Папки-передвижки

Консультация «Взаимосвязь развития речи и художественного творчества детей»

Анна Боровикова
Консультация «Взаимосвязь развития речи и художественного творчества детей»

Как известно, истоки способностей и дарований дошкольников лежат на кончиках пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. Рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка. Оно развивает память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Большое значение имеет постепенное расширение запаса знаний. Обучение изобразительной деятельности в настоящее время невозможно без таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Ребёнку необходимо сначала про-наблюдать объект, его проанализировать, сделать выводы, а потом выразить увиденное на листе бумаги. Например, спелая – неспелая ягода, растения в разное время года, птица сидит, летает, клюет зернышки и т. д. Данные виды работ невозможно нарисовать без осуществления предварительной работы с детьми, которая и включает наблюдения, рассказывание по картине, рассматривание иллюстраций.

Публикация «Консультация „Взаимосвязь развития речи и художественного творчества детей“» размещена в разделах

Учёные отмечают, что рисование влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. Усвоение названий форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений предметов и явлений, при обследовании предметов и построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияет на формирование связной речи. На занятиях также активно включаем детей в объяснение задания, последовательности его выполнения. В процессе анализа работ в конце занятия дети рассказывают о своих рисунках, высказывают суждения о работах других детей. Привлечение образных сравнение, стихотворных текстов для эстетической характеристики предметов способствует развитию у детей образной, выразитель-ной речи. В процессе выполнения рисунка ребенок вспоминает те явления и со-бытия, которые хочет выразить. Часто ребенок дает определение, характеристику тому предмету, который рисует, выражает свою оценку, свое отношение.

Как показывает практика, речевая деятельность ребенка активируется и при простом рассматривании готовых картинок. Дети охотно сочиняют по ним целые истории, причем развитие сюжета определяется именно рисунком. Реализация взаимосвязи развития речи и художественного творчества детей служит рациональная организация активной деятельности воспитанников на занятии. Взаимосвязанное обучение возбуждает интерес к знанию. Глубокий интерес формируется под воздействием, как содержания материала, так и приемов, которые заставляют учащихся думать, совершать поиск.

На занятиях широко используется иллюстративный принцип. Можно использовать следующие приемы:

- пересказ произведения с опорой на наглядность;

- сопоставление иллюстраций с литературным описанием;

- сравнение иллюстраций разных художников к одному произведению;

- составление рассказов по картине или серии картин;

- рисование «кинолент» и фильмов по знакомым произведениям.

Одним из эффективных средств является сопоставление литературного образа с образцом декоративно - прикладного искусства. Например, при рассматривании дымковских или филимоновских игрушек используем короткие стишки, в которых отмечены характерные особенности росписи.

На занятиях по развитию речи невозможно осуществить изучение таких понятий, как образ, тема, композиция, стиль без привлечения знаний, приобретенных на занятиях по изодеятельности. Очень четко прослеживается взаимосвязь речевой и изобразительной деятельности в интегрированных занятиях. Например, на тему: «Гуси-лебеди», «Дары Осени», «История о морском царстве» и тд. В результате таких занятий формируется глубокое понимание изученного, установление связи между искусством слова и изобразительным искусством.

Таким образом, именно в условиях взаимосвязи речевой и изобразительной деятельности более успешно формируется не только определенный комплекс речевых умений у ребенка, но и полноценная «языковая личность».

Публикации по теме:

КвиллингКвиллинг Здравствуйте уважаемые коллеги! Приглашаю посмотреть часть детских работ. Работы моего кружка "Квиллинг" Работы детей: "Одинокий тигр"коллективная.

Использование нетрадиционных техник художественного творчества в работе с дошкольниками.Использование нетрадиционных техник художественного творчества в работе с дошкольниками. "Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Взаимосвязь развития речи и художественного творчества детей»
Опубликовано: 25 июня 2014 в 11:19
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД