Наталья Тютерева
Консультация для воспитателей «Формирование ценностных ориентаций ребёнка в дошкольном учреждении»
▼ Скачать + Заказать документы
Человек окружил себя огромным количеством различных предметов, большинство из которых он создал своим разумом и своими руками. Первые предметы помогают человеку удовлетворять его естественные жизненные потребности (дома, мебель, посуда, одежда, и т. д.)- Вторые являются источниками радости, комфорта, красоты и эстетического наслаждения (картины, изделия народного промысла, книги и т. д.) Третьи предметы -помощники, которые необходимы человеку в труде (транспорт, станки, инструменты, предметы быта и т. п.) Наши дети живут в мире этих же самых предметов. И нам, конечно, очень хочется, чтобы малыши бережно, со вниманием и заботой относились к ним.
Публикация «Консультация для воспитателей „Формирование ценностных ориентаций ребёнка в дошкольном учреждении“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
Доброе, разумное, бережное отношение к миру не появляется само по себе. Его надо формировать, взращивать, лелеять. Что для этого мы делаем? В первую очередь обратите внимание на себя, свои привычки и поступки. А как я сам отношусь к вещам? Все ли они содержаться в порядке? Есть ли у них свое строго определенное место? Стараюсь ли я починить испорченную вещь или выбрасываю?
Двухлетний малыш не знает, как относиться к окружающему миру. И он смотрит на нас: как мы относимся к тому или иному предмету, объекту, событию.
Отношению к миру он учится у нас. Формирование доброго и бережного отношения к миру необходимо строить на понятном, доступном и близком детям содержании.
Материальная основа такого содержания состоит, прежде всего, из предметов принадлежащих детям и находящихся в их полном распоряжении.
В первую очередь это игрушки. Именно с их помощью проще всего сформировать у детей определённое отношение к рукотворному миру. Формируемое отношение должно быть адекватно предмету, игрушке (мишке, собачке и т. п.) лишь тогда мы сможем заложить сочувственное отношение к ним (сострадание, жалость, желание помочь, позаботиться,прийти на помощь). Формируя у малышей сочувственное отношение к игрушкам, мы закладываем основы гуманного поведения и добрых поступков по отношению к людям и объектам живой природы, а так же мы закладываем основы разумного и аккуратного отношения к орудиям труда, личным вещам, всему рукотворному миру.
Основное содержание работы по формированию доброго и бережного отношения включает:
- Решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек (расселение, обустройство, радостные события и огорчения и т. п.) Что мы делаем? Решаем проблемные ситуации.
Малыш искренне верит, что:
- плюшевому мишке очень больно, когда он падает;
- куклы голодны, потому, что у них нет посуды, куда можно положить еду;
- куклам холодно потому, что у них нет одежды;
- зайчикам и кошечкам не хватает стульчиков;
- куклы ничего не видят из за растрепанных волос, которые лезут им в глаза;
- машинка недовольна тем, что ей погнули колеса и теперь трудно ездить ;
- грузовик грустит и чуть не плачет из-за сломанного кузова и тд.
При решении проблем все просьбы, пожелания и благодарность должны исходить от лица самих игрушек.
Ситуации разные бывают:
L Знакомство с новыми игрушками и предметами
- в группу пришла новая кукла. Где ей жить?
- приехал новый паровозик. Что ему делать?
2. При подготовке к праздникам мишки и зайчики просят их нарядить. Как?
3. При смене времён года мячик мёрзнет на улице и не хочет прыгать по лужам (снегу) где ему переждать дождь (стужу?
- санки не знают, для чего они нужны. А кто знает?
Одновременно с формированием бережного и доброго отношения мы решаем и другие важные задачи:
1. Помогаем малышу устанавливать целостные связи среди предметов и объектов в окружающем мире. Он как бы проецирует реальность своей жизни (человека) на более понятный и доступный ему мир игрушек.
Действуя с игрушками, ребёнок начинает понимать, что квартира нужна для того, чтобы в ней жить, посуда - чтобы аккуратно есть, кровать и постельные принадлежности - чтобы крепко, сладко спать. Этим самым мы формируем у малыша представление о нём (добрый, внимательный, заботливый, ласковый, аккуратный, многое умеет делать и т. д.)
- обогащаем знания детей о свойствах, качествах и функциональных возможностях предметов.
Подарки и сюрпризы так же имеют огромное значение.
Поделки, выполненные руками воспитателя на глазах у детей и подаренные им.
Осенью поделки из палочек, листьев (мастерим на улице).
Плавающие игрушки (плавают в воде) кораблики и т. п.
Шумелки и гремелки (в коробочки из-под спичек, мыла, конфет) положить шарики (горох, фасоль, косточки от фруктов и т. д.)
Предложить маленькие праздники с играми. Это вызывает у детей положительные эмоции, радость.
Познавательное отношение к миру у детей можно формировать во время :
- наблюдений за интересующими малышей объектами, событиями, явлениями:
«экспериментирования» и «исследования» детьми свойств и качеств отдельных предметов. Во время прогулок на свежем воздухе в разное время года.
С прогулок ребёнок часто носит домой разные мелочи. У ребёнка есть «сокровища». Мы, взрослые, иной раз думаем, что - это мусор. Нет, для малыша всё собранное им имеет ценность. Ведь не что-нибудь, а именно эти сокровища он пытается сохранить, сберечь. Место для сокровищ у ребенка всегда должно быть, имея его, он чувствует себя более уверенно, раскованно и даже защищёно, так как в любую минуту он может спокойно подойти к такому месту, достать свои сокровища, внимательно рассмотреть их, поиграть с ними, просто повертеть в руках. Ребёнка обязательно нужно поощрять за то, что он умеет сберечь свое, а если он научиться с детства беречь своё, то сохранит и общественное.