Оксана Исаева
Консультация для воспитателей «Развитие логического мышления детей»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида»
Консультация для воспитателей «Развитие логического мышления детей»
I
Провела:
Воспитатель
Исаева О А.
Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие логического мышления детей“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Логическое мышление
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Известно, что многие дети испытывают затруднения при усвоении матема-тических знаний в школе. Причин этому много. Одна из них, возможно, наи-более серьёзная, состоит в том, что они быстро теряют интерес к учёбе, к*самому предмету - математике. Чем же можно объяснить это явление? Слишком рано отрывают маленьких детей от их любимого занятия, от игры и по традиции сажают для «серьёзного» изучения наук, в том числе и математики. Распространено мнение, что с помощью игр нельзя ничему обучать. Конечно, не всякая игра чему-то обучает и чему-то развивает. Но всё же прежде чем сажать детей за парты для изучения математики целесообразно “поиграть” с ними в математику. Пусть дети не видят, что их чему-то обучают. Пусть думают, что они только играют. Но не заметно для себя, в процессе игры дошкольники считают, складывают, вычитают, более того - решают разного рода логические задачи, формирующие определённые логические операции. Это детям интересно потому, что они любят играть. Необходимо также учитывать, что формирование и развитие логических структур мышления должно осуществляться постоянно и своевременно. Результатами обучения являются не только знания, но и определённый стиль мышления. Знания эти нужны не ради знаний, а как важная составляющая личности, включая умственное, нравственное, эстетическое и физическое воспитание и развитие. Игры, с которыми мы вас сегодня познакомим, направлены на подготовку детей к изучению математики и информатики, в них заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Первая игра называется “Как изменилась фигура?”. Её упражнения направлены на развитие логического мышления детей и построены по аналоговой зависимости между парами или группами объектов - геометрических
Эта зависимость выражена в трансформации предметов изображённых на рисунках, карточках.
В дидактическом материале, выданном ребёнку, показаны различные модели изменений объектов - образцы. По аналогии с ними играющий самостоятельно восполняет недостающее звено, мысленно проанализировав образец.
Дидактический материал. Для проведения занятий по данной задаче используют восемь наборов карточек. Каждый набор состоит из одного рабо-чего места, на котором изображены восемь карточек заданий, одной карточки - ключа к произведённой трансформации и 8 карточек - ответов.
На предложенном материале можно выполнить, соответственно, восемь видов следующих упражнений.
Упражнение - на трансформацию цвета объекта.
2 упражнение - на трансформацию размера объекта.
3 упражнение - на трансформацию количества объектов.
4 упражнение - на трансформацию контура, конфигурации объекта путём добавления части или целой фигуры (добавление).
5 упражнение - на трансформацию контура, конфигурации объекта путём убавления части или целой фигуры (убавление).
6 упражнение - на изменение месторасположение фигур путём раздвижения частей или фигур (раздвижение).
7 упражнение - на изменение месторасположения фигур путём наложения, соединения фигур (наложение, соединение).
8 упражнение - на изменение месторасположения фигур или их частей путём разворота (разворот).
Вторая игра называется “В чём секрет превращения?” Она предлагает новый уровень более сложных в сравнении с предшествующими, логических изменений. Дети должны выстраивать логические цепочки, анализируя и со-поставляя способы трансформации и получение возможных результатов. Во время игры используются схемы и модели, а по ходу выполнения ребёнок комментирует свои действия.
Дидактический материал. Для проведения игры используют шесть наборов карточек. Каждый набор состоит из 10 карточек заданий расположенных на одном месте, одной карточки ключа к трансформации и нескольких карточек
На предложенном материале можно выполнить шесть видов упражнений.
Упражнение первого вида - “Одинарное превращение”.
Упражнение второго вида - “Двойное превращение”.
Упражнение третьего вида - “Двойные превращение с одним - неизвестным”.
Упражнение четвертого вида - “Двойные превращения и оба - неизвестны”.
Упражнения пятого вида - “Превращения по разным двум признакам”.
Упражнения шестого вида - “Превращения по разным трем признакам”.
Третья игра называется “Как “играют фигуры?”
Общим для всех упражнений этой игры является наличие одних и тех же геометрических фигур: Различие состоит в количестве объектов и количестве задания. Играя, дети должны суметь отвлечься от признаков сходства или различия фигур и сконцентрироваться на условии упражнения: найти точки соединения, наложения, соприкасания фигур.
Дидактический материал. Для проведения игры используют четыре набора карточек в, каждый из которых входит 6 карточек-заданий и 6 карточек- подсказок. На предложенном материале можно выполнить четыре вида уп-ражнений различной сложности.
Первое упражнение - “Фигуры “играют”, касаясь в одной точке”.
Второе упражнение - “Фигуры “играют”, образуя одну общую сторону”.
Третье упражнение - “Фигуры “играют” так, что две из них пересекаются”.
Четвертое упражнение - “Фигуры “играют” так, что одно отделилась от ос-тальных”.
Итак, на примере предложенных игр мы видим, что дети учатся свободно мыслить, творчески подходить к решению разносторонних задач, самостоятельно выделяют зависимости между предметами, устанавливают взаимосвязь окружающих объектов. Так же с целью развития мышления детей используют различные виды несложных логических задач и упражнений. Их назначение состоит в активизации умственной деятельности ребят, и используются в качестве “ умственной гимнастики” в начале занятия. В процессе игр у детей развиваются умения анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, целенаправленно думать. Это задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур, знаков, на поиск недостающей в ряду фигуры (нахождение закономерностей лежащих в основе выбора этой фигуры) и другое.