Получи документы

Консультация на тему «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Ольга Моргунова
Консультация на тему «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Удивительный мир природа….

Он встречает ребенка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать и думать.

Человек часть природы, без взаимодействия с которой его жизнь не может быть полноценной.

Благодаря природе развивающейся организм постепенно накапливает здоровье и силы. Мир природы и мир движений, объединяясь, становиться мощным средством разностороннего развития ребенка в условиях психологического комфорта.

Вопрос экологического воспитания дошкольников важный, интересный и актуальный.

Публикация «Консультация на тему „Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Мы убеждены в том, что ребенку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу — значит творить добро, заставлять задумываться над тем, что можно сделать, чтобы наш Дом стал еще краше и богаче.

В 90-е годы в России было создано значительное количество программ,

направленных на экологическое воспитание дошкольников. А. Вересова «Мы земляне», Е. Рылеевой «Открой себя», «Наш дом – природа» Н. А. Рыжовой и др.

Программа С. Н. Николаевой «Юный эколог» появилась одной из первых в 90-х годах, созданная на основе собственной Концепции экологического воспитания дошкольников. «Юный эколог» включает две подпрограммы

1. программу экологического воспитания дошкольников

2. программу повышения квалификации дошкольных работников в области

экологического воспитания детей, т. е. одновременно решается вопрос становления начал экологической культуры у детей и развития ее у взрослых, их воспитывающих (ведь воспитатель, являющийся носителем экологической культуры важнейшее условие развития детей) .

Программа имеет обстоятельное теоретическое и экспериментальное обоснование, сориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие. В программе «Юный эколог» не дается жесткой привязки задач и содержания экологического воспитания к тому или иному возрасту, что позволяет нам реализовывать эту программу в рамках нашей основной программы.

Изучив данную литературу, мы поставили перед собой цель:

Цель – воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста, формирование у детей осознанно – правильное отношение к природным явлениям и объектам.

Реализация цели идет через решение следующих задач:

Задачи: 1. Уточнить и углубить знания о растениях, животных и природных явлениях.

2. Формировать знания о жизненно необходимых условиях для человека,

животных и растений (питание, рост, развитие) .

3. Развивать гуманное эмоционально – доброжелательное и бережное отношения к окружающему миру;

4. Развивать познавательный интерес к окружающему миру;

5. Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

Формируя гуманное отношение к природе, мы стараемся исходить из того, чтобы ребенок понял: человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о человеке, о его будущем. То, что наносит вред природе, наносит вред и самому человеку.

Ребенок воспринимает природу, как что-то созданное специально для него, он деятель, экспериментатор «А что будет, если?», поэтому дети часто не отдают отчет своим действиям. Малыши восторгаются при виде яркого цветка или красивой бабочки, но в тоже время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья, сломать ветку дерева или кустарника, растоптать дождевого червяка. Познавая окружающий мир, могут сорвать ядовитые растения и пробовать их на вкус, взять в руки и сильно сжать какое-нибудь насекомое, маленькое животное, а это может привести к травме, как малыша, так и животного. Поэтому я стараюсь не только

дать детям знания о природе, воспитать бережное отношение к ней, но и научить ориентироваться в окружающей природной среде — в нашем общем Доме — и обеспечить свое безопасное проживание с разными соседями — животными и растениями.

Для успешной реализации задач по экологическому образованию

дошкольников мы выстроили систему работы по данному направлению, и включили следующие компоненты:

система экологического образования :

1. система педагогического взаимодействия

2. экологическое просвещение родителей и педагогов

3. создание экологически развивающей среды

Одним из важнейших условий реализации задач экологического образования

дошкольников является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды.

Экологически развивающая среда нашей группы включает:

1. Уголок природы:

• комнатные растения;

• календарь погоды;

• схемы с изображением погодных явлений;

• дидактические игры экологического содержания;

• материалы для ухода за растениями;

• природный материал;

• выставки овощей, фруктов;

• огород на подоконнике.

2. Опытно-исследовательская лаборатория:

• емкости для экспериментирования;

• лупы;

• материалы для игр-экспериментов со льдом, водой, снегом: краски, соль,

сахар, мыло, трубочки, пластмассовые стаканчики, тонущие и плавающие

предметы;

• материалы для игр – экспериментов с магнитами;

(притягивающиеся и не притягивающиеся магнитом предметы)

• материал для игр – экспериментов с резиной;

(«попрыгунчики», колечки, мячики, фигурки из резины)

• семена для посадки и проращивания в разных условиях;

(фасоль, горох, кукуруза и др.)

• фартуки;

• песочные часы;

• земля, глина, песок;

3. Речевой уголок

• схемы для составления рассказов о животных и объектах природы;

• иллюстрации с изображением времен года, животных и т. д.

экологические сказки и рассказы;

• энциклопедическая литература о природе;

• художественная литература о природе.

4. Уголок здоровья

Шапочки цветов, насекомых, зверей, птиц и др. для имитации их движений и

проведения подвижных игр.

Картотеки:

• пальчиковые игры и упражнения;

• артикуляционная гимнастика;

• физминутки;

• дыхательные упражнения;

• подвижные игры.

5. Театрализованный уголок

• настольный театр;

• пальчиковый театр;

• театр на фланелеграфе;

• Животные жарких и холодных стран.

6. Уголок занимательной математики

• лабиринты;

• дидактические игы;

• логические задачи, головоломки.

7. Уголок творчества

9. Игровой уголок.

Заполнение календаря природы проводим с детьми ежедневно в сочетании с

наблюдениями. В младшей средней группах мы помогали детям после прогулки отыскать картинки с явлениями природы, которые мы наблюдали на улице. Вместе с детьми одевали бумажную куклу, также как дети были одеты сами на прогулке.

Сейчас мы работаем с детьми старшей группы и учим ребят в календаре находить

и закрашивать дни недели, значками обозначать погодные явления.

При отборе художественной литературы экологического содержания мы

используем следующие принципы:

• Доступность произведений детскому пониманию.

• Реалистичность.

• Привлекательность для детей.

Игра – это основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Поэтому в своей работе с детьми большое значение придаём играм.

Игры используем на занятиях, на прогулках, наблюдениях и в свободное время.

С целью повышения экологической воспитанности детей используемкружковую работу. Разработали план работы кружка «Зеленый патруль» с детьми старшего дошкольного возраста.

На занятиях по ознакомлению с окружающим миром дети стали более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных интересующих их вопросов, на которые мы с удовольствием отвечаем.

Во время прогулок и экскурсий дети стали проявлять большой интерес кжизни птиц и насекомых. Стали бережнее относится к деревьям, муравейникам и другим живым существам. Теперь дети знают, что человек и природа неразрывно связаны. И от того, как человек будет любить, беречь и заботиться о природе, будет зависеть его дальнейшее существование на Земле.

Публикации по теме:

Туристические прогулки в детском саду.Туристические прогулки в детском саду. Удивительный мир природы… Он встречает ребёнка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать. Мир.

У природы нет плохой погоды!У природы нет плохой погоды! Удивительный мир природы… Он встречает ребенка сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать. На основе впечатлений, полученных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация на тему «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 16 декабря 2014 в 16:17
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД