Получи документы

Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной организации в условиях введения ФГОС ДО

Татьяна Николаева
Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной организации в условиях введения ФГОС ДО

Консультация

на тему: «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды

дошкольной образовательной организации

в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

Актуальность

Развитие ребенка - дошкольника совершается в процессе воспитания и обучения, то есть в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогом в разнообразных формах его общения со взрослыми и сверстниками. Для этого вокруг ребенка создается специальная педагогическая среда, в которой он живет и учится самостоятельно. В этой среде дошкольник развивает свои жизненные функции, формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учит упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, получает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками, на собственном опыте приобретает знания.

Публикация «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной организации в условиях введения ФГОС ДО» размещена в разделах

Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной образовательной организации (в группе) предоставляет каждому ребенку равные возможности для его всестороннего развития. Но не всякая среда может быть развивающей. Пространство, организованное для детей в образовательной организации, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности (например, стихийность при отборе пособий, непродуманность, нерациональная организация, жесткость зонирования среды, нарушение эстетической гармонии).

Нельзя сказать, что требования к предметно-пространственной среде ДОО не разрабатывались ранее. Напротив, эти требования есть, но проблемная ситуация как раз и заключается в том, что они исходят из разных «ведомств» и противоречат друг другу. Эти требования принадлежать разным позиционерам, представления которых о предметно-пространственной среде образовательных организаций значительно расходятся. Адресатом всех этих противоречивых требований являются педагоги-практики.

На сегодняшний день существуют три группы таких требований.

Первая группа – требования управленческих структур к организации развивающей предметно-пространственной среды ДОО. Они исходят из сложившейся педагогической традиции, определенной многодесятилетним существованием единой образовательной программы, как для школьной, так и для дошкольной ступени образования. Эти требования зачастую идут вразрез с изменившимися представлениями об оптимальной организации образовательного процесса.

Вторая группа требований – психологические концептуальные требования ученых-исследователей к организации развивающей предметно-пространственной среды, исходящие из общих возрастно-психологических тенденций развития и учитывающие современной движение к гуманизации образовательного процесса. Эти требования не соотносятся с наличным «субстратом» образовательных организаций, то есть предполагают материальную базу (здания и оборудование, которая еще не существует в действительности, и в этом смысле являются довольно утопичными (невозможно реализовать их в массовой практике не только сейчас, но и в ближайшие десятилетия).

Работы, в которых выдвигаются такого рода принципиальные принципы, очень абстрактны и не выступают руководством для конкретного проектирования среды (не могут быть переведены в сферу непосредственного применения).

Работа с пространством представляется как бы вне компетенции воспитателя. Он может позволить себе заниматься лишь мелкими усовершенствованиями и не посягает на большее, или ему не позволяет большего администрация детского сада. Для воспитателей открыт лишь очень узкий аспект изменения предметной среды з- художественно-оформительский. Абстрактные же психологические принципы, предлагаемые теоретиками, никак не связываются в сознании педагогов-практиков с реальным пространством образовательной организации, где царят другие «законы».

Эти «Законы» связаны с третьей группой требований к предметно-пространственной среде. Они представлены в нормативном документе, носящем имя «Санитарные правила и нормы» для дошкольных образовательных учреждений (далее СанПиН, которые во многом противоречат современным теоретическим представлениям о целесообразных формах и содержании образовательного процесса.

Дело в том, что притязания СанПиН выходят далеко за рамки санитарно-гигиенических требований и совершенно необоснованно вторгаются в сферу организации самого образовательного процесса, диктуя, какую подбирать мебель, как ее расставлять, как и какие занятия проводить с детьми и т. п. СанПиН претендует на то, чтобы выступать единым «законным» проектировщиком предметно-пространственной среды, требуя ее жесткой унификации и образовательных организациях в соответствии с нормативами.

Прежде всего надо признать, что принципы конструирования предметно-пространственной среды в образовательных организациях должна задавать психолого-педагогическая концепция современного образования. Она должна быть поставлена во главу угла – как верховный «закон» для профессионалов-проектировщиков и педагогов-практиков.

Притязания СанПиНа должны быть умерены и введены в рамки «обслуживающих» образовательный процесс рекомендаций (ограничены сферой только санитарно-гигиенических требований).

Исходя из фундаментальных психологических концепций и исследования восприятия предметно-пространственной среды (С. Л. Новоселова, В. А. Петровский и др.) можно выделить несколько принципов конструирования развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовании.

Принцип полифункциональности среды – предметно-пространственная среды должна открывать множество возможностей для совместной деятельности взрослого с детьми и самостоятельной детской активности, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной.

Принцип трансформируемости среды связан с ее полифункциональностьюь – это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от многофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством).

Принцип вариативности – сообразно характеру современного образовательного процесса должен быть представлен рамочный (стержневой) проект предметно-пространственной развивающей среды как прототип для разнообразных конкретных вариантов среды, разрабатываемых уже самими педагогами-практиками.

В целом в настоящее время принципы подбора развивающего материала обозначены, имеются рекомендации по примерному предметному обеспечению игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности в разных группах детского сада.

Традиционное стабильное зонирование по конкретным видам материалов, с отдельной доминирующей учебной зоной, то есть многофункциональное дробление пространства, не годится, так как помимо того, что в групповом помещении недостаточно для этого места отсутствует однозначное соответствие между видом культурной практики и материалом. Многие материалы многофункциональны – они могут использоваться и для игровой, и для продуктивной, и для исследовательской деятельности.

На взгляд авторов, пространство группового помещения должно быть разделено на три части:

1) рабочая зона – включает легкие столы (на двоих, соединяющиеся в общий стол, или большой стол трансформер; передвижную двустороннюю доску (на колесиках); на стеллажах, открытых полках шкафов, легких столах – изобразительные, бросовые материалы настольные конструкторы – для продуктивной деятельности; объекты для экспериментирования (в том числе песок-вода, образно-символические и нормативно-знаковые материалы – для познавательно-исследовательской деятельности;

2) активная зона – связана с активным движением, возведением крупных игровых построек и включает небольшой, легко перемещающийся ковер; на стеллажах и легких столах игрушки разных сюжетно-образующих типов, в том числе напольные тематические строительные наборы, переносные игровые макеты – для сюжетной игры; крупные напольные конструкторы – для продуктивной деятельности;

3) спокойная зона – включает небольшой ковер, легкие банкетки или диван-трансформер, один-два легких столика; на стеллажах, открытых полках шкафов, легких столах – подборка художественных текстов по возрасту, с хорошими иллюстрациями – для чтения художественной литературы; книги познавательного характера, тематические альбомы, словари, атласы, образно-символические и нормативно-знаковые материалы – для познавательно-исследовательской деятельности; настольные игры с правилами, наборы для сюжетной режиссерской игры – для игровой деятельности.

При формировании развивающей предметно-пространственной среды очень важно учитывать принципы ее построения, рекомендованные Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Принцип активности предоставляет возможность совместного участия взрослого и ребенка в создании окружающей среды, которая может легко изменяться и трансформироваться. В групповых комнатах можно оборудовать центры песка и воды, мастерские, использовать ширмы. Для организации совместной деятельности обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы – магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее, большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

Принцип стабильности-динамичности ориентирован на создание условий для изменения в соответствии со вкусом, настроениями и возможностями детей. Игровые комнаты для детей каждой возрастной группы – это зона стабильности.

Желательно, чтобы все игровые блоки имели выход в универсальную игровую зону – это помещение с высокой степенью трансформируемости пространства, с большим разнообразием предметного наполнения, здесь же возможно создание тематических зон (например, мягкая мебель, как часть игровой).

Принцип комплексирования и гибкого зонирования реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

Игровые тематические зоны или центры, секторы (общения, сюжетно-ролевых игр, строительно-конструктивных игр, театральной, изобразительного искусства, развития сенсорики, речи и грамотности, экспериментирования и исследований, спортивный) позволяют детям объединяться подгруппами по общим интересам, месту отдыха, месту уединения.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Индивидуальный развивающий маршрут для детей 3–4 лет в соответствии с ФГОС» «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ РАЗВИВАЮЩИЙ МАРШРУТ» Примечание: Основанием для создания индивидуального маршрута может выступать диагностика достижений.

Инновационные подходы к созданию развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требования ФГОС «Инновационные подходы к созданию развивающей предметно-пространственной среды ДОО в соответствии с требованиями ФГОС» «Предметно развивающая.

Консультация для педагогов «Современные подходы к трудовому воспитанию в ДОУ в соответствии с ФГОС» Целью приобщения детей к трудовому воспитанию, является формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста. Включаясь.

Консультация для педагогов «Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС» Консультация для педагогов Подготовила: Палей О. Н. Слайд 1 Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии.

Консультация для педагогов «Особенности построения пространственной среды в соответствии с ФГОС до» Консультация для педагогов «Особенности построения развивающей предметно пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО» Вопрос организации.

Наполнение центров развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС (вторая группа раннего возраста)Наполнение центров развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС (вторая группа раннего возраста) Доброго времени суток гость моей странички. В нашем ДОУ решили оформить паспорта групп по ФГОС. Сегодня я предлагаю наполнение центров РППС.

Консультация «Обеспечение эмоционального благополучия дошкольников в соответствии с ФГОС» 1. Эмоциональное благополучие дошкольников как составляющее первой задачи ФГОС. 1.1. ФГОС, его документальная основа, основные принципы.

Консультация для воспитателей «Приоритетное направление работы дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС ДО» Кто из нас не помнит детский сад, куда ходил ребенком? Именно в этих красочных, уютных стенах мы переживаем свой первый внедомашний опыт,.

Консультация «Психолого-педагогическая работа в ДОУ в соответствии с ФГОС» В советский период наше государство всячески подчеркивало социальную функцию дошкольного учреждения - освобождение женщины-матери для участия.

Консультация для педагогов «Предметно-развивающая среда в соответствии с ФГОС» Предметно-развивающая среда в ДОУ в соответствии ФГОС. В современном мире происходят большие изменения, такие изменения не обошли стороной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной организации в условиях введения ФГОС ДО
Опубликовано: 10 ноября 2015 в 12:06
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД