Светлана Владимирова
Использование игровых технологий в оздоровлении дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка.
Основная задача детского сада - подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки.
Для создания педагогических условий здоровье сберегающего процесса воспитания и развития детей в дошкольном учреждении используется организация разных видов деятельности детей в игровой форме, построение образовательного процесса в виде модели культуры, организация культуротворчества дошкольников, оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями.
Публикация «Использование игровых технологий в оздоровлении дошкольников» размещена в разделах
Зровьесберегающие технологии направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования,задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Цель:
обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни.
Задачи:
1. объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и профилактике нарушений плоскостопия и осанки.
2. обучить детей безопасному поведению в условиях чрезвычайных ситуаций в природе и мегаполисе.
3. осуществить преемственность между дошкольным образовательным учреждением и школой средствами физкультурно-оздоровительной работы.
Все здоровьесберегающие технологии можно разделить на 4 группы:
Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
• динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т. д.)
• подвижные и спортивные игры
• контрастная дорожка, тренажеры
Технологии обучения здоровому образу жизни.
• утренняя гимнастика
• физкультурные занятия
• бассейн
• точечный массаж
• спортивные развлечения, праздники
• День здоровья
• СМИ (ситуативные малые игры – ролевая подражательная имитационная игра)
Технологии музыкального воздействия.
• музыкотерапия
• сказкотерапия
• библиотерапия
Технология коррекции поведения.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
Стретчинг – 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах, либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении специальные упражнения под музыку. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием.
Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей.
Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка.
Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии.
Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.
Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения.
Динамическая гимнастика (бодрящая)– ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам.
Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы
Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.
Гимнастика бодрящая. Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.
Технологии обучения здоровому образу жизни
Физкультурное занятие – 2-3 раза в неделю в спортивном зале
Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия) – в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Для группы данных игр необходимы рекомендации медиков и психолога.
Коммуникативные игры - со старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.
В утренние часы проведение точечного самомассажа. Проведение утренней гимнастики.
Технология музыкального воздействия
Технологии музыкального воздействия – используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.
Сказкотерапия – 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей
Технологии воздействия цветом – правильно подобранные цвета интерьера в группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.
Технология коррекции поведения.
Педагог, воспитывающий культуру здоровья ребенка и родителей, прежде всего сам должен быть здоров, иметь валеологические знания, не переутомлен работой, должен уметь объективно оценивать свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью.
Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет тягостной для ребенка.
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
Особое место занимают здоровьесберегающие игровые технологии
В образовательном процессе используют занимательные, театрализованные, деловые, ролевые, компьютерные игры.
Ермолаева М. Г. в своей классификации берет за основу тип человеческой деятельности, которую игры отражают, и моделируют базовые виды. При такой классификации игры объединяются в следующие группы, условно их можно представить как игры тела, игры ума, игры души.
Физические игры или игры тела:
• двигательные (спортивные, подвижные, моторные). Например:
«Серсо», «Бадминтон», «Настольный тенис», «Курица и цыплята», «Гуси-лебеди», хороводные «Пузырь».
• экстатические (от греческого – экстаз, восхищение; современные танцы-импровизации, разнообразные телодвижения или наблюдения за движущимися объектами – мыльными пузырями, струями фонтана, залпами фейерверка, вызывающие у участников восторг и наслаждение). Игры с мыльными пузырями, с солнечным зайчиком, хлопушки и др.
Интеллектуальные, игры ума (игры-манипуляции, игры-путешествия, психотехнические, предметные или дидактические игры, конструкторские, компьютерные). Игры с блоками Дьенеша, игры по типу «Съедобное-несъедобное», «кроссворды», «Поле чудес» и др.
Социальные игры, игры души (сюжетно-ролевые, деловые – организационно-деятельностные, имитационные, организационно-коммуникативные. Например: «Семья», «Магазин», «Шофер», «Я начну, ты продолжай», «Здравствуйте», «Назови ласково».
Комплексные игры – коллективно-творческие дела. Игры по типу «Путешествие». Например: «Путешествие в сказку».
Досуговая деятельность. Например: игры –эстафеты, фокусы, игры- путаницы.
Игра – исторически обусловленный, естественный элемент культуры, представляющий собой вид произвольной деятельности индивида. В игре происходит стимуляция человеческих сил и потенций, воспроизводство и обогащение социального опыта предшествующих поколений, освоение норм и правил человеческой жизнедеятельности через добровольное принятие игровой роли. Особое место в технологиях занимают имитационные игровые технологии, которые можно использовать в работе с родителями воспитанников.
Имитационно-игровые технологии : виды, характеристика
Цель: формирование умений моделирования педагогических ситуаций и обсуждения различных способов ее решения.
Основные виды: организационно-деятельностные, деловые, ситуационно-ролевые, креативные и праксиологические игры.
Виды
организационно-деятельностных игр: проблемно-деловые; имитационно-моделирующие; инновационные; рефлексивные; поисково-апробационные.
Виды деловыхигр: производственные, исследовательские, квалификационные (аттестационные, дидактические (учебные).
Виды
ситуационно-ролевых игр: театрализованный практикум-этюд, дидактическая ролевая игра, имитационно-ролевая игра.
Критерии игрового взаимодействия
Высокая эмоциональность. В игре поддерживать свои эмоции на высоком уровне, тем самым "эмоционально заражаю" группу.
Адекватность возрасту, месту, времени, ситуации. Рассчитывать продолжительность игры в зависимости от возраста участников.
3. Контакт глаз. В процессе игры встречаюсь взглядом с глазами участников на 1-2 секунды в среднем. Это позволяет увидеть степень включённости участников в происходящее и способствует установлению более тесному контакту.
Интрига игры. Вводить элементы таинственности в происходящее перед тем, как начать произносить инструкцию – это увеличивает мотивацию участников.
Темп речи. Темп речи должен примерно соответствовать темпу восприятия ребенком для того, чтобы участники поняли условия игры.
Открытая поза. В игре поддерживаю открытую позу (отсутствие верхнего и нижнего «замков»). Движения должны быть нескованны, необходимы подкрепляющие слова.
Чёткость инструкции. Инструкция должна быть чётко простроена, и также чётко и понятно объяснена.
Высокая динамика. Запуская процесс игрового взаимодействия, контролирую его, поддерживаю должную динамику. Как правило, для большинства игр, эта динамика высока.
Соответствие игры пространству. Важно учитывать целесообразность проведения тех или иных игр в том или ином пространстве.
Доведение игры до логического конца. Стараться не обрывать игровое взаимодействие, доводить его до конца. От законченной игры сохраняется целостность впечатлений.
Литература:
1. Дыбина О. В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. Практико-ориентированная монография – М. : Педагогическое общество России, 2008.
2. Ермолаева М. Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие/ М. Г. Ермолаева. – 2-е изд., доп. – СПб. : СПб АППО, 2005.