Юлия Самсонова
Консультация «Музыка в жизни детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы
Музыка – «самое эмоциональное искусство» (Д. Б. Кабалевский, её сила воздействия на человека удивительно огромна.
Ученые установили, что прослушивание музыкальных произведений оказывает воздействие практически на все умственные и физические процессы. Музыка – это особый ключ к достижению гармонии в эмоциональном теле, в зависимости от жанра и характера она возвышает, успокаивает, вдохновляет или расслабляет.
Публикация «Консультация „Музыка в жизни детского сада“» размещена в разделах
Некоторые музыкальные произведения, написанные композиторами-классиками, оказывают позитивное воздействие на умственные процессы человека, в том числе расширяют память и ускоряют процессы обучения. Музыка снимает стрессы, активизирует работу правого и левого полушарий головного мозга и хорошо влияет на развитие художественных способностей. Музыкально-эстетические впечатления способствуют развитию эмоциональных центров мозга, активизируя умственную деятельность, что является важным для интеллектуального развития ребенка-дошкольника. Современные исследования доказывают целесообразность активного применения потенциала музыкального искусства в организации воспитательно - образовательного процесса в детском саду. Воздействуя на нравственное и эстетическое развитие ребёнка, музыка является важной составляющей воспитательной системы в условиях дошкольного образовательного учреждения. Т. о., музыка является одним из прекрасных и очень сильных средств для воспитания и развития ребёнка в дошкольном учреждении. Поэтому она должна сопровождать детей в течение всего дня: не только во время непосредственно организованной музыкальной деятельности, праздников, развлечений, но и в часы досуга, самостоятельных игр, во время утренней гимнастики, на других непосредственно организованных занятиях. Один из интересных вариантов использования потенциала музыкального искусства в детском саду связан с фоновой музыкой. Фоновая музыка – это музыка, звучащая без установки на осознанное восприятие («вторым планом», на занятиях и в режимных моментах ДОУ. Так, например, во время утреннего приема детей, правильно подобранная музыка создает положительный эмоциональный фон, а яркая, ритмичная музыка, звучащая во время утренней гимнастики, создает заряд бодрости и настроения на весь день. Музыкальный репертуар для звучания фоном совместно подбирают методист, музыкальный руководитель, воспитатель, психолог, медицинский работник, инструктор по физическому воспитанию в соответствии с возрастными физиологическими и психическими особенностями детей. Это могут быть лучшие образцы классическая музыки, музыка из детского «золотого фонда», т. к. имена эта музыка несёт в себе выразительные образы вечных понятий – красоты, добра, любви, света, образы эмоциональных состояний, свойственных и ребёнку, и взрослому. Являясь одним из доступных методов психолого – педагогического воздействия на ребенка в условиях ДОУ, фоновая музыка помогает решать ряд задач образовательно – воспитательного процесса: 1. Создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранению здоровья детей. 2. Развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение творческой активности. 3. Активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний. 4. Переключение внимания во время изучения трудного учебного материала, предупреждение усталости, утомляемости. 5. Психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время психологических пауз, физкультурных минуток. Естественное, непринужденное включение музыки в детскую деятельность делает жизнь ребенка ярче, разнообразнее, дает детям возможность применить знания, полученные ими в процессе обучения музыке в повседневной жизни. Используя музыку, воспитатель должен ориентироваться на возможности активного и пассивного ее восприятия детьми. При активном восприятии педагог намеренно обращает внимание детей на звучание музыки, ее образно-эмоциональное содержание, средства выразительности. При пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности. Так, фоновое звучание музыки можно использовать, как для активизации и интеллектуальной деятельности, повышения сосредоточенности, концентрации внимания во время непосредственной образовательной деятельности, так и во время режимных моментов: утренний прием детей, подготовка к занятиям, ко сну, подъем с дневного сна. Здесь фоновое звучание музыки создает у детей эмоционально благоприятное состояние, комфорт, положительный микроклимат в группе. Звучание фоновой музыки в режимные моменты (прием детей утром, настрой на занятия, подготовка ко сну, подъем и т. д.) создает эмоционально – комфортный климат в группе. Время звучания фоновой музыки корректируется для каждой группы в соответствии с возрастом детей. Утро. Встреча детей. Цель: Создание положительного эмоционального фона. Раннее утро. Родители, торопясь на работу, ведут детей в детский сад. И уже издалека дети слышат нежную, чарующую музыку. Ярко светящиеся окна, приветливая музыка, добрые сотрудники детского сада ожидают малышей. Давно доказано, что красивая музыка доставляет человеку радость, благотворно влияет на его организм. Приятный утренний музыкальный настрой положительно воздействует не только на детей, но и на их родителей – вселяет уверенность, что их ребенку в детском саду хорошо и комфортно. Психологами установлено, что с помощью музыки легче устанавливается контакт между людьми.
Используемые музыкальные произведения :
П. И. Чайковский «Вальс цветов», «Марш» из балета «Щелкунчик»
И. Штраус «Полька Трик – трак»
М. И. Глинка «Детская полька», «Вальс – фантазия»
А. Вивальди «Зима»
П. И. Чайковский «Апрель»
Г. В. Свиридов «Музыкальный ящик», «Веселый марш»
Н. А. Римский – Корсаков «Три чуда»
И. Штраус «На прекрасном голубом Дунае», «Сказки венского леса»
В. А. Моцарт «Музыкальная шкатулка»
Й. Гайдн «Детская симфония»
Сон
Одним из методов расслабляющего воздействия на ребенка является применение фоновой музыки в периоды засыпания и пробуждения. Под воздействием такой музыки у детей нормализуется артериальное давление, стимулируется дыхание, происходит эмоциональное расслабление. Спокойная, нежная музыка помогает детям заснуть.
Используемые музыкальные произведения :
Колыбельные: «Спи, засыпай, маленькая принцесса», «Приход весны», «Засыпающий малыш», «Крепко спи», «Сколько звездочек на небе», «Спи, малыш мой, засыпай»
П. И. Чайковский «Октябрь»
Ц. А. Кюи «Колыбельная»
Г. В. Свиридов «Грустная песенка»
К. В. Глюк «Мелодия»
Л. В. Бетховен «Сурок»
Пробуждение
Используемые музыкальные произведения :
В. А. Моцарт «Музыкальная шкатулка»
К. Сен – Санс «Куры и петухи»
А. Т. Гречанинов «Материнские ласки»
Н. А. Римский – Корсаков «Белка»
И. Штраус «Полька – пиццикато»
Н. А. Римский - Корсаков «Полет шмеля»
П. И. Чайковский «Танец маленьких лебедей»
Л. В. Бетховен «Соната № 14»
Невозможно переоценить роль музыки в процессе образовательной деятельности, как познавательного, эстетического, так и двигательного цикла.
Знакомство с русскими народными сказками воспитатель может сопровождать исполнением коротких песенок героев сказок, характеризующих персонажи, использовать разные музыкальные инструменты, синтезатор. Подыгрывание на музыкальных инструментах, как педагогом, так и детьми при рассказывании даже самой простой, давно известной ребенку сказки откроет увлекательный мир музыкального творчества, и сказка живее воспримется детьми. Образы стихотворения тоже станут более яркими, понятными ребенку, если чтение сопровождать игрой на музыкальных инструментах. В рисунках детей музыка помогает передать характерные особенности художественного образа, обогащает детские впечатления. При рассматривании картин использование музыкальных инструментов поможет не только увидеть картину, но и услышать. Попробуйте после обсуждения с детьми изображенных художником персонажей и событий произвести при помощи детских музыкальных инструментов звуки, которые можно услышать, если оказаться мысленно в месте, нарисованном художником. А еще интереснее сочинить и озвучить связный рассказ по картине.
На занятиях с высокой умственной нагрузкой и малой подвижностью следует использовать танцевальные композиции качестве физкультминуток. Использование быстрой, веселой музыки позволяет поднять настроение детей, активизировать их внимание. Широк спектр применения музыки в физическом развитии дошкольников. Это утренняя гимнастика с музыкальным сопровождением, логоритмические упражнения и игры под музыку, хороводы, элементы танцев.
Во всех видах образовательной деятельности рекомендуется использовать музыку для создания положительного эмоционального настроя детей.
Например, при знакомстве с космосом – космическая музыка,
знакомство с явлениями природы – звуки природы – дождь, журчание ручья и т. д.
Вместо традиционного: «Садитесь, начинаем наше занятие» можно
включить музыку, и дети заинтересуются и обратят внимание на воспитателя.
Используя музыку в непосредственной образовательной деятельности, воспитатель должен учитывать следующее:
- задания, требующие особого внимания, лучше выполнять без музыкального сопровождения. Это разучивание нового материала, сложные упражнения. Даже знакомые мелодии в этот момент могут отвлекать внимание, замедлять время реагирования, снижать качество работы;
- музыкальные произведения следует чередовать каждые 2 – 3 недели, возвращаясь к одним и тем же мелодиям через 2 – 3 месяца;
- степень активности восприятия музыки детьми на конкретном занятии зависит от их возрастных и индивидуальных особенностей и должна определяться самим воспитателем;
- перечень музыкальных произведений фоновой музыки может варьироваться воспитателем с учетом его музыкального вкуса и конкретных воспитательно - образовательных задач;
- использование музыки должно быть дозированным и увеличиваться постепенно при переходе от одной возрастной группы к другой.
Музыка поможет разнообразить игровую деятельность детей.
Незаменима музыка в таких играх как «Концерт», «Театр», «Цирк», где дети исполняют знакомые песни, танцы, хороводы, импровизируют. Можно использовать различные музыкальные инструменты для того, чтобы дать сигнал для отправления поезда, парохода в сюжетно-ролевой игре. Веселая песенка, исполняемая детьми, может сопровождать их «путешествие» на автомобиле, поезде, самолете. Мальчикам, играющим в «солдатиков», можно предложить барабан для сопровождения военного парада. Музыка необходима при праздновании дней рождения детей.
Большой популярностью у детей пользуются музыкальные загадки, которые загадываются с помощью музыкальных инструментов и игрушек.
При помощи металлофона можно изобразить и ручеек, и ливень, и солнечные лучики; удары по треугольнику - это часы, капли дождя, сверкание снежинок; встряхивание погремушки – шум листвы, дождя, метель и т. д.
Загадки можно загадывать по очереди – сначала взрослый, потом дети. Очень нравятся детям игры с музыкальными инструментами, например «Угадай на чем играю», когда взрослый за ширмой играет на каком-либо инструменте, а дети отгадывают. Эту игру можно провести и по типу лото. «Музыкальное эхо» : дети повторяют ритмический рисунок, прохлопанный воспитателем.
Предложите детям своими руками изготовить музыкальные инструменты для оркестра. Так дошкольники приобретут полезные навыки ручного труда и смогут создать свой неповторимый оркестр необычных музыкальных инструментов. Например, ненужные коробки из-под духов, кремов вместе с детьми заполните сыпучими веществами: горохом, чечевицей, песком, бусинками. Заклейте коробочку скотчем, украсьте разноцветной бумагой, аппликацией. Такой незамысловатый инструмент поможет изобразить шум ветра, шуршание мышки, шелест листвы.
Разнообразные музыкальные инструменты можно сделать из пластиковых бутылок, крышек, расчесок, кубиков, воздушных шариков. Установлено благотворное влияние оркестровых импровизаций на формирование дружбы, товарищества в детском коллективе.
Игру в оркестре используют на сеансах музыкотерапии для снятия эмоциональных зажимов, агрессии. Ребенок, играя в оркестре, учится прислушиваться к игре товарищей, подстраиваться под нее, чтобы не нарушить гармонию, не испортить музыку. Хорошо вовлекать в оркестровые импровизации детей, у которых не сформированы навыки общения, конфликтных детей, детей замкнутых, неуверенных в себе.
Музыка оказывает свое воспитательное воздействие и во время прогулок, стимулирует активность, самостоятельность, вызывает различные эмоциональные переживания, создает хорошее настроение, оживляет накопленные впечатления. С этой целью хорошо использовать записи различных детских песен, жизнерадостных, ритмичных музыкальных импровизаций.
Прогулка
Прогулку рекомендуется проводить под музыку : это и приятно, и здорово! Солнечный день, морозная свежесть, бодрые и веселые аккорды музыкального произведения оживляют движения. Детям хочется веселиться, играть, что – то придумывать, а радостная музыка задает определенный жизненный ритм. Исследования показали, что ритмичная музыка положительно влияет на развитие нервной системы ребенка. Слушая такую музыку на свежем воздухе, дети могут танцевать и подпевать, запоминая слова новых песен.
Используемые музыкальные произведения :
А. Т. Гречанинов «Моя лошадка»
«Ах вы, сени…», «Во саду ли, в огороде», «Пойду ль я, выйду ль я» русская народная музыка
В. А. Гаврилин «Мальчик гуляет, мальчик зевает»
С. В. Рахманинов «Итальянская полька»
В. Г. Кикта «Оранжевый скоморох»
В. Агафонников «Сани с колокольчиками»
Н. А. Римский – Корсаков «Снегурочка»
Г. В. Свиридов «Весенний марш»
В. А. Моцарт «Симфония №40»
М. И. Глинка «Марш Черномора»
На прогулке воспитатель помогает детям организовать подвижные игры с пением: «У медведя во бору», «Теремок», «Мы на луг ходили», хороводы, разученные на музыкальном занятии.
С удовольствием дети потанцуют под современные танцевальные мелодии. Для этого в настоящее время есть много веселых детских песенок с фиксированными шуточными движениями.
Наблюдая с детьми на прогулке за происходящим вокруг, обратите их внимание на то, какими инструментами можно передать то или иное явление природы. Для этого привлекайте внимание детей к тембру звучания инструментов, вместе определяйте на что похожи звуки природы.
Вернувшись с прогулки, в удобное время, можно снова вернуться к увиденному на прогулке. Для этого составьте небольшой рассказ о том, что вы вместе наблюдали и предложите «нарисовать» это звуками.
Подобное совместное творчество с использованием детских музыкальных инструментов поможет расширить представления ребенка об окружающем, разовьет наблюдательность, фантазию.
Регулярное использование музыки при проведении режимных моментов приводит к тому, что дети самостоятельно реагируя на смену мелодии, определяют момент перехода от одного вида деятельности к другому.
Например, прием пищи, засыпание, подъем, релаксация и т. д. При этом происходит переключение внимания на приятный для слухового восприятия раздражитель и достигается состояние психологического комфорта.
Сегодня современные ученые выделяют музыкальные произведения, которые положительно влияют на эмоциональное состояние ребенка.
Неправильно подобранная музыка может оказывать отрицательное влияние и на самочувствие, и на деятельность ребенка. Всем известно, что диссонансы, возникающие при резко звучащих звуковых сочетаниях, приводят к психическому напряжению.
Различное влияние на психическое состояние оказывает мажорная и минорная музыка. Существенное значение имеет ритм музыки, который по-разному влияет на различные функции организма, прежде всего на дыхательную и сердечную деятельность. Поэтому желательно подбирать произведения музыкальной классики, которые несут в себе выразительные образы вечных понятий – красоты, добра, любви, света, образы эмоциональных состояний, свойственных ребенку и взрослому.
Так, например: - для уменьшения чувства тревоги и неуверенности рекомендуют слушать музыку Ф. Шопена: «Мазурки», «Прелюдии», «Экспромты»; а также «Вальсы» И. Штрауса, «Мелодию» А. Рубинштейна; -
дляуменьшения раздражительности – «Лунную сонату» Л. Бетховена, «Грезы» Р. Шумана, музыку А. Вивальди и В. А. Моцарта;
для общего успокоения – «Колыбельные» И. Брамса, «Аве Мария» Ф. Шуберта, «Баркаролу», «Сентиментальный вальс» П. И. Чайковского, релаксирующая (расслабляющая) : К. Дебюсси «Облака», А. П. Бородин «Ноктюрн» из струнного квартета, Глюк «Мелодия», Моцарт «Реквием», Сенс-Санс «Карнавал животных», Ф. Шуберт «Вечерняя серенада», И. Брамс Вальс №3», Р. Шуман «Детские сцены», «Грезы», Гендель «Музыка на воде», Глюк мелодия из оперы «Орфей и Эвридика»,
тонизирующая (повышающая жизненный тонус, настроение) : Бетховен увертюра «Эгмонт», Брамс «Венгерский танец №7», Дворжак «Славянский танец №2», Лист «Венгерские рапсодии», Моцарт «Маленькая ночная серенада», Григ «Утро»,
Бах «Шутка», Штраус «Весенние голоса», Шопен «Прелюдии», Монти
«Чардаш»,
активизирующая (возбуждающая) : Чайковский «Шестая
симфония» 3-я часть, Бетховен «Увертюра Эдмонт» Моцарт «Турецкий марш», Шопен «Прелюдия 1» опус 28, Глинка «Камаринская», Моцарт «Турецкое рондо»,
успокаивающая (умиротворяющая) : Шопен Прелюдия
ми минор, Альбинони Адажио для органа и струнных, Глинка «Жаворонок», А. Лядов «Музыкальная табакерка», Сенс-Сан «Лебедь», Шуберт «Серенада»,Чайковкий «вальс цветов»
организующая (способствующая концентрации внимания при организованной деятельности) : Бах «Ария», Вивальди «Времена года», Прокофьев «Музыкальный момент», Моцарт «Гроза», симфония №40, Шостакович «Прелюдия и фуга фа минор»,
Чайковский «Времена года».
Интересная, разнообразная по характеру фоновая музыка, звучащая не только во время непосредственно организованной музыкальной деятельности, но и в повседневной жизни детского сада, обогащает жизнь детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, активизирует творческое мышление, повышает качество усвоения знаний.