Получи документы

Консультация для воспитателей «Воспитание дружеских отношений между детьми во время игр»

Евгения Геращенко
Консультация для воспитателей «Воспитание дружеских отношений между детьми во время игр»
▼ Скачать + Заказать документы

«Воспитание дружеских отношений между детьми во время игр»

Между дошкольниками во время игр, совместной трудовой деятельности и на занятиях формируется достаточно широкий спектр взаимоотношений. И они не всегда проходят хорошо. Возникающие конфликтные ситуации не только мешают нормальному общению детей, но и могут помешать учебному процессу в целом.

Поэтому воспитатель должен быть внимательным и умело исправлять разногласия.

Публикация «Консультация для воспитателей „Воспитание дружеских отношений между детьми во время игр“» размещена в разделах

Чувство симпатии и дружелюбия проявляется у многих детей очень рано, уже на втором-третьем году жизни. Характер детских взаимоотношений зависит прежде всего от условий воспитания в семье и в детском саду. Дети дошкольного возраста пяти-семи лет, посещающие детский сад, очень охотно участвуют вместе в различных мероприятиях, преимущественно игровых. У некоторых детей складываются особенно дружеские отношения : они предпочитают играть, работать, разговаривать и делиться радостями и горестями с некоторыми друзьями. Для развития дружеских чувств и отношений у детей педагоги широко используют игры. Потребность ребенка в общении позволяет педагогу реализовывать различные задачи, в частности нравственное воспитание, формирование социальных качеств личности. Ориентируясь на эти задачи, педагог поощряет избирательную дружбу детей и в то же время отношения, которые не ограничиваются интересами только двух-трех дружных детей, но имеют большое значение для развития дружеских отношений. отношения между всеми учащимися в группе. При таком подходе дружеские высказывания дошкольников приобретают истинно человечную направленность и способствуют их сплочению.

Такие отношения становятся устойчивыми на седьмом году жизни ребенка, что имеет немаловажное значение для его подготовки к школе.

Однако нередко наблюдаются случаи, когда, например, шестилетний мальчик отбирает у кого-то из друзей привлекательную игрушку, чтобы подарить ее своему другу; Девочка-ровесница в игре «Кошки и мышки» пускает в круг своего друга «кота». Проявляя заботу о друге, дети совершенно не думают об остальных одногруппниках и действуют им во вред, т. е. их дружба не имеет той нравственной основы, которая предусмотрена спецификой общественных отношений. Формирование именно такого фундамента должно начинаться еще в дошкольном возрасте.

Необходимость активного, целенаправленного формирования интересов и потребностей личности имеет существенное значение для повышения уровня нравственного воспитания детей разного возраста. Характер детской дружбы и ее нравственная направленность всецело зависят от того, какие интересы и потребности связывают ее, какие мотивы побуждают ее к действию.

Избирательная дружба и объединения детей 6-7 лет строятся в первую очередь на основе игровых интересов и умений (способности придумывать игру, выполнять правила, хорошо строить и т. д.). Кроме того, при выборе товарища оценивают также определё нные личностные качества: справедливость, организаторские умения, помощь товарищу, доброта, заботливость, чёткое следование правилам игры и др.

В игровой деятельности многое обусловлено активностью самих детей. В игре есть возможность проявить самодеятельные формы поведения. Для каждого ребёнка очень важно, что он может играть свободно (а не в определённых организованных рамках, например, для занятий или труда, Педагогическое руководство самой игрой и детскими взаимоотношениями имеет свои особенности. Здесь неприемлемы учебные методы. Даже в тех случаях, когда педагог считает необходимым дать прямые рекомендации, например, по выбору игры, распределению ролей, соблюдению правил и т. д., он должен выступать не как учитель, дающий указания и задания, а как старший товарищ, участник игры, дающий детям свободу принятия решений. Педагог может влиять на поведение ребенка, его отношения с другом или группой сверстников не только непосредственно (а возможно, и не только, но и через роль, опираясь на образ, передаваемый в игре.

Необходимо также развивать у детей желание и умение объединяться самостоятельно, играть вместе, проявляя доброту и справедливость; воспитывать коллективизм, основанный на гуманных, дружеских чувствах и отношениях.

Для более успешного решения этих программных задач необходимо внимательно наблюдать за играми детей (поскольку в играх дети обычно объединяются самостоятельно и выражают себя наиболее непосредственно) и другой их деятельностью; Узнайте, у кого какие успехи и недостатки и где они сталкиваются с трудностями. Наблюдение должно быть целенаправленным. В этом случае можно руководствоваться следующими показателями дружбы между детьми в группе :

-Предпочтение, сострадание, сочувствие и чуткость, особенно заметные между отдельными детьми, но не в ущерб другим;

-Интерес к деятельности сверстников, готовность и умение договариваться об использовании игрушки, материала, совместной игры или роли и учитывать интересы товарищей;

-Проявление заботы о коллеге по группе, об общем деле, о развитии хорошего, дружеского веселья; помощь и взаимопомощь (готовность и способность сделать что-то необходимое для отдельных детей, групп, желание помочь другу;

-Определенная объективность в оценке собственной ценности, способность пожертвовать личными желаниями ради друга (справедливо, получая при этом удовлетворение;

-Выражение дружеских отношений по собственной инициативе (а не по указанию или совету взрослого);

-Дружеские отношения не только в присутствии педагога, но и без него.

Указанные показатели могут служить для воспитателей ориентирами, на которые они будут обращать внимание при воспитании дружеских чувств и отношений у детей дошкольного возраста. Выявить уровень сформированности гуманных и дружеских чувств помогают также специально созданные игровые ситуации, когда в обычную игру включена моральная задача: игрокам необходимо осознать сложную ситуацию, в которой оказался друг, и подумать, как ее изучить. Желательно, чтобы педагог использовал подсказку только в крайних случаях. Примером такой ситуации может служить игра «Не промочи ноги».

Для этого на полу создают «болото» шириной 4-5 м. Дети сидят на стульчиках в одной стороне комнаты. Двое из них получают по две доски (40/25 см). Им придется использовать доски, чтобы добраться до другого «банка». Учитель объясняет и показывает, как выполнить задание. Каждый ребенок кладет одну доску на «землю», осторожно наступает на нее, а другую доску держит в руке. Затем он задает второму направление движения, движется дальше и т. д. В первой версии этой игры был убран элемент соревнования, т. е. быстрее перейти мост, не замочив ног, невозможно.

Когда дети подходят примерно к середине «болота», возникает ситуация, как будто одна из досок игроков сломалась и уплыла (воспитатель длинной палкой тянет ее «к берегу»). Детям не дается готового решения проблемы, они должны мобилизовать собственный опыт и реализовать усвоенные нормы и правила поведения. В этих условиях один ребенок еще может двигаться вперед, а другой, если друг не поможет ему выбраться из передряги, должен остаться один в «болоте».

Воспитатель напоминает им задание: вместе они должны перебраться на другую сторону, не замочив ног (т. е. только по доскам). Дети ведут себя по-другому. Если принято правильное решение, то оба товарища остаются довольны. Ребенок может, перейдя на берег, подтолкнуть две доски другу или предложить ему свою вторую доску. Бывают случаи, когда ребенок продолжает свой путь один, т. е. основной сюжет подвижной игры затмевается другими заданиями.

Этот вид контроля за формированием взаимоотношений лучше всего осуществлять во время игр в пространстве, когда предоставляется возможность играть поочередно двум детям, не привлекая внимания окружающих. При этом дети не копируют действия сверстников, а проявляют самостоятельность и нравственную активность.

Чтобы узнать, как дети понимают дружбу, можно предложить им серию картинок, на которых изображены дружеская игра, взаимовыручка, помощь, детские ссоры, и задать вопросы: что значит быть «хорошими друзьями», что делают друзья, что конкретную помощь можно оказать другу?

Конечно, высказывания детей и поведение дошкольников в игре, которая организуется и в которой принимает участие педагог, еще не являются основным показателем уровня их нравственного воспитания. Причиной правильного поведения может быть активность, изобретательность и полноценное умственное развитие ребенка.

Публикации по теме:

Игры для формирования дружеских отношений в старшем дошкольном возрасте Игры на формирование дружеских отношений в старшем дошкольном возрасте У дошкольников дружеские отношения складываются благодаря социальной.

Консультация для воспитателей «Двигательно-оздоровительные моменты в перерывах между занятиями» Образовательный процесс в дошкольном учреждении должен идти непрерывно, в течение всего дня, а не только в периодах непосредственной образовательной.

Консультация для воспитателей и родителей «В чем разница между колядками и щедровками?» Добрый день уважаемые коллеги. Все мы в ожидании светлого праздника - Рождества Христова. Сегодня я хочу рассказать об обрядовых песнях.

Семинар для педагогов «Воспитание дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр» В наше время почти все родители заинтересованы в раннем развитии своих детей. Желание видеть малыша умным и развитым подпитывается многими.

Стихотворения для детей 5–12 лет на тему «Зарождение дружеских отношений в детях — 1» Мне кажется, что дети воспитываются через маленькие эпизоды, которые им западают в уголочки памяти. В этом цикле стихотворений приведены.

Стихотворения для детей 5–12 лет на тему «Зарождение дружеских отношений в детях -2» Мне кажется, что дети воспитываются через маленькие эпизоды, которые им западают в уголочки памяти. В этом цикле стихотворений приведены.

Стихотворения для детей 5–12 лет на тему «Зарождение дружеских отношений в детях -3» Мне кажется, что дети воспитываются через маленькие эпизоды, которые им западают в уголочки памяти. В этом цикле стихотворений приведены.

Стихотворения для детей 5–12 лет на тему «Зарождение дружеских отношений в детях -4» Мне кажется, что дети воспитываются через маленькие эпизоды, которые им западают в уголочки памяти. В этом цикле стихотворений приведены.

Стихотворения для детей 5–12 лет на тему «Зарождение дружеских отношений в детях -5» Мне кажется, что дети воспитываются через маленькие эпизоды, которые им западают в уголочки памяти. В этом цикле стихотворений приведены.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Воспитание дружеских отношений между детьми во время игр»
Опубликовано: 13 апреля 2024 в 13:54
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Воспитание дружеских отношений между детьми во время игр»» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Геращенко (УИ 2076876) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД