Лучший педагог года

Организация и проведение русских народных подвижных игр в разных возрастных группах детского сада

Ильичева Ольга
Организация и проведение русских народных подвижных игр в разных возрастных группах детского сада

Консультация «Организация и проведение русских народных подвижных игр в разных возрастных группах детского сада».

Народные подвижные игры должны обеспечить разностороннее развитие моторной сферы детей, а также способствовать формированию их умений действовать в коллективе, ориентироваться в пространстве, выполнять действия в соответствии с правилами или текстом игры. Поэтому надо использовать народные подвижные игры не только разнообразные по содержанию, но и по организации детей, по сложности согласования движений.

Публикация «Организация и проведение русских народных подвижных игр в разных возрастных группах детского сада» размещена в разделах

Содержание игр должно соответствовать уровню развития и подготовленности играющих, быть доступным и интересным для них. обеспечивает повторение и закрепление усвоенных ранее навыков и умений.

Итак, первое требование, которым надо руководствоваться при отборе русских народных подвижных игр - соответствие содержания игровых действий, правил возрастным особенностям детей, их представлениям, умениям, навыкам, знаниям об окружающем мире, их возможностям в познании нового.

Надо стремиться к тому, чтобы игровые образы были понятны и интересны детям. Это могут быть уже знакомые образы (кот, птичка). С неизвестными персонажами малышей легко познакомить, используя картинку, игрушку, сказку, книжку (медведь, лиса, заяц и др.). Важно, чтобы движения персонажей игр были разнообразны, но доступны для исполнения маленьким детям. Поэтому необходимо, чтобы им был хорошо знаком персонаж, которому они подражают. В работе с малышами рекомендуется использовать и игры с небольшим текстом, который подсказывает детям движения и заменяет в игре правила («Сидит зайка белый», «По ровненькой дорожке», и др.).

Очень важно иметь в виду, что разнообразие двигательных заданий обеспечивается не только тем, что в каждой игре используется новое по характеру движение, но и тем, что в нескольких играх одно и то же движение выполняется при разном построении и в разных ситуациях. В одной игре дается ходьба группой, в другой - ходьба по кругу, взявшись за руки, в третьей игре детей приучают ходить парами или врассыпную. Можно также разнообразить и бег : дети могут бегать в одном направлении, врассыпную, убегать от ловящего на свои места и т. п.

Педагогический эффект народной подвижной игры во многом зависит от соответствия ее определенной воспитательной задаче. Так, если перед воспитателем стоит задача научить детей согласованно действовать в коллективе, двигаться на большой площади, то для этой цели более всего подойдут игры сюжетные, такие как «Гуси-гуси», «Филин и пташки». Если же ставится задача по развитию, например, равновесия у детей, то в данном случае больше всего подойдут игровые упражнения «По тропинке», «Через ручеек».

Подбирая игры, воспитатель должен учитывать состав группы детей, группу здоровья всех воспитанников, а также самочувствие и настроение каждого ребенка. Немаловажным является и момент прихода ребенка в детский сад, после какого - либо перенесенного заболевания, с ослабленным иммунитетом. Медицинская сестра и воспитатель должны внимательно наблюдать за самочувствием таких детей в ходе занятий физической культурой и в частности в ходе проведения подвижных игр. Следует учитывать и общее состояние группы. Если дети возбуждены, лучше провести спокойную, малоподвижную игру, правила которой требуют от них определенного внимания («Где звенит колокольчик?», «Пройди тихо» и др.). Если же дети долго сидели на занятии, им необходимы активные действия. В этом случае нужно выбрать игру, в которой движения разнообразны, часто меняются в соответствии с сюжетом и правилами («Кот и мыши», «День и ночь», «Коршун» и др.).

Выбор игры зависит также от времени года, погоды, температуры (в помещении или на участке, одежды детей, имеющегося оборудования и т. д.

При выборе игры нужно учитывать, в какое время дня она проводится. Подвижные игры разного характера следует сочетать с играми и занятиями, которые имеют место в режиме дня.

Русские народные подвижные игры можно проводить с дошкольниками ежедневно. В утренние часы, до завтрака, особенно в летний период, воспитатель может провести игры с несложными заданиями, простые игры спокойного характера с небольшими группами детей или с некоторыми детьми индивидуально. Народная подвижная игра, организованная со всей группой детей, может заменить утреннюю гимнастику. Обычно такая форма проведения утренней гимнастики используется в каникулы, которые проходят у дошкольников несколько раз в год (в соответствии с Основной общеобразовательной программой каждого ДОУ). Такая игровая форма проведения утренней гимнастики может быть использована в начале года во второй младшей группе, когда в коллективе много новых детей. Игра привлекает их своей эмоциональностью, возможностью активно действовать, выполнять движения в меру своих способностей. Наиболее полезны и целесообразны подвижные игры на свежем воздухе, в конце прогулки (в соответствии с санитарными правилами и нормами). Лишь в ненастную погоду (сильный дождь, ветер, холод) игры надо организовывать в помещении, но при этом желательно использовать зал, так как в групповых комнатах не всегда возможно полноценно провести подвижную игру с большим количеством детей. На прогулке в первую половину дня проводятся разные по характеру русские народные подвижные игры. Их количество и длительность в отдельные дни недели не одинаковы. При подборе игр учитываются предшествующие занятия. Так, после занятий по ознакомлению с окружающим, рисованию, лепке целесообразно провести игру с более активными действиями. Однако после занятий, потребовавших от детей сосредоточенного внимания, не рекомендуется разучивать новые игры. Не исключаются подвижные игры и в дни, когда есть музыкальные и физкультурные занятия. В такие дни подбирают подвижные игры с менее активными действиями. В режиме дня подвижные игры могут быть организованы как со всей группой, так и по подгруппам. Это зависит от характера игровых действий, количества играющих, их подготовленности, условий проведения и других факторов. Так, если детей в группе много, а места в помещении или на площадке недостаточно, организуют игры по подгруппам. Для обеспечения достаточной двигательной активности детей в режиме дня, в соответствии с основной общеобразовательной программой каждого детского сада, разрабатывается режим двигательной активности дошкольников, в котором необходимо выделять место для русских народных подвижных игр. В дни, когда проводятся физкультурные занятия, длительность подвижных игр может быть несколько сокращена. В другие дни (без физкультурных занятий) следует проводить подвижные игры в сочетании с различными физическими упражнениями. Их общая длительность увеличивается. На вечерней прогулке можно проводить подвижные игры, как со всей группой детей, так и с небольшими подгруппами, желательны игры малой подвижности. Для этого времени хорошо подходят игры с текстом, с пением, хороводные. Наиболее благоприятными сезонами для проведения подвижных игр на воздухе являются поздняя весна, лето и ранняя осень. В это время могут быть использованы игры с самыми разнообразными двигательными заданиями. Однако летом в прохладную погоду проводятся игры, в которых дети должны быть активны; в жаркие, душные дни желательны игры более спокойные, так как дети быстро перегреваются, потеют, устают, и у них пропадает желание участвовать в играх.

Значительные затруднения вызывает проведение народных подвижных игр с детьми на участке в зимнее время, ранней весной и поздней осенью. Тяжелая одежда и обувь затрудняют их движения, делают неповоротливыми, неловкими. В этот период возможны самые простые игры с несложными движениями, чаще всего с ходьбой и не слишком быстрым бегом, например «Колечко», «Молчанка», «Солнце и месяц». Большое количество снега на участке ограничивает свободное пространство, поэтому игры с детьми удобнее проводить небольшими подгруппами. Поскольку, в зимнее время многие игры не могут быть проведены на участке с достаточной эффективностью, необходимо во второй половине дня, проводить подвижные игры в помещении - в групповой комнате или в спортивном зале. На участке же зимой следует уделить больше внимания играм в снежки, катанию на санках, строительству снежных крепостей. Все это будет способствовать активизации самостоятельной деятельности детей, обогащению их двигательного опыта, повышению их интереса к прогулке и более длительному пребыванию на свежем воздухе.

Если дошкольники идут на экскурсию или в поход, то при проведении русских народных подвижных игр в это время следует использовать особенности окружающей местности: пригорки, пеньки, канавки, поваленные деревья. Они могут служить препятствиями, преодолевая которые дети приобретают многие полезные навыки, приучаются управлять своими движениями в различной обстановке. Малыши учатся ловко пробегать между деревьями, проходить по узкой тропинке, взбираться на пеньки, сходить с них, перешагивать невысокие препятствия. Двигательный опыт детей обогащается, совершенствуются функциональные возможности детского организма.

Народные подвижные игры обязательно включаются в занятия физической культурой. Они проводятся после упражнений в основных движениях с целью повышения физиологической нагрузки и эмоциональности занятия. Для этой цели подбираются игры, требующие активных действий всех детей одновременно, например «Дедушка рожок», «Корзинки». Одна и та же игра может повторяться на 2-3 занятиях подряд, затем используется новая, а через несколько занятий можно, снова возвратиться к первой игре. В занятие физической культурой дошкольников могут быть включены две игры. Одна, более подвижная, в основную часть, вторая, более спокойная, в заключительную часть занятия; цель последней - успокоить детей, несколько снизить физиологическую нагрузку, полученную ими в основной части. Например, на одном занятии могут быть проведены такие две игры : русская народная игра «У медведя во бору» (где все дети активно бегают, приседают, где имеется момент ловли, особенно увеличивающий активность и эмоциональность детей) и «Летит - не летит» (в которой дети при назывании летающего объекта машут руками).

Чтобы воспитатели могли заинтересовать детей русской народной подвижной игрой, они должны, прежде всего, сами знать историю их появления, их воспитательное значение. Основным условием успешного внедрения народных подвижных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, методикой педагогического руководства такими играми.

Публикации по теме:

Алгоритм действия взрослого и детей на этапах освоения проектирования. Специфика проектирования в разных возрастных группах Как вы знаете, проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самодеятельность, конкретное творческое дело,.

Конспект музыкального занятия в старшей группе детского сада «Путешествие в страну русских народных инструментов» Конспект музыкального занятия в старшей группе детского сада на тему: «Путешествие в стану русских народных инструментов». Цель: Расширение.

Консультация для родителей «Значение тематических уголков в группах детского сада» Детский сад - это второй родной дом для ребенка куда он приходит не только играть, гулять, но и знакомиться с окружающим миром, получать.

Консультация «Организация проведения занятий по развитию речи в разных возрастных группах» Формирование правильной речи ребёнка является одной из основных задач дошкольного образования. Детский сад готовит детей к школе. Речь занимает.

Методика организации и руководства играми в разных возрастных группах Методика организации и руководства играми в разных возрастных группах. 2 мл. группа: Методика - в этом возрасте д/и помогают детям лучше.

Методика проведения занятий по обучению рассказыванию по игрушкам и предметам в разных возрастных группах. Методика проведения занятий по обучению рассказыванию в разных возрастных группах и приемы обучения. Младший дошкольный возраст Занятия.

Нетрадиционные техники рисования во всех возрастных группах детского сада Нетрадиционные техники рисования во всех возрастных группах детского сада. Подготовила: воспитатель 1 категории - Бортулева И. Н. «Дошкольное.

Консультация «Организация подвижных игр в детском саду» Подвижная игра – сознательная, двигательная активность ребенка, предполагающая точное и своевременное выполнение заданий которые связаны.

Памятка «Содержание уголка книги в разных возрастных группах» ПАМЯТКА «СОДЕРЖАНИЕ УГОЛКА КНИГИ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ» Младшие группы Средние группы Старшие, подготовительные группы Задачи: Воспитатель.

Развивающие занятия педагога-психолога в рамках проекта «Космос» в разных возрастных группахРазвивающие занятия педагога-психолога в рамках проекта «Космос» в разных возрастных группах С 6 по 10 апреля в нашем дошкольном образовательном учреждении проходил проект " Космос". В рамках этого проекта я провела тематические.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация и проведение русских народных подвижных игр в разных возрастных группах детского сада
Опубликовано: 11 ноября 2015 в 20:33
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД