Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Так играли наши предки» (2 фото)

Маргарита Пышненко
Консультация для воспитателей «Так играли наши предки»

(Использование русских народных (подвижных) игр в детском саду)

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Кто придумал эти игры («Гуси-лебеди», «Коршун и цыплята» и др.? Когда они возникли? Вероятно, они созданы народом так же, как песни, сказки, поговорки и т. п. По этому признаку они и называются народными. Педагоги высоко оценивают значение народных игр. Так, П. Ф. Лесгафт именно народные игры положил в основу своей системы физического образования. Ушинский К. Д. считал эти игры наиболее доступным материалом для детей. Все свои жизненные впечатления и переживания малыши отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ («Гуси-лебеди», «Коршун и наседка», «У медведя во бору», «Олени и пастухи» и т. д.). Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажи и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.

Публикация «Консультация для воспитателей „Так играли наши предки“» размещена в разделах

В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определенных игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий. Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации ребенок должен проявить более сложную, т. е. мгновенную и правильную, реакцию, поскольку лишь быстрота действий приводит к благополучному результату («Палочка – выручалочка», «Пятнашки» и др.).

Народные подвижные игры имеют большое организующее значение. Это заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли. Ребенку понятно, почему нужно соблюдать правила игры, что без соблюдения правил никакой игры не получится. И поэтому в старшем дошкольном возрасте дети сами следят за точным соблюдением правил каждым играющим.

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными весёлыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьёвками, потешками. Так, например, зачины, которые являются как бы игровой прелюдией, дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на объективный выбор водящего, безоговорочное и точное выполнение правил. Этому способствует ритмичность, напевность или характерное скандирование считалок, предшествующих игре:

***

Я куплю себе дуду

И по улице пойду,

Громче, дудочка, дуди:

Мы играем, ты води.

***

Шла кукушка мимо сети,

А за нею малы дети,

Кукушата просят пить,

Выходи – тебе водить.

Не надо забывать, что считалка это и проявление словесного детского творчества.

Помимо считалок, существуют и жеребьевки, которые тоже создают эмоциональное настроение и увлекают самим процессом игры. Они применяются в тех случаях, когда детям необходимо разделиться на две команды.

Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных и патриотических чувств.

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ.

Игровая

Описание игры. Играющие берутся за руки, образуя круг, один остается в середине. Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:

- У дядюшки Трифона

Было семеро детей,

Семеро сыновей.

Они не пили, не ели,

Друг на друга смотрели

Разом делали, как я!

При этом стоящий в середине выполняет какое-либо движение, а все играющие должны его повторить. Тот, кто повторил движение лучше всех, становится ведущим.

Указания к проведению. Игра может быть использована при организации, детских праздников. Участие взрослого делает ее более интересной. Движения, придумываемые водящим, должны быть забавными и не вызывать затруднений у детей.

Молчанка

Описание игры. Перед началом игры все участники произносят певалку:

- Первенчики, червенчики,

Летали голубенчики

По свежей росе,

По чужой полосе.

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок —

Молчок!

После того, как сказано последнее слово, все должны замолчать. Ведущий старается рассмешить играющих забавными движениями, веселыми словами, прибаутками. Тот, кто засмеется или что-нибудь скажет, отдает ведущему фант.

Указания к проведению. Игру можно проводить как дома, так и во время прогулки. Ведущий выбирается с помощью считалки. Ему не разрешается дотрагиваться руками до играющих. Выкупать фанты можно сразу, как только кто-либо из играющих засмеется или заговорит.

Холодно - горячо

Описание игры. Выбирается ведущий. Он выходит из комнаты, остальные прячут какой-либо предмет. Затем играющие приглашают ведущего войти в комнату и предлагают ему найти спрятанную вещь. Если ведущий приближается к предмету, то играющие говорят: «Тепло», «Горячо», если удаляется: «Холодно».

Вместо слов можно предупреждать о близости предмета тихой или громкой игрой на фортепьяно, сильным или слабым звоном колокольчика.

После того как предмет найден, выбирается новый водящий.

Городки

Игра существует более двух столетий. Эта игра зародилась в гуще русского народа и распространилась как среди крестьянства, так и среди городских жителей.

Суть игры — бросками бит (палок) выбить из «города» (отсюда и название) поочередно определённое количество фигур, составленных из 5 городков — цилиндрических столбиков.

Консультация для воспитателей «Так играли наши предки»
Фото «Так играли наши предки»

ПРАВИЛА ИГРЫ: Играют команда на команду или игрок на игрока. Каждый игрок имеет право на два броска. Первый бросок он делает с кона. Каждую новую фигуру начинают сбивать с кона. Если игрок выбил из города-квадрата всю фигуру, ставится новая фигура. Если игрок выбил фигуру не всю или хотя бы один городок, вторую биту он бросает уже с полукона. Затем бросает биты следующий игрок его команды. И так до тех пор, пока все игроки его команды не выполнят по два броска. Затем наступает очередь следующей команды. Выигрывает команда, которая быстрее выбьет все фигуры.

Литература:

1. Кенеман А. В., Осокина, Т. И. Детские народные подвижные игры.

М. : Просвещение, 1995 г.

2. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры. Айрис-Пресс, 2004 г.

Публикации по теме:

Перспективный тематический план по поликультурному воспитанию в младшей группеПерспективный тематический план по поликультурному воспитанию в младшей группе Перспективный план по поликультурному воспитанию: знакомство с народным творчеством, бытом и народными традициями. Младший дошкольный возраст.

Русские народные подвижные игры как средство совершенствования физических качеств дошкольников Русские народные подвижные игры как средство совершенствования физических качеств дошкольников Подвижная игра – естественный спутник жизни.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Так играли наши предки»
Опубликовано: 10 апреля 2015 в 15:38
+65Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 56.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД