Папки-передвижки

Развитие речи детей среднего дошкольного возраста через экологизацию педагогического процесса

Юлия Миронова
Развитие речи детей среднего дошкольного возраста через экологизацию педагогического процесса
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие речи детей среднего возраста через экологизацию педагогического процесса.

Речь - является основной формой взаимодействия человека с окружающим миром. Поэтому сейчас в дошкольных учреждениях ей уделяется основное внимание. В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей дошкольного возраста. Они должны достигнуть определенного уровня развития речевой активности, словаря, грамматического строя речи, перейти от диалогической речи к связному высказыванию.

Публикация «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста через экологизацию педагогического процесса» размещена в разделах

В начале года мною было проведено анкетирование родителей с целью выявления проблем в речи детей. Результаты показали, что:

80% родителей беспокоит речевое развитие ребёнка и они уверены, что проблемы существуют; 8% - уверены, что проблем нет; 12% - сомневаются.

Также в начале года я провела мониторинг развития речи детей в группах. Результаты мониторинга показали: что: в средней группе преобладает низкий уровень развития речи детей для своего возраста. То есть дети : не слышат указанный звук в слове и не могут определить его местоположение, трудно даётся составить описательный рассказ по картинке, не могут прочесть наизусть стихотворение, не понимают того, что от него требуется, словарный запас беден.

На основании проведенных мониторинга выявили для себя цель работы: развитие речи дошкольников через ознакомление с природой, природными явлениями, через положительное и гуманное отношение к природе.

В связи с этим наметила перед собой следующие задачи:

1. Развитие речи дошкольников (обогащение речи детей прилагательными, эпитетами, сравнениями; формирование умения правильно употреблять в речи слова; количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения; воспитание у детей чуткости к смысловым оттенкам слова, учить детей связно рассказывать о явлениях природы, объяснять их, составлять творческие рассказы и сказки на экологические темы) .

2. Формирование экологических представлений (привитие основ экологической культуры дошкольникам, показать взаимосвязь живых организмов и неживой природы,

В своей работе я использую следующие средства развития речи :

• общение взрослых и детей ( беседы с детьми: «Когда овощи могут помочь, а когда навредить нашему здоровью?», «Что бы не болеть» и т. д.)

• культурная языковая среда (это то, как мы общаемся между собой, с детьми, с родителями –т. е. это повседневная обыденная речь) ;

художественная литература: у нас функционирует мини-библиотека и уголок речетворчества, где дети рассматривают книги, что способствует развитию словаря, привитию любви и интереса к литературе о природе. Чтение сказок с экологическим содержанием (такие как,русские народные «Репка», «Вершки и корешки»; потешки, пословицы, поговорки, скороговорки, загадки, рассказы Е. Чарушина, К. Ушинского, стихи) ;

• Музыка

прослушивание звуков природы, прослушивание отрывков из музыкальных произведений Римского-Корсакова «Садко», «Снегурочка», русские народные песенки «Петушок», «Курочка»и др, Полученные знания по развитию речи с экологической направленностью мы применяем на музыкальных занятиях при помощи театрализованных постановок. Например, театрализованная постановка с детьми «Репка». Они помогают более глубокому пониманию произведений экологической художественной литературы и активизируют речь детей, инсценировки сказок с помощью разных видов театра: например, пальчиковый театр «Курочка Ряба»

Для повышения эффективности образовательного процесса в своей работе я использую следующие методы:

1) Метод наблюдения и исследовательской деятельности:

Наблюдение – целенаправленное планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. Организуя наблюдения в природе, я решаю в комплексе ряд задач:

- формирует у детей знания о природе.

- учит наблюдать.

- развивает наблюдательность.

-воспитывает эстетически.

На территории нашего детского сада и в группе я ежедневно провожу наблюдения за живой и неживой природой.

Выполнение трудовых поручений (в природе – полив, рыхление клумб и комнатных цветов, наблюдение из окна в различные временные отрезки : за состоянием неба в разные части суток (утром, днём и вечером) ; наблюдение за ростом и развитием комнатных растений) .

Так же я провожу наблюдения за сезонными изменениями

С чего же я начинаю наблюдения? Сначала прошу детей рассказать о том, что они видят, затем по наводящим вопросам «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Что делает?» и т. д., описываем объект или явление. Для обогащения образной речи использую художественное слово, народные приметы, поговорки, пословицы, загадки. Обязательно включаем тактильное обследование (если это возможно) : потрогать лед, снег, листочек.

Например, наблюдение за березой осенью. Предлагаю найти березку на участке, обращаем внимание на их красоту.

Беседа по наводящим вопросам:

- Березка живая или нет? Почему?

- Как дышит березка?

- Для чего березке нужна кора?

- От чего кора может защитить дерево?

- Где еще находится кора кроме ствола? (на ветках).

В конце наблюдения мы с детьми обязательно делаем вывод.

В результате наблюдений словарь детей пополняется существительными, прилагательными, наречиями, глаголами, дети активно подбирают слова со сходными значениями, развивается наблюдательность.

2) Наглядный:

Наглядность повышает интерес детей к знаниям и делает процесс обучения более легким. К ним можно отнести рассматривание разных натуральных предметов, игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по картинам. Наглядные методы направлены на накопление содержания речи, а также используются для закрепления словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи.

Наиболее ценными в отношении речевого развития ребенка являются занятия по развитию речи, где используется различный наглядный материал. На занятиях я показываю как предметные, так и сюжетные картины. Предлагая предметные картинки,мы воспитатели, ставим задачу обогатить представления ребенка наглядными образами, расширить активный словарь, научить видеть, показывать и называть детали изображенного предмета. Для занятий я изготовила мнемотаблицы, которые помогают ребёнку в перессказывании текстов, а также при составлении описательных рассказов Рассматривание картин способствует накоплению у детей представлений об общественных, бытовых и природных явлениях; развиваем интонационную выразительность речи и умение составлять по картине небольшой рассказ.

3) Практический метод.

Кроме наглядных методов на занятиях по развитию речи используются и практические методы.

Цель этих методов — обучить детей на практике применять полученные знания, помочь усваивать и совершенствовать речевые умения и навыки. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, дидактические упражнения. Они используются для решения всех речевых задач. В детском саду практические методы носят чаще всего игровой характер.

Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения.

Я хотела бы порекомендовать педагогам несколько игр для развития речи.

Мы подобрали дидактический тематический материал: игры «Чьи это следы?»,

«Чьи это уши?», «Кто что ест?», «Чьи это ноги?», «Чей это малыш?», дидактические карточки : «Насекомые», «Что растёт на огороде», «Овощи, фрукты, ягоды».

"Только веселые слова", "Слова перевёртыши"

Игра проводится в кругу. Определяется тема игры. Нужно называть по очереди, допустим, только веселые слова. Первый игрок произносит "Клоун", второй: "Радость", третий: "Смех"и т. д. Игра движется по кругу пока не иссякнут слова. Темы могут быть разные, например: только зеленые слова, только круглые и т. д. Игры вызывают интерес у детей и развивают мышление, помогают обогатить словарный запас ребенка.

Таким образом, подводя итог выше сказанному, можно сделать вывод о том, что использование наглядных и практических методов облегчает усвоение материала, делает формирование речевых умений и навыков более конкретным, доступным и осознанным.

Работа, проведённая мною за этот небольшой период уже приносит свои результаты.

По итогам первого полугодия мы провели мониторинг развития речи детей в группе.

Результаты показали следующее:

Низкий уровень повысился до среднего на 10%. У детей совершенствуется грамматический строй речи за счет обогащения активного словаря детей экологическими терминами и понятиями; многие ребята пытаются выразительно и с разной интонационностью декламировать стихи, театрализованные тексты экологического содержания; могут пересказать небольшой текст с опорой на мнемотаблицу а также составить небольшой описательный рассказ; совместно со взрослым могут сочинить рассказ по сюжетной картинке экологического содержания.

В дальнейшем я планирую продолжить развивать речь детей средствами экологического воспитания. В настоящее время нами разрабатывается комплекс различных мероприятий: природоохранная акция с участием родителей «Сбережем природу», проект по экологии в средней группе «Животные планеты Земля», экскурсии в природу и совместное с родителями посещение экологического музея.

Публикации по теме:

Формирование и развитие речи детей дошкольного возраста через технологию ТРИЗ Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Теремок» Города Ак-Довурак Доклад по теме : «Формирование и развитие.

Педсовет «Духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста путем построения целостного педагогического процесса» Тема педсовета «Духовно – нравственное развитие детей дошкольного возраста, через построение целостного педагогического процесса». Цель:.

Конспект ООД в ОО «Познавательное развитие» для детей среднего дошкольного возраста «Мастерская по ремонту» Задачи: -Познакомить детей с профессиями (сапожник, часовщик, столяр). -Продолжать расширять и обогащать словарь детей. -Воспитывать трудолюбие,.

Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры» "Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры"консультация для педагоговитоговая работа.

Мастер-класс «Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность» Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир! С. И. Мерзлякова Здравствуйте уважаемые участники.

Педагогическая концепция на тему: «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через досуговую деятельность» Педагогическая концепция: «Авторская идея в моей педагогической практике" на тему:«Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

Педагогический совет. Самореализация и развитие речи детей дошкольного возраста через различные виды театральной деятельности Доклад «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста» Аналитические отчеты педагогов по работе.

Развитие речи детей через театральную деятельность (консультация)Развитие речи детей через театральную деятельность (консультация) Развитие речи детей через театральную деятельность (консультация)Автор: Мухина Елена Владимировна. Воспитатель МКДОУ детский сад «Буратино»,.

Развитие речи детей раннего возраста через дидактические игры Ранний возраст является наиболее значимым этапом для развития речи детей, где ведущая роль в этом принадлежит взрослым: родителям и близким.

Развитие речи и творчества детей дошкольного возраста через художественную литературу Художественная литература – могучее действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее огромное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи детей среднего дошкольного возраста через экологизацию педагогического процесса
Опубликовано: 14 сентября 2016 в 10:18
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста через экологизацию педагогического процесса» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Миронова (УИ 480834) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД