Ремзие Сейтумерова Сейтбелялова
Развитие личности ребенка дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры в условиях дошкольного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
воспитатель Сейтбелялова Р. Р.
Актуальность проблемы. Игра является ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста, вызывающая в его психике качественные изменения. В игре ребенком приобретаются социальные навыки общения, взаимодействия со сверстниками, не говоря о том, что в процессе игровой деятельности происходит проникновение ребенка в мир взрослых людей.
Публикация «Развитие личности ребенка дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры в условиях дошкольного учреждения» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Психологи рассматривали проблему становления и развития сознания и психики, вводя в неё понятие деятельности. Данный подход во многом поменял представления о движущих силах психического развития и принципы выделения его отдельных стадий. Педагоги среди всех видов деятельности отмечают игровую как ведущую деятельность, в которой формируются основные качества личности. Исходя из социальной сущности игры, они считали необходимым активно руководить детскими играми.
Целью статьи является выявление особенностей влияния сюжетно-ролевой игры на развитие личности ребенка дошкольного возраста в условиях детского сада.
Постановка проблемы. Проблемой развития личности детей дошкольного возраста занимались многие выдающиеся детские психологи – Д. Б. Эльконин [9], Л. И. Божович [1], А. В. Запорожец [3], П. Я. Гальперин, В. С. Мухина. А. Н. Леонтьев [4] отмечал, что важнейшим психологическим новообразованием, возникающим к концу возраста, является соподчинение
мотивов. Л. И. Божович, развивая эту мысль А. Н. Леонтьева, подчеркивала, что у детей дошкольного возраста возникает не просто соподчинение мотивов, а относительно устойчивое внеситуативное их соподчинение. Вместе с тем во главе возникшей иерархии становятся специфически человеческие, т. е. опосредствованные по своей структуре, мотивы [7, с. 145]. У дошкольника они опосредствуются, прежде всего, образцами поведения и деятельности взрослых, их взаимоотношениями, социальными нормами, фиксированными в соответствующих нравственных инстанциях, реализованных в игровой деятельности.
Анализ публикаций. В отечественной психологии и педагогике богатые традиции изучения игры, опирающие на работы Р. И. Жуковской [2], А. В. Запорожца [3], А. Н. Леонтьева [4], Д. В. Менджерицкой [6], А. П. Усовой [8], Д. Б. Эльконина [9]. Сегодня научный уровень исследования развития личности в игре характеризуется наличием сложившейся теории игры, возможности дальнейшего развития которой во многом, обусловлены стремлением исследователей, разрешить исходные противоречия, заложенные в фундаментальных основаниях этой теории Т. А. Марковой [5, с. 515] и Д. Б. Эльконина [9].
Сюжетно – ролевая игра является ведущей для детей с трех до семи лет. Именно в ней успешнее развиваются и достигают более высоких уровней личность, психические процессы, разные виды деятельности. Сюжетно-ролевая игра ребенка в своем развитии проходит несколько стадий, последовательно сменяющих друг друга: ознакомительная игра, отобразительная игра, сюжетно-отобразительная игра, сюжетно-ролевая игра, игра-драматизация. Каждая стадия характеризуется определенным новообразованием в развитии личности ребенка дошкольника.
Опыт работы в детском саду показывает, что младшие дошкольники имитируют предметную деятельность – режут хлеб, трут морковку, моют
посуду. Они поглощены самим процессом выполнения действий и подчас забывают о результате - для чего и для кого они это сделали.
Для средних дошкольников главное – отношения между людьми, игровые действия производятся ими не ради самих действий, а ради стоящих за ними отношений. Поэтому пятилетний ребенок никогда не забудет "нарезанный" хлеб поставить перед куклами и никогда не перепутает последовательность действий – сначала обед, потом мытье посуды, а не наоборот.
Для старших дошкольников важно подчинение правилам, вытекающим из роли, причем правильность выполнения этих правил ими жестко контролируется. Игровые действия постепенно теряют свое первоначальное значение. Собственно предметные действия сокращаются и обобщаются, а иногда вообще замещаются речью ("Ну, я помыла им руки. Садимся за стол!").
Сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте, являясь ведущим типом деятельности, определяет развитие всех существенных сторон личности ребёнка, подготавливает переход в новый период развития. Д. Б. Эльконин выделяет четыре линии влияния игры на психическое развитие ребёнка :
1. развитие мотивационно-потребностной сферы;
2. преодоление познавательного «эгоцентризма» ребёнка;
3. развитие умственных действий;
4. развитие произвольности действий [9, с. 319].
Основные новообразования развития мотивационно-потребностной сферы определяются эмоционально-действенной ориентировкой ребёнка в мире социальных отношений, мотивов, задач и смыслов человеческой деятельности.
Сюжетно-ролевая игра, обеспечивающая отрыв смысла от действия создаёт определённые условия для начала иерархизации мотивов. Соподчинение мотивов является важнейшим новообразованием в развитии
личности дошкольника. Возникающая иерархия мотивов придает определенную направленность своему поведению ребенка. По мере ее развития появляется возможность оценивать не только отдельные поступки ребенка, но и его поведение в целом. Если главными становятся общественные мотивы поведения, соблюдение нравственных норм, ребенок в большинстве случаев будет действовать под их влиянием, не поддаваясь противоположным побуждениям, толкающих его на то, чтобы, например, солгать или обидеть другого.
Возможность управлять своим поведением связана с такими действиями, когда цель и мотив не совпадают. Например, по методике Н. И. Непомнящей можно предложить детям изготовить бумажные коврики (цель) в подарок малышам, порадовать их (мотивировать). Как показало исследование, детям в таких случаях нужна образная опора мотива. Это может быть взрослый, который предложил сделать подарок. И даже коробка, в которой понесут коврики. Но без образной опоры, без взрослого и без коробки, просто красить полоски и делать коврики дети подолгу не могут.
Ситуация существенно меняется, если скучному действию придать игровой мотив: не просто убирать игрушки, а поставить на полочки «чтобы все они телевизор смотрели»; не просто собирать разбросанные обрезки бумаги, а собирать «траву для коровки».
Таким образом, в младшем дошкольном возрасте отдельные игровые действия носят имитационно-обучающий характер. Ребенок данного возраста нацелен на выполнение игровых (имитационных) действий, но не на результат. Уже в среднем дошкольном возрасте появляются взаимосвязанные игровые действия, имеющие чёткий ролевой характер. На данном возрастном этапе ребенку важен результат взаимосвязанных действий, а не только действия. В старшем дошкольном возрасте на первый план выходит подчинение правилам. Этот этап характерен отображением в игровых действиях отношений между людьми (подчинение, сотрудничество, техника
игровых действий условна. Ребенок в процессе сюжетно-ролевой игры учится полноценному общению со сверстниками, учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов - "хочу" начинает подчинятся "нельзя" или "надо". В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо); формируются новые мотивы и потребности (игровые мотивы, потребность в самостоятельности).
Литература:
1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М. : инфра-М, 1998. – 126 с.
2. Жуковская Р. И. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя детского cада, - М. : Просвещение, 1989. – 57 с.
3. Запорожец А. В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника. К. : Либедь, 1998. – 356 с.
4. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. : Педагогика, 1975. – 315 с.
5. Маркова Т. А., Тумакова Г. А. Учите детей в игре. М. : Просвещение, 1983. – 515 с.
6. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. /Под ред. Марковой Т. А. [Текст]. - М. : Просвещение, 1982, – 439 с.
7. Семенюк Л. М. Хрестоматия по возрастной психологии : учебное пособие для студентов/Под ред. Д. И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. – Москва: Институт практической психологии, 1996. – 304 с.
8. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей/Под ред. А. В. Запорожца. - М. : Просвещение, 1976. – 96 с.
9. Эльконин Д. Б. Психология игры. – 2-е изд. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 360 с.