Лучший педагог года

Консультация на тему «Ознакомление родителей, воспитателей с основными положениями ФГОС ДО

Ризида Саночкина
Консультация на тему «Ознакомление родителей, воспитателей с основными положениями ФГОС ДО

Ознакомление родителей, воспитателей с основными положениями ФГОС ДО

Форма: консультация

Участники: родители подготовительных групп, воспитатели всех групп.

Вопросы, рассматриваемые в ходе консультации :

1. Психологические основы стандартизации дошкольного образования.

2. Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные во ФГОС ДО.

3. Преемственность дошкольного и начального общего образования.

4. Психологическая готовность детей к школе.

Публикация «Консультация на тему „Ознакомление родителей, воспитателей с основными положениями ФГОС ДО“» размещена в разделах

Психологические основы стандартизации дошкольного образования

Отношения в сфере образования между участниками данного процесса при реализации организации образовательной программы основной образовательной программы дошкольного образования регулируются федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (далее ФГОС ДО).

Стандарт разработан на основе Конвенции ООН о правах ребенка, Конституции РФ, законодательства РФ и обеспечивает возможность учета региональных, национальных, этнокультурных и других особенностей народов России при разработке и реализации образовательной программы. Стандарт отражает согласованные социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно уровня дошкольного образования, которые в свою очередь, являются ориентирами для учредителей дошкольных организаций, специалистов системы образования, семей воспитанников и широкой общественности.

ФГОС ДО представляет требования к структуре, условиям реализации и результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования (ООП ДО).

В основу стандартов дошкольного образования заложены «вечные» и неизменные законы психического и личностного развития детей дошкольного возраста и культурно-историческая концепция Л. С. Выготского.

1. Психологической основой системы дошкольного образования являются:

1. Целостное представление о ребенке дошкольного возраста. Формируя определенный навык или умение, важно ориентироваться на целостное представление о ребенке и учитывать психологические закономерности развития в конкретном возрастном периоде.

2. Представление о целостной жизнедеятельности ребенка. Ребенок получает знания не только в процессе образовательной деятельности, но и в свободных видах деятельности, развлекательных мероприятиях. Дошкольное образование не должно ограничиваться только семьей или детским садом. Важно взаимодействие, сотрудничество семьи и образовательной организации, учет всех аспектов жизнедеятельности ребенка.

3. Представления об индивидуальных траекториях развития и особенностях поведения дошкольников (что хорошо для одного ребенка, не подходит для другого).

Ребенок должен научиться управлять своим эмоциями.

Можно сказать, что это является целевой направленностью образовательных стандартов дошкольного образования.

Рассмотрим три условия, позволяющие этого достичь:

1. Родители должны стать активными партнерами детского сада, что позволит создать единую образовательную среду и социальную ситуацию развития, необходимые ребенку.

2. Учитывать особенности обучения детей дошкольного возраста. Есть два вида обучения: спонтанный, когда человек учится по собственной программе, и реактивный, когда он способен обучаться по программе другого. Дошкольник учится спонтанно и в основном тому, что считает нужным и интересным. Взрослый должен придумывать такие ситуации, в которых у дошкольника возникает мотив обучения.

3. Наличие детской игры – ведущей деятельности в дошкольном возрасте. Без игры нельзя построить систему значимого для ребенка обучения. Игра создает условия для формирования и развития психики и личности ребенка.

Еще одна психологическая закономерность значимая для дошкольного образования, касается центрального новообразования дошкольного возраста – ВООБРАЖЕНИЯ. Оно возникает и развивается в игре. Другой вид воображения, не смыслового, как в игре, а объективного и предметного, развивается и реализуется в продуктивных видах деятельности.

2. Целевые ориентиры дошкольного образования.

Требования ФГОС ДО к результатам освоения ООП ДО представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

Целевые ориентиры дошкольного образования – это социальные и психологические характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования.

Целевые ориентиры определяются независимо от форм реализации образовательной программы ДО, а также от ее характера, особенностей развития воспитанников и видов организации, реализующей данную программу.

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в т. ч. в виде педагогической диагностики (мониторинга, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не служат основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников. Освоение образовательной программы не сопровождается проведением промежуточных и итоговой аттестацией воспитанников.

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся характеристики развития ребенка на этапах начала и завершения дошкольного возраста.

Требования ФГОС ДО являются ориентирами для:

• Учредителей образовательных организаций для построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учетом целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства РФ;

педагогов и администрации образовательных организаций для решения задач:

- формирования образовательной программы;

- анализа своей профессиональной деятельности;

- взаимодействия с семьями воспитанников.

• авторов образовательных программ ДО;

• исследователей при формировании исследовательских программ для изучения характеристик детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет;

родителей (законных представителей) детей от 2 месяцев до 8 лет для их информированности относительно целей ДО, общих для всего образовательного пространства РФ.

3. Преемственность дошкольного и начального общего образования.

Целевые ориентиры дошкольного образования – основа преемственности дошкольного и начального общего образования. Они предполагают формирование у детей предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Преемственность предусматривает, с одной стороны, передачу детей в образовательную организацию с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, с другой – опору школы на знания, умения, качества, которые приобретены дошкольниками, и активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся.

Преемственность рассматривается как двухсторонний процесс, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность дошкольного детства и формируются фундаментальные личностные качества ребенка, которые служат основой успешного школьного обучения. А образовательная организация опирается на достижения ребенка-дошкольника и организует свою педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.

4. Психологическая готовность к школе.

Выделяют три наиболее значимые характеристики психологической готовности ребенка к школе:

• мотивационная готовность (желание учиться);

• эмоционально-волевая и личностная готовность (способность управлять своим поведением);

• интеллектуальная готовность (способность управлять своими интеллектуальными процессами).

Мотивационная готовность подразумевает:

• развитие познавательной мотивации, непосредственно связанной с учебой;

• потребность в интеллектуальной активности и овладении новыми умениями, навыками и знаниями;

• развитие социальной мотивации – потребность в общении со взрослыми людьми и сверстниками на новом уровне;

• способность адекватно оценивать себя.

Эмоционально-волевая готовность предполагает наличие умения:

сознательно подчинять свои действия правилу, обобщению, определяющему способ действия;

• ориентироваться на заданную систему требований;

• внимательно слушать говорящего, точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;

• самостоятельно выполнять требуемые задания по зрительно воспринимаемому образцу.

Интеллектуальная готовность

• умение обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира;

• наличие уровня интеллектуальных процессов, определяющегося умением:

- выделять существенное в явлениях окружающей действительности;

- сравнивать, выделять сходное и отличное;

- рассуждать, находить причины явлений, делать выводы;

обучаемость:

- усвоение нового правила работы;

- перенос усвоенного правила выполнения задания на аналогичное;

- уровень развития обобщения ( например: роза – цветок (низкий уровень, роза – цветок – растение – живая природа (высокий уровень); - сумму усвоенных знаний;

- речевое развитие;

- усвоение морфологической системы родного языка, ориентировку на смысл слова;

- развитие фонематического слуха (умение производить звуковой анализ слова);

- осознание словесного состава речи.

Важна общая личностная готовность ребенка к школе, а не специальная, связанная с областями знаний.

Большую роль следует отводить ведущей деятельности дошкольника – игре. Игровая мотивация побуждает ребенка подчиняться правилам, учитывать позицию партнера, слушать его, формулировать свои мысли так, чтобы они были понятны другим, искать недостающую информацию, овладевать новыми умениями, приобретать адекватную самооценку.

Наиболее успешными в школе оказываются дети со следующими характеристиками личностной сферы: жизнерадостные, активные, любознательные, способные фантазировать, сочувствовать, сопереживать, действовать сообща.

К концу дошкольного возраста должны быть развиты физические, интеллектуальные и личностные качества личности ребенка.

Физические качества характеризуют физическое развитие – это сила, выносливость, гибкость, ловкость, а также антропо- и физиометрические показатели.

Интеллектуальные качества отражают развитие интеллектуальной сферы – формирование высших психических функций, накопление социального опыта.

Личностные качества характеризуют развитие личностной сферы – это мотивация, воля, эмоции, самооценка, морально-нравственное развитие.

Поскольку качество задается как системное образование, то предложенный перечень качеств весьма условен. Для возникновения каждого из них требуется системное развитие ребенка: физическое (включающее созревание нервной системы) и психическое (личностное и интеллектуальное).

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Игровые технологии по ФГОС в детском саду» Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в.

Консультация для воспитателей и родителей на тему: «Как хорошо уметь читать!»Консультация для воспитателей и родителей на тему: «Как хорошо уметь читать!» В. Сухомлинский говорил: «Чтение – это окошко, через которое дети познают мир и самих себя». Именно чтение развивает интеллект, внимание,.

Консультация для воспитателей «Форма работы по оздоравлению детей по ФГОС» Основная задача нашего детского сада подготовить ребёнка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые знания, навыки, воспитав.

Консультация для воспитателей «Взаимодействие ДОУ и семьи в контексте ФГОС» Взаимодействие ДОУ и семьи в контексте ФГОС. Воспитатели и родители едины в совместном стремлении помочь каждому ребёнку сотворить образ.

Консультация для воспитателей. Как оформить физкультурный уголок по ФГОС Консультация для воспитателей. Как оборудовать физкультурный уголок в группе согласно ФГОС Согласно ФГОС в ДОУ ППРС должна быть: насыщенной,.

Консультация для воспитателей «Целевые прогулки по теме «Ознакомление детей с правилами дорожного движения» Вопросы безопасности жизнедеятельности детей являются очень актуальными на сегодняшний день. Много детей гибнет на дорогах по различным.

Консультация для воспитателей «Ознакомление детей с трудом взрослых средствами проектной деятельности» Цель: Знакомство дошкольников с различными профессиями. Формирование у детей первичных трудовых навыков. Методическое обеспечение начальной.

Консультация для воспитателей «Ознакомление детей второй младшей группы с техникой «оригами» Ознакомление с техникой оригами во второй младшей группе. В. А. Сухомлинский писал: "Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок".

Консультация для воспитателей «Ознакомление дошкольников с историей и культурой Отечества»Консультация для воспитателей «Ознакомление дошкольников с историей и культурой Отечества» Одним из приоритетных направлений регионально-образовательной политики является воспитание гражданина. В предлагаемом опыте решаются следующие.

Консультация для воспитателей «Создание здоровьесберегающего пространства в группе с учетом ФГОС» При создании предметно-развивающей среды необходимо руководствоваться следующими принципами, определенными во ФГОС дошкольного образования:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация на тему «Ознакомление родителей, воспитателей с основными положениями ФГОС ДО
Опубликовано: 3 января 2016 в 09:53
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД