Получи документы

Консультация: «Логопедическая работа с детьми ОНР 1-го, 2-го уровня» (5 фото)

Наталья Путилова
Консультация: «Логопедическая работа с детьми ОНР 1-го, 2-го уровня»
▼ Скачать + Заказать документы

«Логопедическая работа с детьми ОНР 1-го, 2-го уровня»

Консультация: «Логопедическая работа с детьми ОНР 1-го, 2-го уровня»

Предъявление предметных картинок.

Перед ребенком от 2 до 5 картинок (в зависимости от возраста, нужно посмотреть на них и затем по речевой просьбе показать названную картинку (первую или последнюю картинку в ряду, а далее — все остальные).

Фото «Логопедическая работа с детьми ОНР 1-го, 2-го уровня»

Предметные картинки подбираются из логических групп слов (семья, одежда, посуда, животные и т. д.).

Публикация «Консультация: „Логопедическая работа с детьми ОНР 1-го, 2-го уровня“» размещена в разделах

Предъявление контура. Ребенку предлагаем узнать по контуру изображенный предмет. Поскольку экспрессивная речь у ребенка не сформирована, снижена или отсутствует речевая активность, то предлагаем не назвать, а показать соответствующее контуру изображение. Перед ребенком выкладываются 2 предметные картинки и предлагается внимательно на них посмотреть, затем под ними выкладываем контур одного из изображений и просим ребенка показать ту картинку, которую он узнал по предложенному изображению.

Предъявление неполного рисунка. Ребенку предлагаем посмотреть на рисунок знакомого предмета без существенной детали, по которой достаточно легко узнается изображение, например, слон без хобота, белочка без пушистого хвоста, заяц без длинных ушей, машина без колес и т. д. Инструкция: «Покажи слона», «Покажи белочку» и т. д.

Предъявление перечеркнутых фигур. Выкладываем перед ребенком 3—4 изображения, перечеркнутые разными линиями — горизонтальными, вертикальными, волнистыми, например, домик, яблоко, елочка, машинка.

Предъявление наложенных друг на друга изображений. Показываем только два контрастных изображения, например, елочку и яблоко, машинку и мячик. Инструкция: «Посмотри внимательно на эту картинку и обведи пальцем то, что ты на ней увидел». Ребёнку помогаем назвать то, что он обвел.

Предъявление цветных фигур. Раскладываем перед ребенком 6 квадратов, кружков, овалов с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный). По речевой инструкции «Покажи красный квадрат (желтый и т. д.)» ребенок указывает на соответствующий квадрат. Таким же образом проверяется знание оттенков: голубой, оранжевый, розовый, коричневый, серый. Называем другие фигуры и учим их находить среди других.

Дифференциация цвета: перед ребенком кладутся два квадрата разного цвета, например, красный и белый, или синий и желтый, предлагаем посмотреть внимательно на них и показать белый квадрат или синий.

Подбор картинки. Используем квадрат определенного цвета, например, красного, и 4 предметные картинки с изображениями предметов красного цвета (свекла, вишня, помидор, яблоко, эти картинки разложены среди других, на которых изображены предметы синего, желтого, белого или других цветов. Предлагаем посмотреть на картинки и выбрать среди них те, на которых изображения только красного цвета, и положить их на красный квадрат. Таким же образом ребенок подбирает изображения желтого цвета (например, луковица, репа, подсолнух, одуванчик) и выкладывает картинки на квадрат желтого цвета и т. д.

Слуховое восприятие

Определение направления звука. Игра «Где позвонили?»

За спиной ребенка звучит колокольчик вверху, внизу, справа, слева и просим показать рукой, где он услышал звучание.

Дифференциация звучащих игрушек. Перед ребенком выкладываются две контрастно звучащие игрушки (бубен — дудочка, барабан — гармонь, бубен — погремушка). Извлекаем звуки на глазах ребенка, ребенок сам может поиграть в звучащие игрушки. Затем ребенок отворачивается, мы вызываем звук одной игрушки из пары. Повернувшись, ребенок показывает на ту игрушку, звук которой он услышал.

Пространственный праксис.

Просим ребенка показать правую, затем левую руку у себя, затем показать правую, левую руку у товарища, сидящего напротив его. Указанные задания предлагаем детям в возрасте от 5 лет и старше.

Обследуя зрительную ориентировку ребенка в пространстве, просим его хлопнуть в ладоши перед собой, позади, вверху, внизу.

При демонстрации действий с предметами можно использовать большой и маленький кубики, игрушечную собаку и домик, куклу и игрушечный стульчик и т. д. Просит положить (поставить) один предмет по отношению к другому за, в, на, под, между.

Конструктивный праксис. Используем приемы:

• складывание пирамидки;

• складывание разрезных картинок из 2, 3 частей, разрезанных по вертикали, затем по горизонтали. Если ребенок выполнит эти задания, можно предложить сложить картинку, разрезанную по диагонали.

• складывание фигурок из 2—4 палочек по образцу; при выполнении этих заданий предложить складывание фигурок по памяти. Складываем фигуру, просим ребенка посмотреть и запомнить, затем убирает палочки, и ребенок воспроизводит фигуру по памяти.

Динамический праксис

Применяется воспроизведение ритмов: простых - / / /; //, //, //; / //; // / и т. п. сложных -////; /// /; / // //; / /// /; // /// //; /// / // и т. п.

• Кулак — ребро — ладонь.

Общая моторика.

Консультация: - фото

Ребенка просим выполнить следующие задания:

• пройти по начерченной на полу линии;

• попрыгать на двух ногах, продвигаясь вперед;

• попрыгать попеременно на одной ноге и на другой;

• ударять ладонью по мячу об пол;

• повернуться туловищем вправо — влево. В положении лёжа поднять одновременно левую ногу и правую руку.

Ручная моторика.

Фото №1 Логопедическая работа с детьми ОНР го го уровня

© сжать кулаки — разжать;

© похлопать в ладоши;

© сжать кулак правой руки и ударять им по ладони левой руки, затем наоборот;

© согнуть руки в локтях, поставив их перед собой, и выполнять круговые вращательные движения кистями рук наружу, затем вовнутрь.

Пальчиковая моторика.

- показать 2-й и 3-й пальцы сначала на правой, затем на левой руке, на обеих руках;

- показать 2-й и 5-й пальцы, сначала на правой, затем на левой руке, на обеих руках;

- сложить все пальцы в кольцо таким образом, чтобы 2-й, 3-й, 4-й и 5-й пальцы касались первого;

- попеременно соединять все пальцы с 1-м, начиная со 2-го на правой руке, затем то же повторить в обратной последовательности;

- застегнуть пуговицу: сначала большого, затем среднего и, наконец, маленького размера;

- завязать бантик.

зрительная память

Задание: запомнить и найти 3— 4 изображения однородных предметов: фруктов, овощей, мебели.

Ребенку предлагается запомнить 3—4 изображения предметов, затем они выкладываются в ряду с другими изображениями (не более 10). Просим ребенка показать те картинки, которые он ранее запомнил.

Задание: запомнить и показать, что изменилось в ряду из 2, 3, 4, 5 предметов. Инструкция: «Посмотри на эти игрушки: это зайка, это ежик. Покажи- где зайка, где ежик. Отвернись». Меняем местами игрушки, просим ребенка посмотреть и поставить игрушки так, как они стояли. При увеличении ряда меняем местами первую и последнюю игрушки (феномен края). Если ребенок выполняет задания с игрушками, можно предложить выполнить подобные с предметными картинками.

Задание: сравнить две игрушки и найти в них сначала сходство, затем различие с помощью вопросов. Например, показать двух кукол, одетых в одинаковые платья, туфельки, но с бантами разного цвета в волосах.

Состояние интеллекта

Ребенок должен разложить 3 (если выполнит, можно - 4) картинки в последовательности изображенных на них событий. Можно оказать помощь ребенку в определении первой картинки.

Импрессивная речь

Учим детей в возрасте 5 лет и старше.

Понимание связной речи. Эмоционально читаем ребенку небольшой рассказ, сказку и проводит беседу с ребенком; беседа сопровождается показом сюжетных и предметных картинок, помогающих ребенку понять содержание прочитанного.

Понимание распространенных предложений по сюжетным картинкам: «Покажи девочку, которая ловит бабочку», «Покажи девочку, которая держит мяч», «Покажи бабушку, которая вяжет носки», «Покажи маму, которая стирает белье», «Покажи папу, который читает газету».

Понимание различных грамматических форм:

- конструкций с различными падежными формами с использованием простых сюжетных картинок: «Покажи, чем девочка ловит бабочку?», «Кого ловит девочка?», «Кто ловит бабочку?»;

- предложных конструкций с предлогами НА, В, ПОД, ЗА, НАД, ИЗ, ОКОЛО и др. «Положи мяч под стол», «Возьми кубик из ящика», «Посади куклу на стул», «Нарисуй дерево около дома»;

- дифференциация единственного и множественного числа существительных: «Покажи, где на картинке мяч, где мячи?», «., где чашка, где чашки?» и т. д. ;

- дифференциация глаголов с различными приставками. Ребенку предлагается показать на картинках, где мальчик вышел из дома, перешел через улицу, подошел к дому, вошел в дом и т. д.

Понимание сложноподчиненных предложений. Показать на картинках: «Лена потеряла карандаш, который был у Коли. Чей это был карандаш?» Ответить на вопрос: «Дети пошли в лес за грибами после того, как прошел дождь. Когда дети пошли за грибами: до дождя или после дождя?»

Пассивный словарь

Понимание обобщающих слов с деталями: для детей 5 лет: части тела, детали одежды;

для детей 6 лет: детали мебели, транспорта.

Понимание названий детенышей домашних и диких животных (для подготовительной группы).

Раскладываем перед ребенком изображения животных и их детенышей и называет: «У кошки котенок» (ребенок показывает и т. д.). «У лошади жеребенок», «У собаки щенок», «У коровы теленок», «У белки бельчонок», «У тигра тигренок», «У медведя медвежонок» и т. д.

Понимание слов с противоположным значением (для подготовительной группы). Называем, ребенок показывает на картинках:

входит — выходит открывает — закрывает

подходит — отходит стоит - идёт

длинный — короткий широкий - узкий

влетает – вылетает

большой - маленький

высокий - низкий

Экспрессивная речь

Общая характеристика речи: есть речь или отсутствует, лепетная речь, речь отдельными словами или фразовая.

Звукопроизношение. К 5 годам у детей с ОНР 1 уровня еще не сформирована кинестическая основа речи. Может их речь быть отраженной, у таких деток имеется желание повторять слова.

Речевая моторика. По подражанию: для губ — вытянуть вперед — улыбнуться — губы хоботком и подвигать ими вправо — влево.

Для языка — открыть рот — показать широкий язык — поднять его на верхнюю губу — опустить на нижнюю губу — убрать в рот — закрыть рот.

Для мягкого неба — широко открыть рот — покашлять, зевнуть с открытым ртом — закрыть рот.

Слухо-произносительная дифференциация фонем:

- фонетически близких: [М] - [Н], [П] - [Б], [Т] - [Д], [К] - [Г], [К] - [Х], [С] - [З], [С] - [Ц], [Ш] - [Щ], [Ч] - [Щ], [Ш] - [Ж]; с данными фонемами ребенку необходимо повторять слоги.

Активный словарь

Предикативный словарь детей.

Развитие глагольного словаря. Прежде всего развиваем и обогащает глагольный словарь. Глагол является основой фразы и способствует развитию внутренней речи, которая, по мнению Л. С. Выготского, предикативна. Внутренняя речь является особым психологическим состоянием, которое занимает промежуточное положение между мыслью и внешним высказыванием. Формирование внутренней речи оказывает положительное влияние на развитие мышления и экспрессивной речи.

Называть действие по предъявленному предмету. Используем предметные картинки. «Что делают ручкой?» Ответ: «Пишут». «Ножом?». (с продолжающейся интонацией, ребенок: «Режут». Далее: ножницами стригут, ложкой едят, карандашом рисуют (пишут, кистью красят, топором рубят, пилой пилят, молотком забивают, щеткой чистят, иголкой шьют и т. д.

Сказать, кто как передвигается или в каком состоянии находится: щука плавает, ласточка —. , кузнечик —. , змея -. лошадка —. , собака —. , корова —. , самолет —. . Используются предметные картинки, на которых изображены соответствующие действия. Подбирать антонимы к следующим словам:

входит —. закрывает —.

встает —. поднимается —.

ползет —. бежит —.

улетает —. ложится —.

плачет —.

Номинативный словарь. Называть предметные картинки по темам: игрушки, семья, посуда, мебель, одежда, обувь, части тела, животные, растения, люди разных профессий, картины природы, транспорт.

Называть предметы по описанию: «Как называется предмет, которым расчесывают волосы?» «Как называется предмет, которым намыливают руки?» «Как называется предмет, которым вытирают руки и лицо после умывания?» «. предмет, которым рисуют красками?»

«. предмет, который лежит под головой, когда человек спит?»

«. предмет, которым вышивают?» «. предмет, по которому смотрят фильмы и передачи?» «. предмет, на котором любят качаться дети?»

«. предмет, которым мальчики играют в футбол?» и т. д.

Учим подбирать родственные однокоренные слова к следующим словам: земля, лес, поле, вода, радость, след, скорость, зима и др.

Атрибутивный словарь.

Учим подбирать определения к словам: туча, море, небо, город, дорога, трава, тигр, слон, зайчик, машина, ягода, окно, сад, компот, лимон, ножик и др. ; антонимы к словам: холодный, ловкий, ленивый, толстый, твердый, тупой, робкий, сухой, тесный, черный, кислый, высокий и т. д.

Способность воспроизведения речевого материала (ряда звуков, слогов и слов) у детей с афферентной моторной алалией, у которых относительно сохранна кинетическая мелодия речи (по А. Р. Лурия).

Предъявляемые слова при исследовании слоговой структуры слова и звуконаполняемости:

пуговица простокваша лекарство

помидоры сквозняк телевизор

сковорода температура свисток

скворечник милиционер аквариум

Предъявляемые предложения: «Ребята слепили снеговика. Волосы подстригают в парикмахерской. Милиционер едет на мотоцикле. В аквариуме плавают рыбки».

Грамматический строй речи.

Словоизменения. Изменение слова по падежам. Показываем ребенку карандаш и говорит: «У меня карандаш (ребенок повторяет самостоятельно). У меня нет. (с продолжающейся интонацией)». Ответ ребенка: «Карандаша». И далее: «Я протягиваю руку к. (карандашу). Я беру в руки. (карандаш). Я рисую домик. (карандашом). Я мечтаю о красном. (карандаше)».

Преобразование имени существительного в именительном падеже единственного числа во множественное. Показываем ребенку предметные картинки, на которых изображены один предмет и несколько предметов:

стол — столы ухо — уши

лист — листья пень — пни

кукла — куклы рот — рты

глаз — глаза стул — стулья

дерево — деревья рукав — рукава

окно — окна воробей — воробьи

Образование форм родительного падежа имен существительных в единственном и множественном числе. Показываем предметные картинки с изображением различного количества предметов, ребенок называет их. Затем убираем картинку, на которой несколько предметов, и осторожно побуждает ребенка сказать слово, стоящее в родительном падеже множественного числа:

шар — шара — шаров

мяч —. —.

дерево -. —.

окно — окна — окон

дом-. -.

шапка —. —.

Согласование прилагательных с существительными единственного числа в роде:

шар — голубой

чашка — голубая

платье — голубое

мяч —.

машина —.

ведро -.

Согласование числительных «два» и «пять» с существительными: дом, жук, ведро, рыбка, шар, вишня, огурец, яблоко, крыша, ботинок, шапка, арбуз.

Работа по словообразованию. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Используем предметные картинки с изображениями предметов разной величины.

стол — столик ложка — ложечка

кукла — куколка ковер — коврик

окно — окошечко кровать — кроватка

Образование прилагательных от существительных (подготовительная группа). «Стол из дерева. Какой стол?» и сам отвечает: «Деревянный». Далее предлагаем ребенку следующие словосочетания:

шуба из меха — (меховая) стаканчик из бумаги — (бумажный)

мяч из резины — (резиновый) кувшин из стекла — (стеклянный) платье из шелка — (шелковое) замок из железа — (железный) платок из шерсти — (шерстяной) кофточка из кружев — (кружевная)

Образование глаголов движения с помощью приставок ПРИ, У, ДО, ПЕРЕ, ВЫ, ОБ, С (подготовительная группа). Слова для предъявления: ходить —. ; бежать —. ; летать —.

Употребление предложных конструкций, показать, а затем спросить у ребенка, где лежит карандаш (на столе, в коробке, под книгой);

произнести фразу без предлога и предложить ребенку вставить необходимый предлог: «Лампа висит —. столом. Мяч упал —. пол. Птичка слетела —. ветки. Игрушки висят —. елке».

Фонематический анализ, синтез и фонематические представления

Фонематический анализ.

Выделение звука на фоне слова по картинкам и на слух (после показа). Инструкция: «Услышишь звук [Ш] –хлопни в ладоши - ШШУБА?»(произносим звук в изолированном положении и в слове утрированно, более продолжительно). «Звук IР] в слове - топни ногой – КЛАД, ПАРР,МИРР? звук [Ж] в слове – подпрыгни- ЖЖУК,ЛУК, КОЖЖА? Звук [Ч] в слове – повернись вправо –МЯЧЧ,НОС,НОЧЧЬ? Звук [Щ] в слове - повернись влево – КЕПКА, ЩЩЕПКА? звук [Л] в слове - покажи ладошки - ЛЛАМПА, РЫБА, СТОЛЛЛ?».

Выделение на слух ударного гласного из начала слова. Слова: Аня, Оля, утка, Ира, окна. Какой гласный звук первый слышим и произносим?

Определение места, последовательности и количества звуков в слове (подготовительная группа). Например, определение места звука в слове (в начале слова и в конце). «Какой звук слышим в начале слова Ш АПКА? Какой звук слышишь в конце слова ДУ Ш?».

Фонематический синтез.

Предлагаем ребенку составить слово из звуков, произнесенных в нормативной последовательности: Игра :"Лови звуки" : [С], [Ы], [Н] -сын; [Н], [О], [С]-нос; [О], [С], [А] -оса; [Л], [А], [П], [Ы] -лапы.

Фонематические представления.

Предлагаем и помогаем ребенку выбрать и отложить картинки, в названиях которых есть звук [С] или другой заданный нами звук. Подобрать слово - "придумать" с заданным звуком (если у ребенка есть в речи отдельные слова).

Фото №2 Предъявление предметных картинок

Задача взрослых помочь детям через игровые упражнения речевого материала в звуки и слова проложить и путь к грамоте, вырабатывая чутьё к звуковой оболочке слова, умению слышать, различать и произносить звуки речи,слова, фразы. За основу берётся систематическая работа над "живым звуком слова". К моменту поступления в школу ребёнок должен овладеть диалогической и монологической речью.

Публикации по теме:

Анкета для выявления уровня педагогической культуры родителей Уважаемые родители, ответьте пожалуйста на вопросы анкеты. касающиеся воспитания вашего ребенка. Из предложенных ответов выберите подходящий.

Диагностика определения уровня развития мелкой моторики Изучение мелкой моторики пальцев рук – важная задача психолого-педагогической и коррекционно-развивающей работы. Здесь первостепенную роль.

Консультация для родителей «Совместная работа учителя-дефектолога и воспитателя при работе с детьми с ОВЗ»Консультация для родителей «Совместная работа учителя-дефектолога и воспитателя при работе с детьми с ОВЗ» В настоящее время возросло количество детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в специализированной помощи. Среди детей.

Логопедическая консультация «Словарная работа по лексической теме «Зима»Логопедическая консультация «Словарная работа по лексической теме «Зима» Словарная работа имеет огромное значение в развитии речи старших дошкольников. Речевые игры и упражнения формируют понимания значения слова.

Логопедическая работа по преодолению нарушений произносительной стороны речи у детей с дизартрией Из года в год отмечается рост числа детей, имеющих различные расстройства языка и речи у детей. В логопедической литературе они описываются.

Определение уровня кругозора и речи детей 4 лет Кругозор 1. Сколько лап у собаки? 2. Чем покрыто тело животных? 3. Где живут дикие животные? 4. Чем домашние животные отличаются от диких?.

Поддержка уровня здоровья «особого» ребенка — консультация для педагогов "Счастье – как здоровье: когда его не замечаешь, значит, оно есть. " Иван Тургенев Попробуем разобраться с цитатой писателя. 1. Счастье.

Рекомендации родителям по закреплению лексической темы «Лето» с детьми старшего дошкольного возраста (логопедическая группа)Рекомендации родителям по закреплению лексической темы «Лето» с детьми старшего дошкольного возраста (логопедическая группа) 1. Предложите Вашему ребенку отгадать загадку: Отгадайте время года: Жаркая стоит погода, Рано солнышко встает, Днем и греет, и печет,.

Тесты для выявления уровня развития восприятия у детей с ОВЗТесты для выявления уровня развития восприятия у детей с ОВЗ В старшей группе с ОВЗ в течение года мы проводим «Школу родительской любви» для родителей Первое занятие – развитие восприятия. Восприятие.

Фотоотчет «Успехи дошколят в конкурсе районного уровня»Фотоотчет «Успехи дошколят в конкурсе районного уровня» Воспитанники средней группы «Б» детского сада №2 «Малышок» города Грязи Липецкой области приняли активное участие в творческом конкурсе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация: «Логопедическая работа с детьми ОНР 1-го, 2-го уровня»
Опубликовано: 9 октября 2022 в 16:58
+37Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация: «Логопедическая работа с детьми ОНР 1-го, 2-го уровня»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Путилова (УИ 620053) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД