Татьяна Будникова
Консультация «Обогащение словаря дошкольников антонимами и синонимами»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи ребенка в онтогенезе тесно связано с развитием психических функций.
С помощью речи ребенок обозначает то, что доступно его пониманию. В связи с этим в его словаре сначала появляются слова конкретного значения и лишь потом — обобщающего.
Нулевой степенью обобщения являются собственные имена и названия единичного предмета. Затем постепенно ребенок начинает понимать обобщающее значение наименований однородных предметов, действий, качеств. Уже к трем годам дети усваивают слова, обозначающие наиболее простые родовые понятия (игрушки, посуда, одежда, передающие обобщенные названия предметов, признаков, действий в форме имени существительного (полет, плавание, чистота). К пяти годам нормального речевого развития дети усваивают слова, обозначающие более сложные родовые понятия (растения: деревья, травы, цветы; цвет: белый, черный; движение: бег, плавание, полет). К подростковому возрасту они уже способны усваивать и осмысливать такие слова, как состояние, признак, предметность и т. д.
Публикация «Консультация „Обогащение словаря дошкольников антонимами и синонимами“» размещена в разделах
Обогащение жизненного опыта ребенка приводит к росту его словаря. Словарь старшего дошкольника может рассматриваться в качестве национальной языковой модели. В этот период формируется ядро лексикона ребенка.
Анализируя словарный состав разговорной речи детей в возрасте 5—6 лет, можно выделить наиболее употребительные слова: существительные, прилагательные, глаголы. Также происходит постепенное расширение семантического поля значения слова.
Таким образом, по мере развития психических процессов (мышления, восприятия, представлений, памяти, обогащения сенсорного опыта, изменения деятельности, формируется и словарь ребенка в количественном и качественном аспектах.
Методические рекомендации к работе над обогащением словаря дошкольников с общим недоразвитием речи.
Принципы работы над словарем:
- Развитие лексики должно быть неразрывно связано с расширением представлений ребенка об окружающей действительности;
- Работа над лексикой должна быть неотделима от работы над другими компонентами речеязыковой системы;
- Словарь ребенка должен развиваться параллельно с развитием мыслительных операций;
- При работе над лексикой особое внимание должно быть обращено на взаимосвязь лексического и грамматического значений слова;
- Основной задачей при работе над лексикой является формирование полноценных семантических полей.
Конкретное содержание и структура логопедической работы по формированию системных лексических представлений у детей с ОНР определяется временем появления различных языковых единиц в онтогенезе, спецификой речевого дефекта, особенностями общепсихического статуса ребенка и другими факторами.
Исходя из этого методически целесообразным является проведение коррекционно-развивающей работы в два этапа.
На первом этапе основное внимание должно быть уделено накапливанию лексических единиц, на втором этапе – необходимо провести работу, связанную с упорядочиванием лексических единиц в сознании ребенка.
Однако, следует помнить о том, что в онтогенезе такого четкого деления при формировании лексической системы не наблюдается. Языковые знаки усваиваются не линейно. Активно расширяя свой словарный запас, ребенок сразу же начинает устанавливать и простейшие смысловые отношения между словами: отношения антонимические, родовидовые отношения, отношения между предметом и его частью и др. Поэтому на первом этапе помимо активного расширения словарного запаса ребенка необходимо уделять внимание и наиболее простым и очевидным смысловым связям между словами.
Расширение номинативного и предикативного словаря у детей осуществляется по тематическому принципу. Именно такой принцип организации коррекционного воздействия позволяет оптимально с методической точки зрения решить вопрос формирования семантических полей у детей с ОНР. Введение в лексикон слов, объединенных одной тематикой, позволяет сгруппировать в языковом сознании ребенка слова-центры, или смысловые доминанты (ядро семантического поля, и слова с более или менее выраженной тематической прикрепленностью к ним (периферия семантического поля). Круг лексики из различных тематических групп определяется возрастом детей и уровнем их представлений об окружающем мире.
Учитывая бедность зрительных и слуховых представлений детей с ОНР, трудности выделения ими наиболее существенных дифференциальных признаков предметов, в логопедической работе необходимо уделить внимание различению слов, обозначающих ситуативно или зрительно близкие предметы (чашка – стакан – кружка, душ – лейка, персик – абрикос, сахар – сахарница, пушистый – мягкий, шить – вязать, зашивать – пришивать).
Возможность осознанного распределения и упорядочивания лексических единиц на основе различных смысловых отношений ребенок приобретает только на определенном уровне своего речевого и когнитивного развития (приблизительно к 5-6 годам). Поэтому на втором этапе коррекционно-развивающего обучения основное внимание должно быть уделено целенаправленному формированию умения устанавливать более сложные виды смысловых отношений между словами: отношения синонимии, омонимии, отношения между родственными словами, многозначными словами и многое другое.
Направления логопедической работы
Работа по обогащению и активизации словаря у детей с общим недоразвитием речи включает в себя следующие задачи:
- Ознакомление с предметами и явлениями окружающей действительности, формирование понятий;
- Раскрытие многозначности слова;
- Расширение запаса синонимов и антонимов;
- Формирование правильного употребления слова в связной речи.
Работа по овладению словом ведется по следующему алгоритму:
- Уточнение произношения слова;
- Демонстрация образцов употребления слова (в словосочетаниях, в предложении);
- Выработка умения подбирать к слову синоним, антоним;
- Закрепление слова в активном словаре. Подбор собственных примеров, иллюстрирующих употребление слова.
Раскрыть перед дошкольниками семантику многозначного слова помогают синонимические и антонимические сопоставления (пример с прилагательным «свежий» по Новикову Л. А. Антонимия в русском языке. 1973).
Синонимия
Свежий вечер — прохладный вечер.
Свежий воздух — чистый воздух.
Свежий хлеб — мягкий хлеб.
Антонимия
Прохладный вечер — теплый вечер.
Чистый воротник — грязный воротник.
Мягкий хлеб — черствый хлеб.
Таким образом, в работе над смысловой стороной многозначного слова могут одновременно использоваться и синонимы и антонимы. Используя их, мы учим детей различать и уточнять понимание разных значений слов.
Необходимым условием уточнения и расширения словаря детей является практическое усвоение наиболее распространенных случаев многозначности слов. Работа начинается с существительных, у которых перенос основан на конкретных, наглядных признаках (ручка двери, шариковая ручка, ручка у девочки). Внимание детей обращается на общий признак, который объединяет предметы. Далее проводятся занятия по вычленению разного значения в многозначных глаголах (идет мама, идет снег, идет поезд).
Раскрытие смыслового богатства многозначного слова для детей с общим недоразвитием речи имеет важное значение при подготовке к школе, поскольку в программе начальных классов большое значение отводится практическому ознакомлению учащихся с лексическим значением слова, многозначностью, антонимией, синонимией.
Слова антонимы в силу полярности их значений легче осознаются детьми, поэтому работы над ними начинается раньше.
Для развития умения отбирать и употреблять слова - антонимы используются разные приемы:
- отбор антонимов с исключением «конфликтных» слов. Детей просили найти слова - неприятели и назвать «лишнее» слово: тонкий, длинный, толстый, красный, короткий;
- нахождение антонимов в загадках, пословицах, стихотворениях. Детям
предлагалось послушать загадку, отгадать ее и назвать антонимы. В сенокос горька, а в мороз сладка, что за ягодка?
- дополнение предложения антонимом: зимой дни короткие, а летом.
- подбор антонимов к многозначным словам.
Речевой материал - словосочетания:
свежий хлеб. черствый хлеб;
свежая газета. старая газета;
свежие яблоки. сушеные яблоки.
Прослушав словосочетания, дети подбирают к ним противоположные по значению слова.
- подбор синонимов к словосочетаниям
Детям называют словосочетание, например: весна идет, снег идет, человек идет. Следует обратить их внимание на то, что неинтересно слушать, когда повторяют одно и то же слово. Предложить его заменить. «Весна идет. — Как можно сказать по-другому?» Дети подбирают слова, близкие по смыслу (наступает, движется, шагает). Дошкольники приходят к выводу, что одно и то же слово «идет» имеет разное значение.
Можно давать задания на составление предложений со словами разных частей речи (существительными, прилагательными и т. д.) и со словами синонимического ряда (большой, огромный, громадный). Эти упражнения, направленные на формирование умения употреблять заданное слово в сочетании с другими, часто вызывают затруднения. Но они необходимы. Ведь основным показателем того, что слово понимается и вошло в словарь, является умение правильно его употреблять в речи.
Дошкольники с речевым развитием соответствующим норме, могут подбирать несколько синонимов к одному слову (дом — изба, хата; солдат — воин, рыцарь). Это свидетельствует о начале освоения многозначности слов. Дети же с общим недоразвитием речи либо подбирают по одному синониму к слову.
При объяснении слов-антонимов детям с общим недоразвитием речи необходимо показывать предметы и картинки. Учить сравнивать их величину, форму, цвет. Противопоставленными могут быть различные части речи: существительные, значение которых включает качество или отношение (друг — враг; горе — радость); качественные прилагательные с пространственными, временными, оценочными признаками предметов (высокий — низкий; поздний — ранний); глаголы, наречия, предлоги, местоимения.
Ребенку необходимо давать возможность тактильно почувствовать разницу в характеристике свойств предметов (пушистый — гладкий; упругий — ломкий). Учить прислушиваться, сравнивать по ощущениям (громкий — тихий; сладкий — соленый и т. д.) для того, чтобы обогащать словарь глагольной лексикой. Детей с общим недоразвитием речи учат сравнивать действия, изображать их по требованию (налил — вылил; приклеил — отрезал; стой — иди и т. д.). Нужно включать в занятия наречия (весело — грустно; хорошо — плохо). Учить детей использовать в речи предложные конструкции (над столом — под столом; в лес — из леса и т. д., местоимения (наш — ваш; мой — твой; он (она) — они; мне — тебе) и т. д.
Ребята с нормальным речевым развитием, выполняя задания по подбору антонимов и синонимов к слову, испытывают трудности лишь с отдельными словами. А дети-дошкольники с общим недоразвитием речи допускают ошибки в подборе синонимов и антонимов к большинству слов.
Эти ошибки связаны:
- с трудностями выделения существенных признаков слов;
- с недоразвитием мысленных операций сравнения и обобщения;
- с недостаточной активностью поиска слова;
- с несформированностью смысловых полей внутри лексической системы языка;
- с неустойчивостью связей внутри лексической системы языка;
- с ограниченностью объема словаря, что затрудняет выбор нужного слова.
Итог: работа по подбору синонимов и антонимов к слову характеризуется отношениями внутри семантического поля, расширением поля слова.
Задания на обогащение словаря, расширение семантического поля слова могут быть полезны и интересны как дошкольникам с нарушениями речи, так и детям с нормальным речевым развитием.