Консультация для воспитателей «Эстетическое воспитание дошкольников средствами природы»

Зульфия Алукаева
Консультация для воспитателей «Эстетическое воспитание дошкольников средствами природы»

Идеи эстетического воспитания зародились ещё в глубокой древности. Термин "эстетика" происходит от греческого"aisteticos" (воспринимаемый чувством). Философы-материалисты (Д. Дидро и Н. Г. Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания. В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач. Трудно представить себе эстетическое воспитание без привлечения в помощники природы - этого самого естественного источника красоты. Природа - не только великий учитель и великий воспитатель, а также источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека, не только взрослого, но и подрастающего. Она помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности.

Природа во все времена и эпохи оказывала огромное влияние на человека, на развитие его творческих способностей, являясь в то же время неиссякаемым источником для всех самых смелых и глубоких дерзаний человека. Великий критик Белинский считал природу «вечным образцом искусства». Композитор Чайковский, высоко ценя искусство в жизни человека, писал: «Восторги от созерцания природы выше, чем от искусства». Многоголосое звучание земли русской нашло отражение в творчестве талантливых русских композиторов С. В. Рахманинова, Н. А. Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского и других. Неповторимое богатство красок природы запечатлели в своих полотнах И. И. Левитан, И. И. Шишкин, И. Грабарь, М. Сарьян, С. Герасимов и другие. Прекрасное в природе безгранично и неисчерпаемо. Поэтому природа - источник для искусства. Прекрасное в природе было и остается предметом художественного освоения ее.

В системе по эстетическому воспитанию дошкольников большое место должно быть отведено природе. Она лучше, чем что-либо обогащает психику ребенка, совершенствует его органы чувств и эстетический вкус. Воспитание любви к природе, умение чувствовать ее красоту и восхищаться ею имеет огромное значение не только для эстетического развития детей, но и для нравственного воспитания, в частности, для пробуждения у дошкольников патриотических чувств, чуткости к окружающему, потребности к труду, способствует физической закалке, а также расширению умственного кругозора. Умение видеть природу - первое условие воспитания мироощущения единства с ней, первое условие воспитания через природу. Оно достигается лишь при постоянном общении с природой. Чтобы ощущать себя частью целого, человек должен не эпизодически, а постоянно находиться во взаимоотношениях с этим целым. Развивать наблюдательность у детей - вот задача, которая встает перед нами воспитателями. Ведь наблюдательность – это драгоценное свойство человека, благодаря которому он способен ориентироваться в окружающем мире, воспринимать богатые краски мира природы, правильно строить свои отношения с людьми. Наблюдательный человек больше увидит, а значит, больше познает. Поэтому наблюдениям, экскурсиям нужно отводить больше внимания. На прогулках наблюдать за сезонными изменениями в жизни растений и животных. Во время наблюдений важно не только показать, но и описать словесно. Описать краски и оттенки закатного неба и зари, описать форму облаков и их окраску, описать звездное небо или луну, показывая все это. Также нужно «увидеть» снегопад или дождь, или грозу. После прогулки необходимо в календаре погоды отметить состояние погоды, чтобы дети запомнили.

Чтобы закрепить впечатления во время наблюдений в природе, можно использовать художественное слово, народные пословицы, приметы, загадки, сказки.

Во всех группах есть цветы, за которыми мы с детьми ухаживаем, наблюдаем и радуемся их красоте. На участках растут деревья. И здесь нужно учить детей «видеть» деревья, цветы, кустарники: замечать особенности и оттенки лепестков, листьев, наблюдать, как набухают и распускаются почки или начинают желтеть листья, как зацветают цветы и созревают семена.

Также нужно показать детям особенности поведения воробьев, галок, голубей, Научить описывать их оперение, глаза, форму тела и лапок, рассказать об их жизни, заботах, о строгих правилах стаи и т. п. Повесить кормушки, и пусть дети подкармливают птиц зимой. Прекрасно, если они смогут узнать двух-трех птиц.

Само собой разумеется, что ребенок должен научиться «видеть» окружающих домашних животных. Не следует переоценивать «заразности» животных.

Также необходимо сочетать методы наблюдения с методом активных действий во время работы на опытном участке в летнее время и организовать эстетически оформленный огород на окне в зимний период, где вместе с детьми наблюдать за ростом растений и зарисовывать в дневнике наблюдений.

В настоящее время, когда с такой осторожностью поставлен вопрос об охране окружающей среды, эстетическое воспитание средствами природы должно знать подобающее место в системе эстетического воспитания. Главная задача в эстетическом развитии средствами природы – это пробуждение у детей эмоционального отношения к ней. Эмоциональное отношение к природе помогает сделать человека выше, богаче, внимательнее. Любовь к родной природе воспитывается с раннего возраста. «Именно в это время необходимо прививать детям любовь к красоте, гармонии, целесообразности, единству, которые царят в ней». Способность заметить, выделить красивое развивается постепенно. Но если развитие происходит стихийно, без целенаправленного влияния детского сада и семьи, то оно может задержаться. Поэтому воспитатель должен направлять эстетическое воспитание своих воспитанников, чтобы они на всю жизнь не остались глухи и слепы к красоте природы. В. А. Сухомлинский говорил: «Добрый ребенок не сваливается с неба. Его надо воспитывать». Необходимо обучать детей доброте через сопереживание всему живому. Быть добрыми - значит, уметь сопереживать, т. е. уметь понимать другого, сердечно сочувствовать ему и стремиться помочь. Сопереживанию нужно учить также вдумчиво, заботливо, осторожно, как учат делать детей первые шаги. Для обучения сопереживанию необходимы специальные виды деятельности, побуждающие к сочувствию и помощи живым существам. Формы такой деятельности разнообразны - можно завести аквариум или «звериную лечебницу». Т. К. в детском саду нельзя заводить аквариум и животных, нужно порекомендовать родителям дома завести животного, провести консультацию для родителей «Домашние животные для детей».

Игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста, ведь ещё В. Л. Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка. Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Поэтому дидактическим играм экологического содержания необходимо уделять большое внимание, всю работу вести планомерно и постоянно. Дидактические игры экологического содержания лучше всего проводить во время прогулок, при ознакомлении детей с трудом взрослых, при обучении их трудовой деятельности в природе, а также в экспериментальной деятельности дошкольников. Нужно стараться вызвать у детей интерес к играм, к содержанию, желание внимательно рассматривать, играть.

Уровень эстетического развития дошкольников во многом определяется степенью экологической грамотности их родителей. Поэтому немаловажное значение имеет просвещение родителей в области экологии. С этой целью можно проводить консультации, например, на темы «Экология и мы», «Роль игры в воспитании любви и бережного отношения к животным» «Зелёный мир на окне», «Как важно учить детей любить природу» и так далее.

Жить в зелёном мире этом хорошо зимой и летом,

Жизнь летает мотыльком, шустрым бегает зверьком,

В облаках кружится птицей, скачет по ветвям куницей.

И прекрасна жизнь вокруг, человек природе – друг!

Список использованной литературы:

«Экологическое и эстетическое воспитание детей» / Под редакцией Л. П. Песко – М., 1984 г. /

«Система эстетического воспитания в детском саду» /Под редакцией Н. А. Ветлучиной – М., 1962г. /

«Познавательные сказки для детей 4-7 лет». Методическое пособие /Сост. Л. Н. Вахрушева. – М.:ТЦ Сфера, 2012г. / (Новый детский сад с любовью).

«Воспитание любви к природе у дошкольников: экологические праздники, викторины, занятия и игры/ Ю. А. Вакуленко. – Волгоград: Учитель, 2008г. /

Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. – М., 2005. – 235 с.

Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. – М., 2004. – 144 с.

Куликовская И. Э. Технологии по формированию у дошкольников целостной картины мира. – М., 2004. – 159 с.

Николаева С. В. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. – М., 2006. – 135 с.

Сосновская Е. Д. Методика ознакомления с природой. – М., 2005. – 208 с.

Публикации по теме:

Осень, Осень к нам пришла Я провела развличение для 2 мл. группы "Осень осень к нам пришла" Эстетическое отношения к жизни и искусству - необходимое условие формирования.

Педагогический проект по оформлению участков «Красота — это то, что создаёт Человек» МАДОУ № 14 Детский сад «Алёнушка» Автор: воспитатель Ляшенко Татьяна Викторовна. Тема: «Красота-это то, что создаёт Человек» Проект (краткосрочный).

Библиотека изображений:
  • Цветы
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Эстетическое воспитание дошкольников средствами природы»
Опубликовано: 18 марта 2015 в 15:28
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 ноября. Всемирный день молочных коктейлей
Молочный коктейль – излюбленное лакомство всех детей и многих взрослых. В «хит-параде сладостей» он уступает по популярности лишь шоколаду и мороженому (которые, впрочем, тоже входят в его состав). День...
15 ноября. День вторичной переработки

Переработка отходов — единая проблема для всех стран. Ученые прогнозируют, что в недалеком будущем мусор, который производит человечество, просто негде будет утилизировать. Международный день вторичной...

Конспект «Волшебный цветок Феи Светофорных Наук» для старшего дошкольного возраста
Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения, дорожных знаках, правилах поведения на дороге и в автотранспорте, развивать мышление,...
План проведения «Недели здоровья»
Веселая гимнастика под музыку песни «Если нравится тебе. » - ежедневно. 1 ДЕНЬ. Беседа: «Я и моё здоровье! » Стихи, загадки о здоровом образе...
Конспект открытой НОД по ФЭМП в старшей группе «Цветик — семицветик»
Цель: обобщение и закрепление элементарных математических представлений у детей старшего возраста. Задачи: Образовательные: - упражнять в количественном...