Любовь Ванина-Казачёк
Консультация «Познавательно исследовательская деятельность. Экспериментирование»
▼ Скачать + Заказать документы
Говоря о познавательно – исследовательской деятельности, подразумевается, активность детей, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
Основной особенностью познавательной деятельности детей является то, что дети познают объект в ходе практической деятельности с ним, а осуществляемые им практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Некоторые учёные выделяют опытно – экспериментальную деятельность, как ведущую деятельность дошкольного возраста.
Публикация «Консультация „Познавательно исследовательская деятельность, Экспериментирование“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Консультации для родителей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребёнок – дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя интерес к исследовательской деятельности, к экспериментированию. Опыты в свою очередь помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяют наглядно показать связь с живым и неживым в природе.
В чём же отличие опыта от экспериментирования :
1) Последовательность (эксперимент призван подтвердить гипотезу, а опыт закрепить её на практике)
2) Множественность (единичное исследование – эксперимент, множественное - опыт)
3) Цели (при проведении эксперимента перед детьми возникает определённая цель, а опыт может осуществляться спонтанно)
В общем, разница не является существенной, данные слова могут использоваться в качестве синонимов. Практика показала, что и в опытах, и в экспериментировании дети с большим удовольствием принимают участие, проводят разнообразные исследования, необходимо лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы.
Структура эксперимента
1. Осознание того, что хочешь узнать.
2. Формулирование задач исследования.
3. Продумывание методики эксперимента.
4. Выслушивание инструкций и критических замечаний.
5. Прогнозирование результатов.
6. Выполнение работы.
7. Соблюдение правил безопасности.
8. Наблюдение результатов.
9. Фиксирование результатов.
10. Анализ полученных данных.
11. Словесный отчет об увиденном.
12. Формулирование выводов.
Требования к объектам центра экспериментирования
1. Безопасность для здоровья и жизни детей.
2. Открытость и доступность.
3. Разнообразие материала.
4. Эстетичность.
5. Соответствие содержания возрасту детей.
6. Привлекательность материала.
Требования к объектам, используемым в опытах и экспериментах
1. Безопасность объектов для детей.
2. Максимальное соответствие избранного объекта целям и задачам,
решаемым в ходе эксперимента.
3. Объекты, используемые в опытах, должны быть знакомы детям.
4. Выбранные объекты должны соответствовать возрасту детей.
В зависимости от характера наблюдений и экспериментов их проведение в режиме дня может быть разным.
Случайные эксперименты.
Проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе на участке, в центре природы в группе. Случайные эксперименты специальной подготовки не требуют.
Плановые эксперименты.
К деятельности по экспериментированию воспитатель готовится заранее: определяет задачи эксперимента, выбирает объект, продумывает приемы и методы руководства экспериментом.
Эксперименты как ответ на детские вопросы.
К проведению таких опытов привлекается либо тот ребенок, который задал вопрос, либо его товарищи. Выслушав вопрос, воспитатель не отвечает на него, а советует ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение.
Самостоятельная исследовательская работа детей способствует развитию их инициативы, повышает образовательную и воспитательную ценность опытов.
Если работа не сложна, она проводится как случайный эксперимент; если же требуется значительная подготовка, воспитатель ее планирует.
Детское экспериментирование имеет большой потенциал. Преимущество заключается в том, что оно даёт реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта.