Наталья Зверева
Консультация для воспитателей. Тема: «Организация музейной среды в группах детского сада и мини-выставок в группе»
▼ Скачать + Заказать документы
С чего начинается музей.
Чтобы понять историю происхождения музеев, вспомним о том, что является основой любого из них. Конечно же, это экспонаты. Коллекционирование - систематизированное собрание однородных предметов, представляющих например художественный или литературный интерес. В современном обществе музеи продолжают свою культурную и просветительскую деятельность. Большое значение для приобщения детей к культурному наследию нашей Родины имеет создание мини – музеев в детских садах.
Публикация «Консультация для воспитателей, Тема: „Организация музейной среды в группах детского сада и мини-выставок в группе“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Оформление детских садов
- Темочки
Любой объект не существует сам по себе, он всегда является частью чего – то или находится в специальном месте.
Целью создания мини – музеев является :
- реализация направления «Музейная педагогика»;
- обогащение предметно – развивающей среды;
- обогащение воспитательно - образовательного пространства новыми формами;
- формирование у дошкольников представления о музее;
-развитие познавательных способностей и познавательной деятельности дошкольников;
- развитие творческого и логического мышления, воображения;
Задачи создания мини – музеев :
- продолжать знакомить детей с народным искусством;
- научить детей видеть красоту народного искусства, особенность которого заключается в непосредственной связи с окружающей жизнью, бытом и мироощущением;
- познакомить детей с историей народных промыслов (Гжель, Хохлома).
Где расположить мини – музей?
Для этой цели подойдёт любое помещение детского сада. Это может быть помещение раздевалки, если позволяет площадь. Это даёт возможность общения с родителями по теме музея.
Располагая музей в групповой комнате, предоставляется возможность выстраивать материал музея постепенно, по мере получения новой информации. Воспитатель может в любое время обратиться к материалам музея, а детям по желанию рассматривать экспонаты, использовать их в играх, задавать вопросы педагогу.
Однако расположение музея в группе имеет свои минусы. Во-первых, постоянный доступ к музею получают дети только одной группы. Удалённость от раздевалки затрудняет обучение детей с родителями на темы представленные в музее.
В качестве помещения для организации мини-музея хорошо подойдут помещения для дополнительных занятий, например изостудия.
Как оформить мини-музей.
Внимание дошкольников ещё недостаточно сформировано. Оно отличается неустойчивостью и кратковременностью. Поэтому эффективность всей работы зависит от того, насколько удачно расположены экспонаты и насколько они привлекательны для ребёнка.
Наиболее оптимальным является размещение экспонатов, как в горизонтальной, так и вертикальной плоскости, то есть на плоскости стола, на настенных полках, на стендах, в ширмах. Экспозиция может быть разделена на несколько зон, каждая из которых помогает узнать что-то новое или закрепить пройденный материал.
Нижний уровень музея должен быть самый красивый и привлекающий внимание детей. Освоение вертикали может быть осуществлено следующим образом:
- размещение материала на настенных полочках;
- использование ширм;
- использование стендов;
- размещение мелкого материала на сухих или искусственных ветках деревьев.
При создании и использование мини-музеев необходимо помнить, что ведущей деятельностью дошкольников является игра. Поэтому в каждом мини-музее в уголке самостоятельной деятельности детям предоставляется возможность играть. Тема мини-музея сама подскажет, какими должны быть игры: сюжетно-ролевыми, играми-драматизациями, дидактическими и т. д.
Дидактические игры или материалы для игровых упражнений располагаются в коробках и конвертах. Желательно подобрать такие упражнения, чтобы дети сами могли догадаться, какое именно задание нужно выполнить. В музее или непосредственной близости к нему можно расположить уголок для сюжетно-ролевой игры. Среда, окружающая ребёнка, должна постоянно обогащаться новыми, разнообразными по характеру и назначению предметами, что стимулирует развитие наблюдательности. Это может быть незаметное появление новой игрушки, которая ставится в ряд с хорошо знакомыми детям игрушками; или сменой репродукции, которая окружает детей; появление новой книги и т. д.
Процессы приобщения к искусству происходит обогащение активного и пассивного словаря детей, а также:
- формирование навыков смотрения;
- знакомство с художественными материалами;
- знакомство с бытованием некоторых народных промыслов;
- начальное овладение понятиями в области изобразительного искусства;
- формирование понятия «история» через произведения искусства, побуждение к изучению отечественной истории.
Педагог получает творческие результаты, если находит адекватные возрасты формы и методы работы. Мини-музеи в группах детского сада помогают воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. А также способствует развитию более тесного общения детей с родителями в области искусства и истории нашей Родины.