Анна Боровикова
Консультация «Взаимосвязь развития речи и художественного творчества детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Как известно, истоки способностей и дарований дошкольников лежат на кончиках пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. Рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка. Оно развивает память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Большое значение имеет постепенное расширение запаса знаний. Обучение изобразительной деятельности в настоящее время невозможно без таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Ребёнку необходимо сначала про-наблюдать объект, его проанализировать, сделать выводы, а потом выразить увиденное на листе бумаги. Например, спелая – неспелая ягода, растения в разное время года, птица сидит, летает, клюет зернышки и т. д. Данные виды работ невозможно нарисовать без осуществления предварительной работы с детьми, которая и включает наблюдения, рассказывание по картине, рассматривание иллюстраций.
Публикация «Консультация „Взаимосвязь развития речи и художественного творчества детей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Учёные отмечают, что рисование влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. Усвоение названий форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений предметов и явлений, при обследовании предметов и построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияет на формирование связной речи. На занятиях также активно включаем детей в объяснение задания, последовательности его выполнения. В процессе анализа работ в конце занятия дети рассказывают о своих рисунках, высказывают суждения о работах других детей. Привлечение образных сравнение, стихотворных текстов для эстетической характеристики предметов способствует развитию у детей образной, выразитель-ной речи. В процессе выполнения рисунка ребенок вспоминает те явления и со-бытия, которые хочет выразить. Часто ребенок дает определение, характеристику тому предмету, который рисует, выражает свою оценку, свое отношение.
Как показывает практика, речевая деятельность ребенка активируется и при простом рассматривании готовых картинок. Дети охотно сочиняют по ним целые истории, причем развитие сюжета определяется именно рисунком. Реализация взаимосвязи развития речи и художественного творчества детей служит рациональная организация активной деятельности воспитанников на занятии. Взаимосвязанное обучение возбуждает интерес к знанию. Глубокий интерес формируется под воздействием, как содержания материала, так и приемов, которые заставляют учащихся думать, совершать поиск.
На занятиях широко используется иллюстративный принцип. Можно использовать следующие приемы:
- пересказ произведения с опорой на наглядность;
- сопоставление иллюстраций с литературным описанием;
- сравнение иллюстраций разных художников к одному произведению;
- составление рассказов по картине или серии картин;
- рисование «кинолент» и фильмов по знакомым произведениям.
Одним из эффективных средств является сопоставление литературного образа с образцом декоративно - прикладного искусства. Например, при рассматривании дымковских или филимоновских игрушек используем короткие стишки, в которых отмечены характерные особенности росписи.
На занятиях по развитию речи невозможно осуществить изучение таких понятий, как образ, тема, композиция, стиль без привлечения знаний, приобретенных на занятиях по изодеятельности. Очень четко прослеживается взаимосвязь речевой и изобразительной деятельности в интегрированных занятиях. Например, на тему: «Гуси-лебеди», «Дары Осени», «История о морском царстве» и тд. В результате таких занятий формируется глубокое понимание изученного, установление связи между искусством слова и изобразительным искусством.
Таким образом, именно в условиях взаимосвязи речевой и изобразительной деятельности более успешно формируется не только определенный комплекс речевых умений у ребенка, но и полноценная «языковая личность».