МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Творчество Николая Николаевича Носова»

Светлана Желудкова
Консультация для воспитателей «Творчество Николая Николаевича Носова»

НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ НОСОВ

Консультация для воспитателей + викторина для детей старшего дошкольного возраста

Подготовила:

Желудкова Светлана Александровна,

старший воспитатель

МБДОУ Кемского детского сада № 4

Николай Николаевич Носов

Публикация «Консультация для воспитателей „Творчество Николая Николаевича Носова“» размещена в разделах

В 1957 году «Курьер ЮНЕСКО» опубликовал официальные данные о писателях, чьи книги в начале50-х годов наиболее часто переводились на разные языки народов мира и издавались большими тиражами. В числе русских писателей на третьем месте оказался Николай Николаевич Носов – сразу после Гоголя и Пушкина. Это, конечно, не случайно и вполне объяснимо. После недавно закончившейся небывалой в истории человечества жестокой, разрушительной войны люди мечтали о жизни счастливой для всех, но главное – для детей, ибо только Детство бессмертно, ему всегда принадлежит будущее. Правдивые, ясные, чистые произведения Н. Носова излучают любовь к детям, воплощают вдохновляющие реальные обычные картины бытия, которые одухотворены любовью людей к детям, наполнены атмосферой доброжелательства, покоя, уверенности и взрослых, и детей в завтрашнем дне.

Николай Николаевич Носов начал писать в конце 30-х годов, но настоящее признание получил после Великой Отечественной войны. Он родился 23 ноября 1908 года в городе Киеве в семье киноактёра. Закончив школу-семилетку, поступил работать на завод. С 1927 года Носов начал учиться в Киевском художественном институте. Через два года он перевёлся в Московский государственный институт кинематографии, который закончил в 1932 году.

До 1951 года Н. Носов занимался режиссёрской работой, связанной с постановкой мультипликационных и учебных фильмов, а в годы войны – военно-технических.

Путь в литературу. В литературу, как говорил и писал Н. Н. Носов, пришел он случайно: родился сын, и нужно было рассказывать ему все новые и новые сказки, забавные рассказы для него и его приятелей-дошкольников. «Постепенно я понял, что сочинять для детей – наилучшая работа. Она требует очень много знаний, и не только литературных, еще больше психологии детей. Главное – любви к ним. И уважения. Я понял, когда у меня рос сын, что к детям нужно относиться с самым большим и очень теплым уважением», - говорил автор повести «Витя Малеев в школе и дома», когда ее обсуждали в творческом объединении детских и юношеских писателей Москвы.

Первый рассказ Н. Н. Носова «Затейники» был издан еще в 1938 году. Напечатан в журнале «Мурзилка».

В дальнейшем в «Мурзилке» публиковалось большинство его рассказов; среди них – «Живая шляпа», «Огурцы», «Чудесные брюки»

В послевоенные годы один за другим выходят сборники его рассказов: «Тук-тук-тук» (1945, «Ступеньки» (1946, «Весёлые рассказы» (1947) и повести: «Витя Малеев в школе и дома» (1952, «Весёлая семейка» (1949, «Дневник Коли Синицына» (1950) и др.

Предметом насмешки в юмористических рассказах служат распространенные детские грехи – лень, трусость, желание прихвастнуть и нежелание учиться. Именно они приводят к плачевному для героя результату.

Рассказы Н. Носова всегда включают воспитательное начало. Есть оно в рассказе об огурцах, украденных на колхозном огороде («Огурцы», и о том, как Федя Рыбкин «разучился смеяться на уроках» («Клякса», и о дурной привычке учить уроки, включив радио («Федина задача»). Но даже самые «моралистические рассказы» писателя интересны и близки детям, потому что помогают им понять взаимоотношения между людьми.

Наибольшую известность получила трилогия романов-сказок о Незнайке. Первая часть – «Приключение Незнайки и его друзей» - впервые была опубликована в киевском детском журнале «Барвинок» за 1953-1954 годы. Вторая часть трилогии – «Незнайка в Солнечном городе» - появилась в «Юности» в 1958 году. Третья часть – «Незнайка на Луне» - вышла в журнале «Семья и школа» (1964-1966); жанр ее автор определил как «научно-фантастическую повесть о последних достижениях и перспективах развития советской науки в области ракетоплавания и телемеханики». Целиком трилогия была издана в 1971 году.

Все «коротышки» - герои положительные, хотя недоразумений между ними случается много. Главным их виновником является Незнайка : он не глуп, просто ничего не знает и за все берется, да еще хвастается. Как говорит о нем одна из «малышек» : «Вид, правда, у него глуповатый, но глаза очень умные».

Широкой популярностью пользовались и юмористические новеллы «Приключения Толи Клюквина» (1961). В них осмеиваются не только детские недостатки, но и взрослые пороки.

В 70-х годах главным творческим принципом писателя стала достоверность в изображении мира детства. К этому периоду относятся две автобиографические повести: «Повесть о моем друге Игоре» (1971) и «Тайна на дне колодца» (1977). Для обеих повестей характерны мягкий, сочувственный юмор и уважение к личности ребенка. Автор вычленяет детские проблемы из хаоса взрослой действительности, делает акцент на процессе формирования характера.

«Повесть о моем друге Игоре» написана в форме коротких дневниковых записей дедушки о жизни внука дошкольного возраста. Повествование разделено на «эпохи» : «Между годом и двумя», «От двух до двух с половиной лет» и т. д. Ненавязчивая позиция рассказчика проявляется главным образом в заголовках и заключается в утверждении принципов свободного воспитания, не стесненной назиданиями жизни ребенка. При соблюдении этих принципов только и могут естественно образовываться детская речь, ум и нравственное чувство. Николай Носов объяснял свою задачу в письме к писателю С. А. Баруздину: «Мне хотелось показать, какое это чистое, замечательное существо – ребенок, как оно восприимчиво к добру, сколько в нем от самой природы человеческой заложено прекрасного, умного, сердечного, поэтического, как оно нуждается во внимании и сочувствии, ласке».

Воспоминания о своей семье, о детстве нашли воплощение в художественно-мемуарной повести Н. Носова «Тайна на дне колодца». Мир детства дан в восприятии самого ребенка. Множество исторических, социальных и бытовых деталей дополняют значение повести в истории отечественной культуры детства.

Книги Н. Носова иллюстрировали очень непохожие по почерку художники: И. Семенов, Г. Вальк, Д. Бисти, Е. Афанасьева, А. Лаптев, А. Каневский, В. Горяев и другие. Художник В. Горяев, обращаясь к детям и педагогам, не раз повторял такую мысль: «Художественное творчество требует вдохновения. Его появление не всегда сразу объяснимо… Но если у вас не пишется, возьмите любимую книгу. Уйдите в ее мир. Постарайтесь почувствовать настроение автора… Вот возьмите, например, веселые рассказы Николая Носова. Читайте для себя. Для удовольствия. И вы почувствуете, что улыбаетесь. На душе – такое приятное чувство одушевленной встречи с хорошими людьми».

В киносценариях и пьесах Носов развивал найденные им в прозе образы и сюжеты. По его сценариям были созданы кинофильмы «Два друга», «Дружок», «Фантазеры», «Приключения Толи Клюквина» и др. Ему принадлежат пьесы «Незнайка учится», «Незнайка-путешественник», «Незнайка в Солнечном городе», «Два друга» и др.

Свои творческие взгляды Николай Носов неоднократно излагал в статьях, анкетах, письмах. Многие статьи 50-60-х годов вошли в сборник «Иронические юморески» (1969).

Творчество Н. Носова имеет большое значение в советской литературе. Очень важными особенностями его юмористического таланта являются способность откликнуться на актуальные проблемы воспитания и умение в эмоциональной, занимательной форме решать важные морально-этические проблемы

Список литературы

1. Арзамасцева И. Н. Детская литература: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений/ И. Н. Арзамасцева, С. А. Николаева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2005. – 576 с.

2. Васильева Н. Знакомим с произведениями Н. Носова/ Дошкольное воспитание, № 5, 2014 г.

3. Детская литература. Учеб. пособие для учащихся дошкольных отд-ний пед. училищ. Сост. : Е. Е. Зубарева, З. П. Пахомова. М., «Просвещение», 1976.

4. Еремеева Е. В. Ознакомление с рассказами и сказками Н. Н. Носова/ Воспитатель ДОУ, № 11, 2012 г.

5. Путилова Е. О. Детская литература. Учебник для педагогических колледжей. М. : Издательский центр «Академия», 2008 – 384 с.

6. Русская литература для детей. Учеб. пособие. Для студ. сред. пед. учеб. заведений/ Под ред. Т. Д. Полозовой. 2-е изд., испр. М. : Асайет А, 1998.

Публикации по теме:

«Книжка — викторина» по рассказам Николая Носова«Книжка — викторина» по рассказам Николая Носова Умение писать с юмором, «смешно» - дар довольно редкий. Писатель Николай Николаевич Носов (1908-1976) щедро наделён этим даром. «Весёлый.

Конспект НОД подготовительной группы Коммуникация (развитие речи) по рассказу Н. Носова «На горке» ХОД НОД Воспитатель: Обращает внимание детей на картину,которая появилась в группе. Дети:Стоят около воспитателя подходят к картине. Воспитатель:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Творчество Николая Николаевича Носова»
Опубликовано: 23 февраля 2015 в 10:47
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД