МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Взаимодействие с родителями по программе «Социокультурные истоки»

Светлана Макарова
Консультация для воспитателей «Взаимодействие с родителями по программе «Социокультурные истоки»

«В душе и сердце ребенка должны быть поселены светлые образцы, мысли и мечтания – чувство прекрасного, стремление к самопознанию и саморазвитию; ответственность за свои мысли; устремленность к благу; мужество и бесстрашие, чувство заботы и сострадания, радости и восхищения, сознание жизни…» (Слайд 2)

Ш. А. Амонашвили

Семья традиционно являлась главным хранителем социокультурных ценностей в обществе. Но в минувшие десятилетия снизилось ее влияние на воспитание детей. В значительной степени потеряны ценности семьи и традиции семейного воспитания. Поэтому встает необходимость формирования единой системы ценностей в семье и в детском саду. Эту задачу позволяет решить программа "Социокультурные истоки".

Публикация «Консультация для воспитателей „Взаимодействие с родителями по программе „Социокультурные истоки“» размещена в разделах

Важным, ключевым элементом в реализации программы «Социокультурные истоки» для дошкольного образования является работа с семьёй. Целенаправленная работа по формированию системы духовно-нравственных ценностей с детьми и родителями в дошкольном образовании позволяет решить следующие задачи: (Слайд 3)

• объединить усилия дошкольной образовательной организации и семьи с целью формирования у взрослых и детей единой системы ценностей;

• осуществлять руководство взаимодействием взрослых и детей;

• обеспечивать воспитателя социокультурным инструментарием, способствующим формированию духовно-нравственной основы личности, начиная с дошкольного возраста;

• повышать педагогическую культуру родителей.

На сегодняшний день это одна из программ, в реализации которой активную роль играют родители. Опыт работы дошкольных учреждений с родителями воспитанников в течение многих лет показал, что традиционное взаимодействие педагога с родителями, когда педагог выступает в роли учителя, а его слушатели в роли учеников, препятствует установлению доверительных отношений. Программа «Социокультурные истоки» основана на реализации идеи активного воспитания. Необходимо, чтобы каждый взрослый, (педагог, родитель) имел активную позицию в воспитании детей. Эта программа направлена не только на развитие ребёнка, но и на развитие родителей воспитанников, педагога и коллектива в целом.

Хочу поделиться опытом работы по программе духовно – нравственного развития и воспитания «Социокультурные истоки», которая позволяет решить вышеперечисленные задачи, и рассказать о некоторых формах работы с родителями, которые применяем в своей педагогической деятельности.

Работу в этом направлении начали с изучения алгоритма работы воспитателя с семьёй, которую предлагает О. С. Абрамова, методист «Истоковедения». В соответствии с этими алгоритмами для достижения положительного результата воспитатель, ведущий за собой ребёнка и его семью, должен уметь: (Слайд 4)

• выстраивать приоритеты деятельности;

• хорошо знать концептуальные положения и содержание реализуемой программы;

• ясно ставить перед собой, детьми и родителями образовательные цели и задачи;

• чётко представлять целевые ориентиры дошкольного образования, на которые он в образовательной деятельности вместе с родителями будет опираться;

• осуществлять эффективное взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса;

• владеть современными педагогическими технологиями, методами, приёмами и образовательным инструментарием;

• создавать соответствующую среду развития детей.

Алгоритм состоит из пяти шагов. Третий шаг в алгоритмах: «Присоедини родителей», т. е. необходимо присоединять родителей к совместной реализации программы, объединять усилия дошкольного учреждения и семьи в воспитании детей.

С этой целью к первому родительскому собранию была подготовлена презентация, в которой родителям была предоставлена полная информация о работе по программе «Социокультурные истоки», включая цели и задачи работы, представлен краткий обзор книг и альбома, на примере книги 1 «Верность родной земле» были даны рекомендации по работе с детьми в домашних условиях, подчеркнута важность введения новой программы в образовательную деятельность дошкольных образовательных учреждений в современных условиях. Некоторых родителей интересовал вопрос : «Почему все должны знакомиться с обычаями, традицией, культурой и историей именно русского народа, ведь наша страна многонациональная и многоконфессиональная?». Чтобы ответить на этот вопрос была приведена цитата из программы : «Социокультурные истоки — это программа, которая формирует у детей систему нравственных ценностей: представлений о добре и зле, правде и лжи, времени и пространстве, дружбе, почитание родителей, забота о ближнем, терпение и т. д. Основная цель программы в дошкольный период —заложить формирование духовно - нравственной основы личности, а также присоединить ребенка и его родителей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России. Конечной целью является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации». (Слайд 5)

Далее было организовано взаимодействие детей и взрослых на основе комплекта книг для развития детей дошкольного возраста. Родителям были выданы книги, в которых заложена основная предварительная работа с детьми и родителями в период подготовки к занятиям по программе. В них содержится система ценностей и категорий, которые необходимо усвоить взрослым и детям, а также продумана система творческих заданий (например, выучить хороводную игру, объяснить пословицу и т. д., способствующая организации и развитию общения между родителями и их детьми.

Эта работа очень важна, т. к. осмысление содержания книг для развития детей дошкольного возраста приводит родителей к пониманию необходимости работы с данными книгами вместе с ребенком. Родители, благодаря книгам для развития приобретают умение понять собственный внутренний мир и внутренний мир своих детей.

В течение учебного года прорабатывались социокультурные тексты из учебников, родителям давалась дополнительная информация по теме, рекомендации к выполнению творческих заданий и задания для семейного чтения книг для развития детей. (Слайд 6). Предлагались потешки, стихи, загадки, пословицы и поговорки и др., чтобы выучить с ребёнком к занятию.

В соответствии с темой месяца вместе с родителями вносили изменения в предметно – пространственную среду группы. Родители помогали организовывать выставку книг, семейных реликвий, изделий декоративно – прикладного искусства. Так, например, при проведении в ДОО мероприятия «Неделя музеев» родители приносили различные предметы для создания мини – музеев: куклы в национальных костюмах, расписные платки, вязаные изделия, украшения для русского костюма и т. д. (Слайд 7) И детям, и родителям очень понравилось это мероприятие, и оно имело продолжение. Родительница Браткевич Л. Г. познакомила детей с украшениями, которые можно сделать своими руками. (Слайд 8) Она рассказала детям как они называются, как они используются и показала из чего и как их можно сделать. Провела мастер – класс по изготовлению украшений. Так как семья состоит не только из родителей, но и бабушек и дедушек, поэтому старались вовлекать в эту работу и их, как только представлялась возможность. В результате такой работы бабушка Троцкого Вадима, которая очень хорошо вышивает, обещала вышить для группы красивые салфетки.

Одним из видов работы с родителями считаем создание альбомов, который объединяет работу по «Истокам» и повседневный труд воспитателя. В основу работы легла цель объединения усилий сада и семьи по воспитанию настоящего гражданина общества, по сплочению членов семьи и вовлечение родителей в работу группы. В процессе работы над реализацией программы «Истоки» родители вместе с детьми оформляли странички альбома «Доброе слово». (Слайд 9) Каждая семья должна была оформить одну страницу альбома – нарисовать солнце с лучами и написать на каждом лучике доброе (ласковое) слово для мамы. Вначале была проведена предварительная работа с детьми и родителями. Это рекомендация родителям детской литературы для семейного чтения о маме (бабушке, индивидуальные консультации и беседы с целью разъяснения целесообразности проведения этой работы, по пожеланию некоторых родителей были показаны образцы оформления листов альбома. Также была проведена предварительная работа с детьми: разучены стихи и песни о маме и бабушке, проведены беседы о них, дети рассказывали о своих мамах (бабушках, просмотрели презентацию «Профессии наших мам», нарисовали портреты мам и оформили выставку работ в группе, приготовили подарки к празднику. В этой работе принимала участие вся семья. Из них был оформлен красочный альбом. Эта работа была приурочена к празднику «День Матери». Так как такая форма взаимодействия была интересна и родителям, и детям планируем её продолжить.

В соответствии с программой «Истоки» мы знакомим детей с различными народными праздниками: «Рождество», «Масленица» и т. д. В эту работу вовлекаем и родителей : просим их рассказать своим детям о том, как семья проводит эти праздники, изготовить с детьми поделки к празднику, а также посетить вместе с семьёй городские мероприятия связанные с этими праздниками. Активно принимали участие родители к подготовке к празднику «Колядки» - изготовили атрибуты к празднику, приобрели сладости, разучили с детьми стишки, принесли элементы костюмов. (Браткевич Л. Г. принесла русский народный костюм для сына и т. д.).

Программа «Социокультурные истоки» предполагает наличие информационного экрана «Социокультурные истоки», в котором необходимо выставлять родителям полную информацию о работе по программе в течение месяца, планируем изготовить в ближайшее время. В настоящее время всю информацию доносим до родителей в устном виде или через памятки и рекомендации, т. к. из опыта работы с родителями видим, что многие из них из - за нехватки времени и по другим причинам не обращают внимание на стенды.

Планируем продолжить работу по обеспечению социального партнерства педагогов и семьи, осуществляя открытый характер образовательного процесса на основе сотрудничества с семьями воспитанников, и непосредственного вовлечения их в образовательный процесс. Внедрять новые неиспользованные формы работы с семьями воспитанников, направленные в конечном итоге, на социокультурное и духовно - нравственное развитие детей, и их успешную социализацию.

Публикации по теме:

Активное занятие по программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» с родителями воспитанников средней группы Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад№1 «Рябинка» Конспект активного занятия с родителями воспитанников.

Анкета для родителей «Социокультурные истоки» Анкета для родителей! 1. Знакомы ли вы с программой «Социокультурные истоки»? А) да; Б) нет; 2. Согласны ли Вы с утверждением о необходимости.

«Домашнее тепло». Конспект образовательной деятельности по программе «Социокультурные истоки» (средняя группа) Тема осваиваемой социокультурной категории : Семья. Тема НОД : «Домашнее тепло». Образовательная область: социально-коммуникативное развитие.

«Любимый образ» конспект ООД с детьми 3–4 лет по программе «Социокультурные истоки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №82 комбинированного вида» города Чебоксары Чувашской Республики.

Конспект занятия по программе «Социокультурные истоки» с детьми подготовительной группы «Чудотворный образ» Конспект занятия по программе «Социокультурные истоки» с детьми подготовительной группы на тему «Чудотворный образ» Конспект составила.

Конспект занятия по программе «Социокультурные истоки» в средней группе «Любимые сказки» Цель: • приобщать детей к народной культуре - знанию сказок. Задачи: Образовательные: • учить узнавать русские народные сказки; учить детей.

ННОД по программе «Социокультурные истоки» по теме «Семейные традиции» Непосредственно образовательная деятельность по программе "Социокультурные истоки " по теме "Семейные традиции" Образовательная область:.

Презентация «Обучающий семинар по ознакомлению с программой «Социокультурные истоки» «Радостно и свободно глядит душа ребёнка на мир, не думая извлекать из него пользу, прежде всего и больше всего любуясь им, радуясь тому.

Проект «Дороги добра» по программе «Социокультурные истоки» Проект «Дороги добра» Вид проекта: практика - ориентированный Продолжительность проекта: 1 месяц февраль Участники проекта: воспитанники.

Взаимодействие с родителями по программе «Истоки» Взаимодействие с родителями Месяц Формы взаимодействия Цели Сентябрь 1. Знакомство с программой «Истоки» и «Воспитание на социокультурном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Взаимодействие с родителями по программе «Социокультурные истоки»
Опубликовано: 1 октября 2018 в 08:20
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД