Марина Борсякова
Консультация для воспитателей «В здоровом теле — здоровый дух»
▼ Скачать + Заказать документы
Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребёнка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы в дошкольном учреждении. Одна из важнейших задач в этой работе – удовлетворение естественной потребности детей в движении. Двигательная деятельность – основное средство предупреждения развития нервно-психического утомления детей. Однако за последние годы происходит ее неуклонное снижение, как по объему, так и по интенсивности. Недостаточность двигательной деятельности ведёт к дефициту познавательной активности, знаний, умений, к мышечной пассивности и снижению работоспособности организма. Известно, что удар, наносимый гипокинезией по мышечной системе, отражается на состоянии нервной, эндокринной, сердечно - сосудистой и дыхательной систем. Формируются различные дефекты осанки.
Публикация «Консультация для воспитателей „В здоровом теле — здоровый дух“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Самостоятельная двигательная деятельность детей является прекрасным средством не только физического, но и общего развития ребенка. Поэтому в групповой комнате детского сада чрезвычайно важно создать оптимальные условия для ее реализации.
Младшие группы
Развитие движений на данном возрастном этапе – одна из главных задач педагога. Первая задача воспитателя – правильно подобрать необходимое физкультурно – игровое оборудование, учитывая необходимость развития основных видов движений: ходьбы и бега, развивающих координацию и равновесие, подпрыгиваний на месте и спрыгивания с высоты, катании, прокатывании и бросании мяча, ползании, подлезании под дуги, влезании в ящик, на куб, перелезании через бревно, лазанье по лестнице-стремянке и т. д. в связи с этим в групповой комнате должен быть следующий комплект физкультурного оборудования и мелкого инвентаря:
• дуги (минимум две) для подлезания и прокатывания мячей (высотой и шириной по 50 см);
• кубы (минимум два) с ребром 25 – 30 см;
• ящики для влезания и метания в цель (высотой 20, 15 и 10 см);
• лесенка – стремянка (высотой 1,5 м);
• мячи (d – 8 см, d – 10 см, d – 20 см);
• игрушки – каталки;
• бревно (длиной 1 м, высотой 20 см);
• профилактическая дорожка (мелкий гравий, стопы-следы, ткань разной фактуры, массажные коврики и др.);
• крупные игрушки на колесах;
• шнур (длиной 10 м);
• погремушки, колечки, султанчики, ленточки, флажки (по кол-ву детей).
Для развития детей оптимально многофункциональное модульное физкультурно – игровое оборудование, которое отвечает требованиям безопасности, развития двигательной сферы ребенка, в том числе двигательного творчества.
Весь инвентарь должен быть ярким, привлекательным, отвечать гигиеническим требованиям и правилам безопасности. Особое внимание воспитатель обязан уделять контролю за деятельностью детей с оборудованием, проверять его устойчивость и надежность.
Следующая задача – правильное размещение физкультурно-игрового оборудования: по периметру комнаты в безопасных зонах. Ребенок не должен испытывать сложности в поиске предмета. Сам предмет должен стимулировать и одновременно подсказывать способ выполнения действий с ним или на нем. В первой и второй младшей группах нецелесообразно создавать специальный физкультурный уголок. Вся группа должна представлять собой единое двигательное пространство, на котором каждый малыш может удовлетворить потребность в движении и познании, действуя с разнообразными физкультурно-игровыми пособиями.
Средняя группа
На пятом году жизни наблюдается наиболее значительный рост двигательной активности. Ребенок становится более подвижным. Однако он еще слабо ориентируется в пространстве, недостаточно ловок, поэтому необходим тщательный контроль за интенсивностью и содержанием самостоятельной двигательной деятельности со стороны педагога.
При размещении мебели и игрушек в игровой комнате проанализируйте направления наиболее частых передвижений детей, освободив проходы. При размещении физкультурного уголка нужно исходить из правил безопасности. Оптимальное место для занятий с оборудованием – площадка, удаленная от окон, шкафов. Оборудование должно быть размещено по принципу целесообразности. Например, игра «Дартс» размещена на уровне глаз ребенка, массажеры для стоп – в нише на полу и т. д.
При подборе физкультурного оборудования необходимо учитывать психофизические качества и двигательные способности 4-хлетних детей: быстроту, ловкость, координацию, интересы и предпочтения. Оно должно быть малогабаритным, легким, с ярко выраженной развлекательно-развивающей направленностью:
• кегли;
• игра «Дартс» (с шариками на липучках);
• ракетки с мячиками на липучках;
• напольные и подвесные кольцебросы;
• мячи;
• скакалки;
• султанчики, ленточки, флажки;
• мешочки по 200г. ;
• обручи;
• профилактическая дорожка (мелкий гравий, стопы-следы, ткань разной фактуры, массажные коврики и др.).
Стремясь проникнуть в суть явлений и предметов, улавливая отдельные закономерности и взаимосвязи, ребенок начинает постигать азы правильной техники движений. Удовлетворяя детскую любознательность, можно стимулировать развитие детского творчества, самостоятельности, инициативы. С этой целью варьируйте местоположение оборудования, убирая то, что наскучило. Оживляйте уголок яркими иллюстрациями, тематическими картинками.
Старшая и подготовительная группы
Более высокий уровень психофизического развития старшего дошкольника обеспечивает соответствующие изменения в двигательной активности. Ребенок свободно держит корпус, более совершенна его координация, двигательные действия становятся экономными, более уверенными и согласованными.
Благодаря достаточно высокому уровню ориентировки в пространстве и волевой регуляции, ребенок более уверенно ведет себя на ограниченном пространстве, может затормозить движение, изменить его направление, переключиться на другое, что делает его деятельность в группе более безопасной. Накопившейся двигательный опыт позволяет ребенку содержательно проводить свободное время, организовывать игры со сверстниками, самостоятельно использовать разнообразное оборудование.
Учитывая тягу детей к сложнокоординированным двигательным действиям, спортивным играм и тренажерным устройствам, физкультурный уголок становится:
- условием формирования интереса к занятиям физкультурой и спортом, тем зеркалом, в котором отражается жизнь группы (праздники, соревнования, награды, коллекции, игры, семейные походы и т. д.). Т. о., можно способствовать зарождению спортивных традиций группы, формированию интересов детей;
- содержание уголка пополняется за счет размещения в нем спортивного инвентаря, ведь именно в старшей группе вводится обучение элементам спортивных игр;
- добавляются простейшие малогабаритные тренажерные устройства. Их могут заменить самодельные резиновые эспандеры для силовых упражнений, резинки для прыжков, балансиры для развития равновесия и т. д. ;
- одним из вариантов оборудования уголка может быть готовый физкультурный комплекс из 7 движений, являющихся базовыми для комбинаций: вис (на перекладине, кольцах, прыжок, вращения (поясной лопинг, качание (качели, лианы, катание (горка, равновесие (наклонная лесенка) и лазанье (на всех снарядах). На полу мат для страховки и амортизации при соскоке.
Ориентировочный перечень инвентаря для стандартного физкультурного уголка:
• пластмассовые городки;
• ракетки и мячи для пинг-понга;
• кегли;
• мячи, малое баскетбольное кольцо;
• игра «Дартс» (с шариками на липучках);
• кольцеброс;
• резиновый эспандер;
• диск здоровья;
• скакалки, резинки;
• обручи;
• настольные спортивные игры;
• массажеры;
• султанчики, ленточки.
Старшие дошкольники предпочитают однополые компании и соответственно определённые виды движений. Мальчиков больше привлекают упражнения, направленные на развитие силы, быстроты, ловкости, меткости; девочек – на развитие координации, пластики, гибкости, выразительности движений. Перечень оборудования составлен с учётом предпочтений и мальчиков, и девочек.
Таким образом, создание безопасной развивающей среды для самостоятельной двигательной деятельности детей, адекватной их возрасту и потребностям, будет способствовать укреплению здоровья, расширению двигательного опыта, формированию стойкого интереса к занятиям физическими упражнениями, навыков самоорганизации и общения со сверстниками.