Лучший педагог года

Консультация «Одаренные дети: дошкольники»

Гюзель Альбертовна
Консультация «Одаренные дети: дошкольники»

«Одаренные дети: дошкольники»

Уважаемые коллеги! Предлагаю вам свой материал про детишек, кого бог поцеловал в макушку, о тех, кому по сей день нелегко адаптироваться в обществе из-за отсутствия таких школ, и из-за того, что в вузах нет кафедр "Методика и педагогика обучения одаренных детей" (примерно так).

Публикация «Консультация „Одаренные дети: дошкольники“» размещена в разделах

Мне нужно быть честной перед вами, и сказать, что эта тема нашла меня сама и давно. Когда дочке было 4 годика, она уже читала по слогам, что-то писала, воспитатели не прислушивались к ней, "выравнили", но непоседу назвали "гиперактивной" (народ, как вы знаете, любит ставить "диагнозы", особенно, если слово красивое часто слышат). Отправили к психологу. Меня вызвали: "Воспитатели далеки от педагогики, поэтому не вникают. Ваш ребенок - вундеркинд (я очень расстроилась, п. ч. проблему эту знала - у меня были ученики - леворукие Саша Л. и Гузель З., в классе они сильно выделялись - отличные показатели и просто замечательные общительные дети - лидеры (стихи писали красиво, см. в предыд. записях, неординарные и светлые дети. Лучшая оценка была от родителей и начальства: "Вы ведете двойную работу - с одаренными и обычным классом, где дети не выделяются и дают хорошие показатели!" Такое не забывается! Но это очень трудно, ведь каждый учебный день ты в классе должен видеть или предугадать разные методики работы с детьми. Одно дело - просто планы по теме, а другое - когда ты обязан знать сразу несколько методов и методик, чтобы все дети чувствовали в школе комфортно и жили одной дружной семьей. Это, поверьте, нелегко, но зато не пресно (секрет моей успешной работы - ЗНАТЬ СРАЗУ НЕСКОЛЬКО МЕТОДИК для КАЖДОГО ребенка и ОБЯЗАТЕЛЬНО ЗНАТЬ ВОЗРАСТНУЮ ПСИХОЛОГИЮ+характеры детей и их особенности, но на то мы и учителя, чтобы быть временно "мамой", ведь нам доверили своих детишек на целый день!

Итак, мне пришлось работать по рекомендации психолога, чтобы ребенка "сделать обычным". Печально, но с дошкольного возраста это сделать приемлемо, не в ущерб психологическому здоровью! Я благодарна ЭЛЬВИРЕ АДИПОВНЕ, умной и очень грамотной психологине в садике, которая работала с каждым ребенком как со своим - это мой стиль - "чужих детей не бывает!"

А современный мир - техники и гаджетов - еще более сложный, но и детей талантливых и одаренных стало больше! Это радует. Не нужно быть вундеркиндом, чтобы работать с такими (любыми) детьми, главное - любовь к детям и их родителям, и, разумеется, терпение!

С годами вижу, что такие особенные дети нуждаются в заботе и уважении со стороны общества, учителей, воспитателей. Я в Санкт-Петербурге три месяца поработала с такой девочкой, 4 года - знает несколько языков, узбечка, отличница в садике, пишет сочинения и стихи. Работать с подобными детьми очень требует большого внимания, времени и постоянной работы, ибо нужно не только заниматься, не только помогать, но и вести дополнительно работу над адаптацией в обществе. Девочку во второй класс (по рекомендации их психолога) брать не могут - причины разные.

Я вспомнила свой небольшой опыт, изучение научных книг и методик, и мне предложили снова участвовать в НПК. Думаю, что по сей день и эта тема актуальна, как и та (см. среди моих работ первый доклад по НПК). Надеюсь, может, кому пригодится, буду рада!

Доклад из Научно-Практической Конференции (брошюра вышла 17 мая 2007, конференция была 20.10.07) - без редактирования.

"Особенности развития одаренности в дошкольном возрасте

Одаренность по-прежнему остается загадкой. Для широкой общественности же наиболее важными проблемами являются, прежде всего их реальные жизненные проявления, способы выявления развития и социальной реализации.

Забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии

науки, культуры и социальной жизни завтра. Уже существуют способы выявления таких детей, вырабатываются программы помощи им в реализации своих способностей. Но все еще проблема диагностики и развития высоко одаренных и талантливых детей на всех этапах их обучения, проблема понимания детьми своей одаренности и личной ответственности за творческую

самореализацию существует.

Вопросами одаренности детей занимались зарубежные (Дж. Гилфорд, П. Торренс, Ф. Баррона К. Тейлор, А. Бине, Э. Клапаред, Ч. Спирмен, В. Штерн и др.) и отечественные психологи (П. Ф. Каптерев, В. П. Вахтеров, Матюшкин А. М., А. П. Модестов, В. М. Экземплярский, А. Н. Леонтьев, Б. Г. Ананьев, Л. А. Венгер, В. Д. Шадриков). В настоящее время внимание многих психологов и педагогов как в нашей стране, так и за рубежом привлекает проблема детской одаренности, ее природы, возможностей выявления и создания особых образовательных программ для одаренных детей.

«Одаренный ребенок», как пишется в тексте «Рабочей концепции одаренности»: «. это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние

предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности» [«Рабочая концепция одаренности», с. 5]. Принято выделять три категории одаренных детей.

Первая категория одаренных детей, с высокими показателями по уровню общей одаренности.

Вторая группа одаренных, дети достигшие успехов в каких-либо областях деятельности.

Одаренные юные музыканты, художники, математики, спортсмены давно завоевали себе право на специальное обучение. Эту категорию детей чаще называют талантливыми.

К третьей категории одаренных можно отнести детей, хорошо обучающихся в школе («академическая одаренность»).

К примеру, из статей в республиканском журнале «Ватандаш» можно прочитать о талантливых людях нашей республики, корни «креативности» которых начинается в детстве. Эльмира Хасанова, шахматистка, в 5 лет получила II место среди школьников (№3,2004). 30-летняя Зухра Павлова – первая обладательница Диплома лауреата Государственной молодежной премии РБ по техническим наукам (№3,2004). Сарвар Сурина (я ее знала со студенческих дней, они жили в нашем общежитии, дружили - друзья моих родителей, – драматург (поставлены спектакли, писатель, мать 4 детей, свою первую пьесу «Гармонь» она написала в школьном периоде. Все они успешно учились в школе, учителя обращали внимание на особость учениц, уделяли им внимание, развивая их способности.

Учителям, психологам и родителям необходимо помочь одаренным детям выражать свою индивидуальность при этом, не забывая, что одаренные дети скудеют помыслами, когда давят на их психику, лишают их права выбора.

При работе с одаренными детьми учителю необходимо помнить, что их учебная активность на уроках должна грамотно и постоянно подпитываться.

Им импонируют схемы, опоры, которые задают энергичный темп уроку, где учащиеся сами составляют правила, выполняют много практических заданий.

Им надо чаще предлагать задания, где увеличение объема сопровождается увеличением трудности, а также творческие, нестандартные задачи и задачи связанные с необходимостью  сформулировать проблему.

Нередко встречаются родители, учителя, воспитатели, которые ценят прилежание, послушность, аккуратность выше оригинальности, смелости, независимости действий и суждений. Своеобразное подтверждение этой мысли нашли американские ученые, изучившие под этим углом зрения

биографии 400 выдающихся людей. В исследовании обнаружено, что 60% из них имели серьезные проблемы в период школьного обучения в плане приспособления к условиям школьной жизни.

Каждый одаренный ребенок неповторим, но при всем индивидуальном своеобразии реальных проявлений детской одаренности существует много черт, характерных для большинства одаренных детей, причем наряду с глубинными, скрытыми от непрофессионального взгляда, довольно много

таких, которые часто проявляются в поведении ребенка, в его общении со сверстниками и взрослыми, и конечно же, в познавательной деятельности.

Особого внимания заслуживают те качества, которые существенно отличают одаренных детей от их условно «нормальных» сверстников. Знание их необходимо для адекватного построения педагогической задачи.

В раннем детском возрасте (от 1 до 3 лет) ребенок, как известно, научается ходить, а затем и говорить, что чрезвычайно расширяет его деятельные контакты со взрослыми, со средой и возможности проявлять свою активность.

В ходе усвоения действий с предметами, в дальнейшем - и оценочных суждений, понятий, самих способов «думания», т. е. как бы делая своим опыт,

передаваемый ему окружающими, ребенок к то же время приобретает и собственный опыт деятельности.

Уже к концу раннего детства у него обнаруживается стремление действовать самостоятельно (даже там, где он еще явно не может обходиться без помощи старших). Сознание собственных желаний («я хочу», попытки справиться своими силами приводят к новому уровню отношений к людям, вещам, занятиям. Все это формирующийся внутренний мир, влияющий на степень и своеобразие активности ребенка.

В годы дошкольные (от 3 до 7 лет, рост активности проявляются очень ярко: малыши пытаются непрестанно действовать, тянутся к впечатлениям, стремятся говорить. Ребенок испытывает потребность применять и развивать свои новые возможности. В эти годы активность выступает в расположенности к играм, к фантазированию – характерной черте детства. В них ребенок проявляет инициативу, испытывает желанную полноту нагрузки, наслаждается открытием нового.

Во второй половине дошкольного возраста, возможно систематическое обучение, приобщение к различным видам искусства; многие дети обнаруживают расположенность к конструированию. Опора таких занятий – активность детей, которые в большинстве тянутся к умственной нагрузке, не

выносят безделья.

Высокая умственная активность обнаруживается, в частности, в легкости возникновения новых (иногда не только для самого ребенка) ходов мысли, в домыслах, необычных суждениях. То, что у детей подчас возникают неожиданные сопоставления и обобщения, рождаются продукты мышления,

которые несут на себе печать оригинальности, вероятно, в значительной мере объясняется нехваткой у них закрепившихся способов анализа, готовых штампов, новизной для них самой умственной работы. Можно ли считать такого рода проявления творческими? Да, если иметь в виду не обязательно значимость того, что при этом создается, а самый поиск, собственную

инициативу ребенка.

Таким образом, и те признаки «творческого начала», которые отличают детей с ранним умственным подъемом, представляют собой более резко выраженные проявления особенностей ума, свойственных всем детям.

Годы возрастного созревания - это определенная последовательность сензитивных периодов. Очень характерен в этом отношении период овладения речью, когда каждого нормального ребенка отличают необыкновенная чуткость к языку, активность в отношении языковых форм. В ранние годы дети с легкостью, очень охотно осваивают новые для них слова обороты.

У дошкольников кроме их особой расположенности к усвоению языка ярко выражены любознательность («возраст почемучки», активность образного и эмоционального воображения - частые и частые и неожиданные проявления изобретательности в играх, в сочинении сказок

Многие исследователи обращают внимание на особую важность возрастного периода от 2 до 7 лет в психосоциальном и познавательном развитии. Кант (1961, Пиаже (1955, 1962, Блум (1964) и Шэффер (1980) отмечают важность окружения в создании необходимого фона для оптимального развития ребенка. Маккарти (1980) в сборнике о воспитании детей самого раннего возраста указызает, что время поступления в школу может быть периодом наибольших стрессов для одаренного ребенка, периодом наибольшей асинхронности стадий развития (Perez, 1980). А Дэвид Фелдман (1979) отмечает, что высокоодаренные дети не показывают замечательных достижений при отсутствии интенсивной и длительной педагогической поддержки.

Литература:

Грязева В. Г., Петровский В. А. Одаренные дети: экология творчества. – Москва-Челябинск:

ИПИ РАО, ЧГИИК, 1993. – 40 с.

Матюшкин А. М. Концепция творческой одаренности. // Вопр. психологии. - 1989. - №6. –

с. 29-33.

Шумакова Н. Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей. // Вопр.

психологии. - 1996.- №3.- с. 34.

Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк, М. : 1991.

Каптерев П. Ф. «Аристократия ума в школе и жизни»// образование. 1901, №4, С. 83-93.

Одаренный ребенок, №5, 2002, с. 6-17"

07.02.24

Публикации по теме:

Фотоотчет «Дошкольники сдают ГТО»Фотоотчет «Дошкольники сдают ГТО» "Дошкольники сдают ГТО"фотоотчет инструктора по физической культуре АНО ДО "Планета детства "Лада" д/с 134 "Веснушки" Тятюшкиной С. Е. 19.

Фотоотчет о проведении спортивного праздника «Дошкольники, вперед!»Фотоотчет о проведении спортивного праздника «Дошкольники, вперед!» В нашем Багратионовском районе проводилась спартакиада, в которой принимали участие педагоги и младший персонал. В рамках этого мероприятия,.

Конспект открытого занятия в старшей группе по развитию речи «Трудолюбивые дошкольники» .

Консультация «Дети и дорога»Консультация «Дети и дорога» Лучший способ сохранить свою жизнь и жизнь своего ребенка на дорогах – соблюдать правила дорожного движения! Воспитание у детей навыков.

Консультация для родителей «Дети и наш пример»Консультация для родителей «Дети и наш пример» Чем меньше дети, чем большее значение имеет для них пример взрослого. Сила примера в его наглядности и конкретности, что отвечает таким.

Консультация для воспитателей «Что делать, когда дошкольники говорят неправду?» Дети, бывает, говорят неправду. Это известно каждому педагогу. И мы знаем, с чем это связано: ребёнок хочет нравиться; ребёнок не хочет.

Мои одаренные родители группы! (фотоотчет)Мои одаренные родители группы! (фотоотчет) Здравствуйте,уважаемые гости моей странички! Русская земля всегда славилась мастеровыми людьми. Вот и среди родителей моей группы есть.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Одаренные дети: дошкольники»
Опубликовано: 7 февраля 2024 в 18:22
+61Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Одаренные дети: дошкольники»» (включая файлы) размещена пользователем Гюзель Альбертовна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 26.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 июня. День памяти и скорби. Передвижка «День памяти и скорби»

22 июня мы чтим память о трагическом дне начала Великой Отечественной войны. Расскажем детям, как это было.

20 июня. День наблюдения за облаками. Передвижка «Облака»

Сегодняшний праздник посвящен созерцанию облаков. Научим дошкольников разбираться в облаках, а главное, замечать красоту, которая нас окружает.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД