Людмила Гордеева
Образовательный процесс в группе раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность развития коммуникативных навыков у детей раннего возраста заключается в формировании этих навыков, которые являются важным условием для нормального психологического развития ребенка.
Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на решение следующих задач:
развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
практическое овладение воспитанниками норм речи.
Публикация «Образовательный процесс в группе раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
Все эти задач в раннем возрасте мы решаем с преломлением на психические особенности детей раннего возраста.
- Какие психические особенности детей раннего возраста мы знаем?
В первую очередь, у детей раннего возраста развита подражательная функция. Основным примером для подражания является взрослый, поэтому если говорить о коммуникативных навыках, то воспитатель должен следить за своей речью, которая должна быть грамотной и четкой, а также речь младшего воспитателя.
Во-вторых, воспитатель должен работать в режиме «включенного радио», то что мы делаем – мы проговариваем.
Например, «Одевание» :
Сейчас наденем на голову шапку.
Где голова у Вали? Покажи.
А где шапка?
Дай, мне шапку, наденем шапку.
«Кормление» :
Сейчас мы будем кушать суп, вкусный суп.
Саша любит суп?
А где ложка? Покажи.
Как правило, в эти моменты нам хочется сказать водичка, ложечка, но как советуют многие психологи и педагоги, в том числе и авторы программы «Кроха» слова нужно произносить правильными, необлегченными.
Следующая психическая особенность – непрочность нервных связей.
Поэтому все, что мы делаем и проговариваем нужно делать неоднократно.
Как говорят авторы программы «Кроха» прочность нервных связей мы можем проверить по двигательной реакции, например:
Мы просим малыша:
«Покажи, где петушок. Дай мне петушка»
Ребенок смотрит на петушка, а падает например мишку.
Что это значит? Ребенок не понял вас?
Нет, он понял все правильно, но у него недостаточно сформирован «двигательный ответ».
Т. е. чтобы установить связь между словами и действиями нужно повторять неоднократно.
Следующая особенность – отсутствие произвольности. Поэтому мы свою работу по коммуникации планируем так, чтобы она была краткосрочной и основана на материале, который будет интересен ребенку, привлечет его внимание.
Следующая особенность – эгоцентричность, то есть в сознании ребенка существует собственное «Я», мысли, действия, желания направлены на себя, на удовлетворения своих потребностей.
- Какие игры чаще всего мы наблюдаем в группе : совместные, «игры рядом» (без сюжета) или индивидуальные игры?
Чтобы преодолеть эгоцентричность, педагогу нужно быть звеном, которое исключает конфликты
Наша с вами задача заключается в том, чтобы сформировать положительные взаимоотношения. Достигнуть эту сформированность фактически мы можем к трем годам.
Развивающая среда для детей раннего возраста должна быть создана так, чтобы не создавались конфликтные ситуации, например присутствие одинаковых игрушек.
- Как еще должна быть организованна среда, для исключения конфликтов? (Присутствие достаточного количества игрушек, зоны с идентичным материалом на несколько человек)
Для формирования положительных взаимоотношений, развития речевых навыков важна не только развивающая среда, но и те методы и приемы, которые мы используем.
- Давайте, вспомним какие методы, и приемы мы используем?
Одним из таких методов работы является коммуникативная игра, которая позволяет нам сформировать положительные взаимоотношения и модель поведения, закрепить непрочные нервные связи, сформировать речевые навыки на основе особенностей, которые заключаются в главной подражательной функции и с учетом непроизвольности поведения.
Вашему вниманию предлагаю следующую коммуникативную игру
«Все мы весело играем», задачами которой являются:
закрепление понимание речи и двигательной реакции
закрепление знания названий способов действий
закрепление нервных связи
закрепление положительных взаимоотношений
Игра:
Все мы весело играем,
Ручкой глазки закрываем.
Раз глазок, два глазок…
Куда ты спрятался, дружок?
Ку-ку
Все мы весело играем,
Ручкой ушки закрываем.
Ушко раз, ушко два…
Куда вы спрятались, друзья?
Ку-ку
Все мы весело играем,
Ручкой щечки закрываем.
Щечка раз, щечка два…
Закачалась голова.
Это игра помогает объединить детей вместе.
Следующая игра с музыкальным сопровождением «Найди меня».
Задачи этой игры направлены на:
закрепление понимания речи и двигательной реакции
закрепление знания названий способов действий
закрепление нервных связей
закрепление положительных взаимоотношений
Проведение таких коммуникативных игр способствует формированию положительных взаимоотношений, так как дети объединены единым сюжетом, пространством, движением, в этих играх нет предметов для притязания, такое психическое свойство как эгоцентричность стирается на фоне объединения общим действием.
Следующая серия игр «Игры с предметами»
Игра «Платочек» :
Вот платочек Ванечке, вот платочек Танечке, вот платочек Анечке….
Все платочки вверх подняли
И друг другу помахали.
Спрятали платочки.
Где платочек Анечки?
Где платочек Ванечки?
А теперь все подходите
И платочки положите.
- Как вы думаете, почему платочки все одинакового цвета?
Задачи этой игры:
закреплять понимание речи и двигательную реакцию
закреплять знание своих имен
закреплять нервные связи
закреплять положительные взаимоотношения
Структура обязательной части Основной образовательной программы определяет примерный объем - «5-10%» - составляет взаимодействие с родителями.
Нами проводится следующая работа с родителями:
тематические консультации, папки передвижки
разработка картотеки
практикумы
дни открытых дверей
родительские собрания на тему : «Развитие коммуникативных навыков у детей раннего возраста»
разработка картотеки для родителей по организации игр с детьми в домашних условиях
совместное проведение ННОД
Использование различных форм и методов работы с детьми для развития коммуникативных навыков и правильное взаимодействие с родителями, способствует:
• Закреплению нервных связей
• Закреплению понимания речи и двигательной реакции
• Закреплению положительных взаимоотношений
• Адаптации детей к условиям МБДОУ
• Снятию телесных зажимов
• Эмоциональной разрядке