольшая и зрители сидят на низких стульчиках, артист тоже садится. Если комната большая и зрители находятся далеко, артист может стоять. Главное, чтобы зрители хорошо видели теневые силуэты на экране и при этом не очень высоко поднимали голову.

Лампу нужно поставить на высоту рук человека, показывающего спектакль (на стол, стул или стопку книг, и загородить ширмой, чтобы свет не падал в глаза зрителям.

Важно знать! Чем ближе к лампе располагаются руки артиста, тем крупнее тень на экране. Однако чем меньше силуэт, тем он чётче и выразительнее. Нужно прорепетировать.

Для теневого спектакля совершенно не обязательно дожидаться темноты. Театр ручных теней можно устроить и при дневном освещении. Для этого нужно смастерить экран из бумажной кальки или тонкой папиросной бумаги, наклеив её на раму – деревянную (пластиковую) или самодельную картонную. Такой экран нужно разместить против окна (на столе, сесть сбоку за экраном и показывать теневые силуэты.

Для самых первых теневых представлений достаточно одного-двух силуэтов и сопровождения показа звукоподражанием. Не забывайте включать в такие «диалоги» детей.

Тактильный театр представляет собой картонные прямоугольники, с одной стороны которых наклеен мех либо ткань различной текстуры, с обратной стороны – изображение сказочного персонажа.

Лисичка: с одной стороны – рыжий мех, с обратной нарисована мордочка лисы.

Заяц: с одной стороны – белый или серый мех, на ощупь он отличается от предыдущего (ворс более мягкий и короче, с обратной стороны нарисована мордочка зайца.

Ёжик: с одной стороны наклеена наждачная бумага, с обратной – изображение ежа.

Бабка: с одной стороны – мягкая фланель, с обратной – изображение персонажа.

Внучка: с одной стороны – атласная ткань, с обратной – изображение персонажа.

Играя в тактильный театр, дети гладят и ощупывают героев. Также с помощью тактильного театра можно играть в игру «Угадай на ощупь»: дети закрывают глаза, и им предлагается отыскать одного из персонажей театра.

Таким образом, пальчиковый театр, тактильный театр и театр ручных теней – уникальное средство для развития речи детей дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Дети — Творчество — Театр». Театр-студия «Модное детство»Конспект занятия «Дети — Творчество — Театр». Театр-студия «Модное детство» Модель занятия студии изобразительного и театрального творчества Цель: Приобщение детей к основам искусства моделирования одежды, как одну.

Консультация для родителей. Пальчиковый театр своими руками Хотите чтобы ваш ребенок попал в волшебный мир, где можно радоваться и играть, а играя, познавать окружающий мир? Тогда смастерите ему пальчиковый.

Театр как средство развития и воспитания детей дошкольного возраста (из опыта работы)Театр как средство развития и воспитания детей дошкольного возраста (из опыта работы) Уважаемые коллеги! Все знают что театрализованные игры играют огромную роль в развитии детей дошкольного возраста и я практически всегда.

Консультация «Театр теней»Консультация «Театр теней» Консультация «Театр теней» «Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее.

Кукольные театры для дошкольников своими руками №3. Театр из фетровых салфеток на фланелеграфе и пальчиковый.Кукольные театры для дошкольников своими руками №3. Театр из фетровых салфеток на фланелеграфе и пальчиковый. Театр картинок начинается с фланелеграфии. В детских садах наибольшей популярностью пользуется театр картинок, разделяемый на картинки на.

Пальчиковый театрПальчиковый театр В работе с детьми с ТНР использую пальчиковый театр, как наиболее доступный и легко применимый в детском саду и дома. Речевым материалом.

Пальчиковый театрПальчиковый театр Пальчиковый театр предназначен для театрализованной деятельности в детском саду и дома, может быть использован и как сюрпризный момент и.

Пальчиковый театр, тактильный театр и театр ручных теней как средство развития речи детей дошкольного возраста (консультация старшая группа 2014г октябрь) «Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче,.

Театр теней «Кот в сапогах»Театр теней «Кот в сапогах» В преддверии недели театра в нашем ДО каждая группа показала своё театральное представление. наша старшая группа взяла на себя смелость.

Театрализованная деятельность детей во второй младшей группе «Играть в театр я люблю, театр вам я покажу» (фотоочёт)Театрализованная деятельность детей во второй младшей группе «Играть в театр я люблю, театр вам я покажу» (фотоочёт) Введу я в мир театра малышей,они узнают как же сказки хороши! После ознакомления с театром, наши детки полюбили играть в него. Играя в пальчиковый.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Пальчиковый театр, тактильный театр и театр ручных теней для развития речи дошкольников»
Опубликовано: 18 октября 2016 в 20:39
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Уроки изобразительного искусства в гимназии
Мы проходим по длинной галерее нашей гимназии. По обеим сторонам перехода выставлены творческие работы учащихся, выполненные в различной технике. Здесь можно...
Фотоотчёт с ООД по художественно-эстетическому развитию (лепке) на тему: «Зимние...
Доброе время суток всем, кто нашел минуточку и заглянул в гости. Зима прекрасное время года, как и каждое по-своему. Но только зимой мы катаемся на...
Конспект НОД «Конь в жизни казака» старшая группа
Цель: Развитие у детей ценностного отношения к культуре и истории Донского края. Задачи: 1. Дать детям представление, что мы живём в Донском крае, что...
«День обнимашек» в младшей (разновозрастной) группе (фотоотчет)
"День обнимашек" в младшей ( разновозрастной) группе. 21 января отмечается необычайный праздник – международный «День объятий». Это праздник, в который...
Сценарий к 8 марта для разновозрастной группы 3–4 года «Цветик — разноцветик»
Вед: Весенним нежным ручейком Стучится март-проказник, Весну-красавицу привел И добрый мамин праздник. Пусть принесет он в каждый дом Счастливые улыбки И...