Ольга Елизарьева
Консультация «Формирование системы знаний о животных у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование системы знаний о животных у детей дошкольного возраста
«Природа наделила человека высоким и
прекрасным даром сострадания, которое
простирается на бессловесных животных»
Френсис Бэкон
Формирование основ экологической культуры и экологически сообразного поведения в окружающем мире является одной из ключевых задач дошкольного образования и воспитания в 21 века. Реализация освоения системы знаний о животных с детьми в образовательных областях: «социально – коммуникативное», «познавательное», «речевое», «художественно-эстетическое», основанных на интегративном принципе позволит становление личности ребёнка стать самоценной, развитой, экологически воспитанной.
Публикация «Консультация „Формирование системы знаний о животных у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Живая природа – это удивительный, сложный, многогранный мир. Особое место в нём отведено животным : оно составляет лишь два процента от всего живого на земле, но, несмотря на это, роль их в биосфере огромна.
Идея ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в статьях, методических работах (О. Иогансон, А. А. Быстров, Р. М. Басс, А. М. Степанова, Э. И. Залкинд, Е. И. Волкова, Е. Геннингс и др.). Долгое время большим подспорьем для практиков дошкольного воспитания были методические пособия М. В. Лучич, М. М. Марковской, рекомендации З. Д. Сизенко; не одно поколение воспитателей училось по учебнику С. А. Веретенниковой. Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе (З. Д. Сизенко, С. А. Веретенникова, А. М. Низова, Л. И. Пушнина, М. В. Лучич, А. Ф. Мазурина и др.).
В дошкольной педагогике начались исследования по отбору и систематизации природоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности живой (И. А. Хайдурова, С. Н. Николаева, Е. Ф. Терентьева и др.) и неживой (И. С. Фрейдкин и др.) природы. В исследованиях, посвященных живой природе, в качестве ведущей была выбрана закономерность, которой подчиняется жизнь любого организма, а именно зависимость существования растений и животных от внешней среды. Эти работы положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей с природой.
Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и о живых организмах, получает человек уже в детстве. Ознакомление с природой – одна из составных частей образовательного процесса. Наблюдения за кроликом, птицами, рыбками, белкой, экскурсии в лес, к водоёму, подкормка птиц, сбор семян и листьев, изготовление поделок из природного материала, дидактические игры составляют далеко не полный перечень мероприятий, осуществляемых в разных возрастных группах. Педагог не только знакомит ребят с животными, но и учит относиться к ним бережно и внимательно. Пробуждать у детей с самого раннего возраста интерес и любовь к животным необходимо с раннего возраста, для формирования правильного, рачительного отношения к фауне, для развития высших нравственных чувств, каким является гуманизм и справедливость, предполагающие активную, действенную позицию в отношении природных объектов.
Как сделать, чтобы эмоциональное, но часто внешнее, ситуативное отношение к природе переросло в глубокое нравственно-эстетическое чувство, чтобы любовь к живому была осознанной, действенной? Как воспитать интерес к разным представителям животного мира? О степени сформированности у детей гуманных чувств к животным можно судить, принимая во внимание следующее:- интерес к различным представителям животного мира, желание больше узнать о их жизни, повадках; - выполнение правил обращения с живым существом; - осознание необходимости охранять животных, заботиться о них; - желание и умение ухаживать за живым существом; - эмоциональное восприятие и общения с животным. Материалы, которые даются детям дошкольного возраста, можно подразделить на две большие группы: 1) о самом мире фауны, его разнообразных представителях (начиная с названия, характерных внешних признаках, особенностей поведения до некоторых приспособления к среде; 2) о возможных формах взаимодействия человека и животного (о способах помощи животному, уходе за ним, его защите). Связующим звеном между этими группами может стать поведение дошкольника к осознанию понятия животное – живое существо : оно дышит, питается, передвигается, растёт.
Для взрослого человека основным критерием его отношения к природе являются его поступки. В дошкольном возрасте закладываются лишь предпосылки так называемого рефлекса охраны природы, который зреет при соответствующей работе в школьные годы. Программа по ознакомлению с природой определяет объём сведений и представлений, которые получают дошкольники о животном мире. Эту информацию можно объединить в три группы: а) внешний вид животного, его жизненные проявления (части тела, издаваемые звуки, характерные движения, особенности питания, размножения); б) среда обитания. Характер приспособления к условиям жизни; в) приносимая польза.
Детям старшего дошкольного возраста доступны также сведения о приспособленности животных к окружающей среде, прежде всего о тех формах защиты, которые связаны с особенностями их обитания (сезонный образ жизни, взаимоотношения с иными живыми существами). Ребят можно познакомить с такими защитными проявлениями живых организмов, как окраска, отпугивание, нападение. Подобная информация способствует углублению знаний о животном мире, на основе которых у ребёнка вырабатывается правильная нравственная позиция по отношению к тому или иному представителю фауны.
Важным условием эффективности экологического поведения и воспитания в природе является взаимодействие детского сада и семьи. Педагог должен познакомить родителей с содержанием и методами формирования представлений у детей разного возраста с животными; предлагать консультации, помещать информацию, например, о сезонной жизни животных; повышать экологическую культуру, например, экскурсию в краеведческий музей, экологические программы для дошкольников.
В связи с этим в 90-е годы в России было создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников. Рядом психологов созданы авторские программы, в которых представлены психологические аспекты экологического образования дошкольников.
-Программа А. Вересова "Мы земляне" имеет своей целью развитие в детях элементов экологического сознания, она демонстрирует всеобщую взаимосвязь природы, человека и его деятельности.
- Программа Е. Рылеевой "Открой себя" создана на основе авторской концепции, предполагающей индивидуализацию личностного развития ребенка. Программа предусматривает развитие у детей естественнонаучных представлений и экологической культуры, начальные формы экологического сознания формируются через цикл занятий "Мир нерукотворный".
- Н. А. Авдеевой и Г. Б. Степановой создана программа экологического образования и воспитания старших дошкольников "Жизнь вокруг нас", в центре которой личностное развитие ребенка. Дети получают информацию экологического содержания, на эмоционально-положительной основе у них развивается бережное и ответственное отношение к живой природе.
- Программа "Паутинка" Ж. Л. Васякиной-Новиковой развивает в детях планетарное мышление: разумное отношение к миру и к себе как к жителю Земли. У детей формируется представление о мире по четырем параметрам: "где я живу" (окружающая среда, "как я живу" (поведение и ответственность, "с кем я живу" (соседи по планете, взаимосвязь с ними, "когда я живу" (взаимодействие во времени).
Экологические представления о ценности природы и ее единстве с человеком, о жизненно необходимых проявлениях человека, растений и животных помогают развить в детях сопереживание, сочувствие, которые потом трансформируются в содействие.
Последнее десятилетие ХХ века можно назвать временем развития двух значимых с точки зрения экологии процессов: углубления экологических проблем планеты до кризисного состояния и их осмысление человечеством. За рубежом и в России в этот период происходило становление нового образовательного пространства - системы непрерывного экологического образования: проводились конференции, съезды, семинары, создавались программы, технологии, учебные и методические пособия для различных категорий учащихся. В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.