Папки-передвижки

Консультация «Обучение рассказу-описанию»

Марина Гаткер
Консультация «Обучение рассказу-описанию»

Описание – особый вид монологической речи. Коммуникативная задача высказывания описания состоит в создании словесного образа объекта, признаки и свойства которого раскрываются в определенной последовательности.

Занятия по обучению описанию оказывают разностороннее воздействие на познавательное развитие детей и формирование речемыслительной деятельности, способствуют активизации зрительного, речеслухового и тактильного восприятия, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе составления описательного рассказа дети учатся выделять и сопоставлять существенные признаки предмета, объединять отдельные высказывания в связное последовательное сообщение.

Публикация «Консультация „Обучение рассказу-описанию“» размещена в разделах

При обучении детей дошкольного возраста с ОНР описанию предметов решаются следующие основные задачи:

1. Развать умение выделять существенные признаки и основные части (детали) предметов.

2. Формировать обобщенные представления о правилах построения рассказа-описания.

3. Способствовать овладению детьми языковыми средствами, необходимыми для составления описательного рассказа.

Обучение проходит поэтапно.

I этап. Подготовительные упражнения к описанию предметов

(средняя группа)

Задачи этапа:

1. Развивать сенсорное восприятие.

2. Развивать навыки элементарного анализа воспринимаемого предмета.

3. Формировать установки на употребление фразовой речи при ответе на вопросы.

Примерные упражнения:

- «Узнай предмет по описанию»;

- «Чудесный мешочек»;

- «Какой предмет я загадала?»;

- «Скажи, какой»;

- «Предмет и изображение».

II этап. Формирование первоначальных навыков самостоятельного описания (I период старшей группы)

Задача этапа:

1. Формировать навык простого описания предметов по вопросам.

Простое описание предмета состоит из 4-5 фраз и включает его называние, перечисление основных внешних признаков (форма, цвет, величина, материал) и некоторых отличительных свойств (вкусовые качества и др.).

III этап. Описание предметов по основным признакам

(II период старшей группы)

Задача этапа:

1. Формировать навык самостоятельного развернутого описания по предваряющему плану, затем с опорой на образец.

IV этап. Обучение развернутому описанию предмета

(III период старшей группы)

Задачи этапа:

1. Формировать представления об основных структурных частях описательного текста.

2. Развивать навык описания предметов по предварительному плану – схеме (мнемотаблице).

В зависимости от особенностей предмета в схему описания вводятся различные элементы: указание на материал, из которого сделан предмет, перечисление его частей и деталей и др., на порядок его рассматривания и описания (сверху – вниз, спереди – назад, от основной части – к деталям).

Вспомогательные приемы обучения развернутому описанию предмета:

- жестовые указания на форму или детали предмета;

- словесные указания;

- описание с опорой на отдельные рисунки, изображающие части предмета или характерные особенности его строения, которые предъявляются в соответствии с планом – схемой;

- параллельное описание логопедом и ребенком двух однотипных предметов.

V этап. Закрепление полученных навыков составления рассказа – описания

(III период старшей группы, подготовительная к школе группа)

Задачи этапа:

1. Закреплять представления об основных свойствах предметов.

2. Формировать навыки планирования небольшого по объему рассказа – описания.

3. Закреплять полученные навык составления рассказа – описания при проведении игровых и предметно-практических занятий.

4. Пробуждать интерес к занятиям и стимулировать словесное творчество.

Примерные упражнения:

- коллективное составление плана и определение главных содержательных элементов рассказа-описания непосредственно воспринимаемого предмета;

- описание предмета по памяти;

- описание предмета по собственному рисунку;

- включение описаний в игровые ситуации («Магазин», «Кто нашел собачку?», «Кукла заблудилась» и др.)

Описание предметов по памяти проводится на основе впечатлений, полученных детьми на экскурсиях, при посещении зоопарка, уголка природы, как на логопедических занятиях, так и на занятиях воспитателя.

Прием описания предмета по выполненному рисунку эффективен для усвоения детьми с ОНР навыков самостоятельного описания. Ребенок вначале выполняет рисунок какого-либо предмета, а затем дает его описание. В процессе рисования закрепляются зрительные представления о предмете (цвет, форма, детали).

Включение описаний в игровые ситуации способствуют совершенствованию навыков ведения диалога и реализации элементов собственного творчества детей в рассказывании. Игровые занятия позволяют использовать разные словесные игры и упражнения: подбор определений к предмету, образных сравнений, антонимов, синонимов и др.

VI этап. Усвоение первоначальных навыков сравнительного описания

предметов (подготовительная к школе группа)

Задача этапа:

1. Формировать навыки сравнительного описания двух предметов.

Примерные упражнения:

- дополнение детьми предложений нужным словом, обозначающим признак предмета (У гуся шея длинная, а у утки);

- составление предложений по вопросам (Каковы на вкус лимон и апельсин);

- выделение и обозначение контрастных признаков двух предметов (апельсин большой, а мандарин маленький; дерево высокое, а куст низкий);

- последовательное выделение ряда признаков, отличающих предметы какой-либо одной группы (ель и береза; белый гриб и мухомор);

- параллельное описание двух предметов логопедом и ребенком.

Занятия по обучению описанию предметов способствуют и развитию у детей грамматически правильной речи. Они включают:

- систематические упражнения на правильное употребление словоформ;

- усвоение практических навыков словоизменения;

- упражнения на правильное построение фразы;

- активизацию и обогащение лексического запаса;

- формирование навыков контроля за построением высказывания;

- усвоение детьми простых способов межфразовой связи: словообразовательных замен (медведь – мишка, синонимов, личных местоимений.

Подготовила М. Л. Гаткер,

учитель – логопед высшей квалификационной категории

муниципального казённого дошкольного образовательного

учреждения г. Новосибирска «Детский сад № 447

комбинированного вида «Семицветик»

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи по теме «Обучение рассказу по сюжетной картине «Богатыри» В. М. Васнецова»Конспект занятия по развитию речи по теме «Обучение рассказу по сюжетной картине «Богатыри» В. М. Васнецова» Образовательные цели. Обучать составлению рассказа по картине с опорой на предложенный план. Формировать умения не только выделять главное,.

Консультация для педагогов «Обучение с использованием ФЭМП» В процессе ФЭМП у дошкольников педагог использует разнообразные методы обучения: практические, наглядные, словесные, игровые. К практическим.

Консультация для педагогов на тему «Проблемно-диалогическое обучение в ДОУ» Консультация для педагогов на тему:»Проблемно-диалогическое обучение в ДОУ» «Если я слышу, то скоро забываю; если я вижу, то помню долго;.

Консультация для родителей «С чего начинать обучение грамоте?» Консультация для родителей «С чего начинать обучение грамоте?»Подготовила: воспитатель Н. О. Сарайкина Научить ребёнка чтению и письму.

Консультация для родителей ДОУ «Что дает ребенку обучение хореографии» Консультация для родителей ДОУ «Что дает ребенку обучение хореографии» Что дает ребенку обучение хореографии. * Развиваем: внимание, собранность,.

Консультация для родителей «Учимся, играя, или Обучение с увлечением» Дорогие родители! Игры, которые хотим Вам предложить, рассчитаны на развитие творческих способностей у детей младшего возраста. Но нужно.

Консультация для родителей «Обучение с увлечением» Консультация для родителей на тему: «Обучение с увлечением» Воспитатель Мишина Марина Григорьевна Дорогие родители! Игры, которые хотим.

Консультация для родителей «Обучение детей ПДД и безопасности на дороге в ДОУ»  В нашем дошкольном учреждении каждый год организуются и проводятся мероприятия, направленные на профилактику и предупреждение дорожно-транспортного.

Консультация «Обучение восприятию цвета» Цвет оказывает на ребёнка огромное эмоциональное воздействие. Знакомство детей с цветом как признаком конкретного предмета происходит сравнительно.

Консультация «Обучение не слышащих школьников» ГБОУ Уфимская КШИ для глухих обучающихся Выступление на педсовете. Тема. Обучение неслышащих школьников навыкам самоконтроля, самообразования,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Обучение рассказу-описанию»
Опубликовано: 19 сентября 2019 в 11:56
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД