Татьяна Коробкова
Консультация для воспитателей «Туристические прогулки в экологическом воспитании»
▼ Скачать + Заказать документы
«Туристические прогулки в экологическом воспитании»
МБДОО №2 «Ромашка» ст. Гиагинской
Воспитатель : Коробкова Т. В.
Публикация «Консультация для воспитателей „Туристические прогулки в экологическом воспитании“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Прогулки. Консультации
- Туризм. Туристическая деятельность и походы в детском саду
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Консультация для воспитателей : «Туристические прогулки в экологическом воспитании дошкольников»
Экскурсии и прогулки за пределы детского сада, можно проводить уже с детьми 3-4 лет. Дети старшего дошкольного возраста отличаются довольно высокой степенью самостоятельности и организованности, что является непременным условием организации более продолжительной и сложной по содержанию и методике проведения двигательной деятельности в природе. Туристические прогулки решают не только воспитательно-образовательные, но и оздоровительные задачи.
Туристическая прогулка – форма организации туристической деятельности, предполагающая кратковременное (3-6 часов) пребывания в природных условиях и овладение некоторыми элементарными туристическими навыками.
Таким образом, туристическая прогулка является вполне приемлемой формой организации деятельности детей в детском саду.
Прежде всего, туристические прогулки оказывают ни с чем несравнимый оздоровительный эффект, получаемый в результате разнообразной дыхательной активности, а также комплексного воздействия на организм природных факторов: солнца, воздуха, воды.
Туристическая прогулка в лес, на луг, к реке, озеру – это всегда положительные эмоции, радостное общение, возможность оценивать свои силы и способности в продолжение новых препятствий. Прогулки воспитывают у детей важнейшие нравственные качества: организованность, отзывчивость, щедрость, доброжелательность, учит налаживать взаимоотношения между детьми.
Обязательной составной частью туристической прогулки является работа по ознакомлению детей с историей родного края. В процессе восприятия различных предметов, явлений общественной жизни ребенок получает богатый чувственный опыт, который необходим для развития его мышления и речи. У детей развивается любознательность, расширяет кругозор, формируются первичные представления о традициях и культуре народа, закладываются основы национального самосознания.
На туристических прогулках дети приобщаются к удивительному миру природы. Не случайно К. Д. Ушинский считал, логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Природа воздействует на ребенка своей новизной, разнообразием, вызывает восторг, удивление, желание проникнуть в ее тайны, желание обратить внимание детей на красоту пейзажа, на особенности сезонных и суточных изменений. С помощью взрослых дети узнают о лечебных свойствах растений родного края, участвуют в сборе лекарственных трав.
Как видим, туристическая прогулка включает в себя ряд компонентов:
*познавательный
*физкультурно-оздоровительный, *социально-коммуникативный, *эмоционально-психологический, *эстетический, *прикладной.
Туристические прогулки могут иметь разные цели:
- оздоровительные (закалка, получение запаса бодрости и работоспособности, эмоционально-психическое оздоровление);
- спортивно-тренировочные (физическая тренировка, обучение преодолению естественных препятствий, ориентированию на местности, также действий в экстремальных ситуациях);
- познавательные (изучение родного края, знакомство с его историческими и природными достопримечательностями);
- развлекательные (игры, соревнования, конкурсы знатоков природы, походных песен и т. п.);
- практические (сбор грибов, ягод, орехов, лекарственных трав);
- эстетические ( художественно-творческая деятельность на природе: рисование, сочинительство и т. п., общение с друзьями).
Цели прогулок могут объединяться, а могут определяться в качестве основных и единственных. В зависимости от главной цели туристические прогулки делятся на разные виды: спортивно-тренировочные, прогулка- пленэр, развлекательная, а также краеведческая, направленная на изучение особенностей природы родного края, - проводится с целью экологического образования детей и называется экологическая прогулка. Во время таких прогулок организуется природоохранительная работа, продумывается участие детей в экологических акциях по типу «Наш зеленый друг!», «Пернатые друзья» и др.
Основной целью прогулки может быть знакомство с историческими достопримечательностями. Такой вид прогулки является одним из наиболее действенных методов ознакомления детей с историей и культурой малой родины, воспитание патриотизма, стремления приумножить богатство своей страны.
Структура прогулки определяется особенностями физической и умственной работоспособности детей, а также принципами построения туристических походов разной сложности.
Первая часть – оргначало, длительностью до 5 минут. Цель – сообщить задачи и краткое содержание предстоящей деятельности, проверить состояние личного снаряжения и готовность к походу.
Вторая часть – движение по разработанному маршруту. Этот этап включает от одного до трех (в зависимости от физической подготовленности, сезона, погоды, способа передвижения, сложности маршрута) переходов с кратковременными (5-10 минут) привалами для отдыха. Во время первого привала можно предложить малышам полюбоваться пейзажами, запомнить направление движения. Первый привал – подгоночный. Время привала можно использовать и для исправления неполадок в обуви и одежде.
На этапе второго перехода после непродолжительной ходьбы можно предусмотреть проведение подвижных игр по ходу движения. Их содержанием могут быть разнообразные виды ходьбы, имитирующие движение животных, птиц, легкая пробежка в медленном темпе до 1,5 минуты. Второй переход завершается промежуточным привалом. Предложить детям немножко посидеть, а чтобы отдых был содержательным, используйте дидактические игры экологической направленности : «Подумай и отгадай», «Кто быстрее», «Определим погоду», «Будь внимателен», «Знатоки природы», «Не ошибись», организуйте наблюдение за природными объектами.
В содержание третьего перехода можно включить преодоление естественной полосы препятствий в игровой форме (типа «Ниточка-иголочка», «Зеркало», «Делай как я»). Используйте каждый момент, чтобы привлечь детей к оказанию взаимопомощи: подать руку, поддержать.
Третий этап туристических прогулок – длительный привал. После продолжительного движения детям следует предоставить возможность мышечного расслабления. Во время отдыха обязательно предложите расположиться на своих ковриках, полулежа, ноги приподнять на пенек, рюкзак. Пока дети отдыхают, напомните им об основных правилах поведения в лесу, обратите внимание на красоту и необычность окружающей природы. Можно предложить загадки на туристическую тематику, спеть песни, почитать стихи о природе, поиграть в спокойные игры.
Если дети прошли достаточно большое расстояние, то рекомендуется провести ланч. Хорошо если будет организован большой общий «стол», где каждый может поделиться друг с другом и незаметно для себя пройти хорошую школу щедрости.
После отдыха дети полны желаний познакомиться с лесом поближе, побегать по поляне, полазить по деревьям, покопаться в траве. Как организовать двигательную деятельность детей на привале? Самым действенным средством является подвижная игра. Несомненный интерес представляют сюжетные подвижные игры «Лесные пятнашки», «Волк во рву», «У медведя во бору», бессюжетные по типу «Ловишек» с разными вариантами (не оставайся на земле, с мячом, с ленточкой, игры-эстафеты. Оптимальное количество – 1-2 подвижные игры, и 1-2 игровых упражнений разного характера.
Активный отдых на привале можно сочетать с обучением детей туристическим навыкам : укладывать костер (в разрешенных местах) и тушить его перед уходом. Натянув между деревьями веревку, поупражнять в вязке узлов. Это очень интересное и полезное занятие для ума и развивает мелкую моторику пальцев рук. Здесь можно отработать действия в случае, если ребенок заблудился в лесу (как подать звуковой, цветовой сигнал, соорудить простейшее укрытие, сориентироваться в месте нахождения).
Во время длительного привала можно привлечь детей к выполнению работы: покормить птиц, очистить поляну от мусора, накрыть «сто» для всей группы. Любителям природы предложить вести наблюдения, делая зарисовки увиденного.
Четвертая часть туристической прогулки – возвращение детей в детский сад. Возвращение осуществляется по кратчайшему пути, т. к. дети физически утомлены. Чтобы движение не было однообразным, предложите несложные задания «Кто больше назовет обитателей леса», «Назови деревья смешанного леса, лесных птиц, цветов».
Протяженность туристической прогулки в оба конца без учета двигательной на привале минимальная 2,5 км, максимальная 4 км, с продолжительностью от 2 до 3 часов (в теплый период, в холодный – на лыжах от 1,5 км – 2 км; время от 1,5 – 2,5 часов.
В какое время дня лучше провести туристическую прогулку? Конечно же, в первой половине дня, т. к. работоспособность детей после сна снижается. В летний период с 9.00 -9.15 в момент наивысшего подъема умственной и физической работоспособности детей. Осенью и весной прогулка может быть проведена за счет времени отведенного на занятие физической культурой, познавательно-исследовательской и художественно-эстетическойдеятельности. В зимний период при наличии благоприятных погодных условий (отсутствие сильного ветра и температуры не ниже 12 градусов) рекомендуется начинать туристическую прогулку с 9.30 – 10.00, можно провести за счет времени, отведенного на дневную прогулку.
Подведение итогов осуществляется как после каждой прогулки, так и в завершение целой их серии: осенний, зимний и весенне-летний.
Не рекомендуют подводить итог сразу по возвращению в детский сад. Во-первых, дети устали и могут быть немного раздражены, а во-вторых, впечатлениям нужно немного «улежаться». Следует поговорить о походе после дневного сна. В старшем дошкольном возрасте (5-6) итог подводиться по предложенным детям вопросам, а в (6-7) – в форме своеобразных отчетов - рассказов детей о выполнении полученных должностей и поручений по типу заседания клуба путешественников.
Вся последующая после туристических прогулок работа в детском саду должна быть направлена на расширение, углубление и систематизацию знаний, также перенос двигательных навыков и умений на другие виды деятельности. Углублению и закреплению полученных впечатлений способствует и чтение художественной литературы, детских энциклопедических изданий типа «Я познаю мир», «Тайны живой природы», «Живой мир» и др., ведение дневника наблюдений природы, подготовка для родителей выставки – отчета «Наши путешествия».
В закреплении, систематизации и активизации усвоенных знаний большая роль принадлежит сюжетно-ролевым, тематически-дидактическим, настольно-печатным и подвижным играм, театрализации. По необходимости обогатить содержание и сюжет игр внесением туристского инвентаря. В физическом уголке можно разместить мини – тренажер для обучения вязке узлов.
Немаловажное место на заключительном этапе занимают тематическо-физические праздники, досуги на площадке детского сада, а также итоговые слепы и дни здоровья, проводимые с участием родителей.
Литература:
Бочарова Н. И. Туристические прогулки в детском саду. – М. : АРКТИ, 2004