Получи документы

Консультация для воспитателей. Подготовка к обучению письму

Татьяна Козырева
Консультация для воспитателей. Подготовка к обучению письму
▼ Скачать + Заказать документы

В своей статье «Подготовка к обучению письму» Т. И. Гризик отмечает, что эту работу следует осуществлять по четырё м основным направлениям:

• развитие руки;

подготовка к технике письма;

• аналитико-синтетическая деятельность;

• формирование элементарных графических умений.

Каждое направление имеет свои задачи и учебное содержание

I. Развитие руки

Задачи и приё мы:

Публикация «Консультация для воспитателей, Подготовка к обучению письму» размещена в разделах

1) Сформировать правильный захват орудия. Карандаш держат тремя пальцами – большим, указательным и средним (щепоть). Для развития щепоти используются пальчиковые игры (особенно для большого и указательного пальцев, упражнения с карандашом, с шариками и игровые упражнения, типа «Посолим суп». (См. например, игры в ж. «Ребёнок в д/саду» № 2/2006 г. с. 37).

2) Упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки. Такое распределение подразумевает быстрое чередование силового напряжения и расслабления. (Силовое напряжение – когда пишем сверху вниз; расслабление – когда пишем снизу вверх). Формирование правильного распределения мышечной нагрузки руки осуществляется в играх типа «Мозаика», «Лего», «Конструктор», при работе со штампами, в ручном труде (например, манипуляции с иголкой, в процессе лепки.

В журнале «Ребёнок в детском саду», 2/2006 г. есть примеры работы со штампами (см. с. 38).

3) Развивать мелкую моторику рук. Этот вид работы предполагает систематическое развитие мелкой моторики доминирующей руки. Осуществляется с помощью:

- ниткописи – выкладывания ниток по контуру какого – либо изображения (с детьми с 4 лет и старше);

- бисерографии – выкладывания изображения предмета с помощью ниток с нанизанным на них бисером, отдельных бусинок, мелких пластмассовых шариков (с детьми с 4 – 5 лет и старше);

- игр на развитие тактильных ощущений («Чудесный мешочек», пальчиковых игр).

Пальчиковые игры условно можно разделить на три группы:

а) игры без предметов;

б) с использованием атрибутики;

в) игры с предметами.

Более подробно о них можно прочитать в ж. «Ребёнок в детском саду» 2/2006 г. с. 40.

- вырезания;

- обрывания листа бумаги.

Все приёмы для развития мелкой моторики руки описаны в ж. «Ребёнок в детском саду» 2/2006 г. с. 39 - 40.

II. Подготовка к технике письма

Задачи и приё мы:

1) Развивать пространственную ориентировку:

• осознание детьми схемы собственного тела (средняя группа)

В старшей группе используются игровые упражнения на проверку и уточнение представлений о схеме тела.

• определение направлений в пространстве (со средней гр.)

Например, такие задания:

- ты направо (налево) посмотри, что там видишь, расскажи;

- руку вправо (влево) отведи, что там справа (слева, назови.

• определение пространственных взаимоотношений

Упражнения на:

- уточнение положения предмета (объекта) : - относительно собственного тела (относительно себя);

- относительно другого предмета;

- относительно человека, стоящего напротив.

См. упражнения и игры в ж. «Ребёнок в детском саду» 3/2006 г. с. 2 - 3.

2) Развивать чувство ритма. Учить детей слышать ритм и воссоздавать его (по образцу и собственный, фиксировать ритм посредством ритмических рисунков (бордюров) и читать их.

Игры и упражнения см. в ж. «Ребёнок в детском саду» 3/2006 г. с. 3 - 4.

3) Познакомить с разлиновкой и научить ориентироваться в ней.

В рамках подготовки к обучению письму детей знакомят с понятием «разлиновка», с разлиновкой «линейка», с дополнительными опорными линиями. Через игровые упражнения закрепляют умения ориентироваться в «линейке», а затем печатать в ней элементы букв и сами буквы. Печатание букв школьного шрифта может выполняться только тогда, когда ребёнок сам хочет это делать и когда сформированы предпосылки к письму. Как знакомить детей с разлиновкой.

см. в ж. «Ребёнок в детском саду» 3/2006 г. с. 5 (подготовительная группа).

4) Познакомить с правилом проведения горизонтальных и вертикальных линий и закрепить его в практических упражнениях игрового характера

Правило: при письме все горизонтальные линии ведутся слева направо, все вертикальные и наклонные – сверху вниз.

Важно также объяснить детям, какие линии считаются параллельными. Нарушение параллельности необходимо показывать наглядно.

III. Аналитико-синтетическая деятельность.

Процесс письма подразумевает умение ребёнка проводить анализ и синтез графического образа букв. Старшие дошкольники работают только с печатными буквами.

Задачи и приё мы:

1) Анализ и синтез графических, условных изображений предметов. Игровые упражнения данного направления основаны на анализе и синтезе упрощённых графических изображений, состоящих из знакомых детям элементов. (см. ж. «Ребёнок в д/с» 4/2006, с. 4, рис. 1).

2) Анализ образа букв. Этот процесс состоит из умения ребё нка определять:

- количество элементов (сколько элементов составляет букву);

- характеристику элементов (какие это элементы);

- пространственное расположение элементов в букве.

3) Синтез образа букв. Дошкольник не должен писать буквы. Необходимо подготовить образ буквы из бумаги, разрезать на элементы и попросить ребёнка воссоздать образ путём составления из элементов.

4) Дифференциация образа букв. В игровых упражнениях ребёнок сопоставляет, сравнивает схожие по написанию буквы.

Подробнее эта работа описана в ж. «Ребёнок в д/с» 4/2006, с. 2 -3.

IV. Формирование элементарных графических умений

Задачи и приё мы:

1) Упражнять в осознанном печатании элементов букв и самих букв (в учебной разлиновке и без неё).

2) Проводить упражнения, подготавливающие к написанию элементов школьного шрифта («Клубочки», «Волны»).

Таким образом, систему упражнений по формированию готовности дошкольников к обучению письму следует включить в ежедневное планирование (особенно для старшего д/в). Педагогам необходимо видеть весь объём предстоящей работы и проводить её с учётом возрастных и индивидуальных возможностей ребёнка.

Примерное распределение по возрастам:

Средняя группа

I – ое направление

II – ое направление, 1- ая задача.

Старшая группа

I – ое направление,

II – ое направление, 1 – ая задача,

III – ое направление, 1 – ая задача,

IV - ое направление, 2 – ая задача.

Подготовительная группа – все направления

Литература

1. Ребёнок в детском саду № 1/2006, 2/2006, 3/2006, 4/2006 Т. И. Гризик. Подготовка к обучению письму.

Публикации по теме:

Педагогические секреты обучения маленьких левшей. Если ваш ребенок родился левшой, считайте, что вам повезло! Скорее всего, он обладает феноменальными способностями. Но этот мир предназначен.

Подготовка детей к письму «Подготовка детей к письму» Подготовка детей к письму начинается за долго до поступления ребенка в школу. В подготовительной группе этому.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей. Подготовка к обучению письму
Опубликовано: 21 октября 2013 в 09:43
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей. Подготовка к обучению письму» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Козырева (УИ 145216) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД