ольга пирожкова
Консультация: Речевой центр в группе.
▼ Скачать + Заказать документы
Речевой центр может располагается вместе литературным центром.
Для центра речевого развития необходимо место, достаточное для смены положения ребенка: занятий сидя на полу или на ковре, движений в различных направлениях в ходе сюжетных подвижных игр, занятий за столами и т. п.
В группах центр речевого развития может быть организован вместе с центром для театрализованных игр. В них отводится место для режиссерских игр с пальчиковым театром, театра на рукавичках, театра шариков и кубиков, настольного театра, стендового театра, костюмов для игр-драматизаций. Для театрализованных игр подбираются различные куклы-бибабо, режиссерские куклы, плоскостные изображения кукол, деревьев, речки и т. п. Для разыгрывания сказки или игровой ситуации на плоскости используется ковролинограф или фланелеграф. Такого рода игры влияют не только на формирование грамматического и лексического строя речи, но и на воспитание звуковой культуры речи, развития ее мелодико-интонационной стороны.
Публикация «Консультация: Речевой центр в группе,» размещена в разделах
В центре речевого развития при работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста рекомендуется обращать большее внимание на дидактические материалы и пособия, связанные с развитием лексической стороны речи, формированием словаря и слоговой структуры речи.
Для этого используются комплекты:
- игрушек (дидактические, образные, наборы игрушек,
- предметных картинок и открыток по основным лексическим темам («Грибы», «Лекарственные растения» «Друзья детей», «Кто это?», «Домашние птицы», «Дикие животные», «Зверюшки-музыканты», «Звери наших лесов», «Зима на носу», «В мире животных», «Животные Севера», «Птицы вокруг нас», «Птичьи следы» и др. ,
- различного типа лото («Домашние животные и птицы», «Дикие животные», «Ботаническое лото», «Зоологическое лото», «Веселое лото», «Лото на 4-х языках», «Звуковое лото» и др. ,
- картины для упражнения детей в правильном звукопроизношении и т. д.
Обязательными элементами содержания центра в среднем и старшем дошкольном возрасте должны быть результаты их творческой деятельности: альбомы детских загадок, книжки детских сказок, портреты литературных героев, сделанные детьми в процессе проектной деятельности книжки и альбомы являются хорошим средством активизации творческих проявлений детей и упражнением для речи: дети «озвучивают», воспроизводят тексты, используя свои средства выразительности речи.
Перечень материала для речевых уголков в группах детского сада
ЗКР
Материал для развития речевого дыхания: «Вертолетики», «Остудим чай», «Подуем на снежинки», легкие воздушные игрушки, кораблики и др.
Предметные картинки на различные звуки,
на дифференциацию звуков (ш-с, з-ж, ц-ч, б-п, д-т, г-к, т-ть, д-дь, н-нь)
Игры для совершенствования навыков языкового анализа («Слоговое лото», «Определи место звука», «Подбери слова», «Цепочка звуков» и др.).
Грамстрой
Игры для совершенствования грамматического строя речи
- Д/и на словообразование (сахарница, хлебница, масленка, солонка и т. п.);
- Д/и: «Назови части предмета», «Бывает - не бывает», «Небылицы», «Что потом», «Что перепутал художник?», «1-2-5»(согласование существительных с числительным) и др.
Иллюстрации с обозначением действий, эмоциональных состояний: «Кто что делает?», «Кто как работает?»; с обозначением прилагательных: «Какой, какая, какие, какое»
Картинки с предлогами
Развитие словаря
наборы картинок или альбомы на лексические темы: «Одежда», «Мебель», «Овощи-фрукты», «Посуда», «Транспорт», и т. п.
Д/и на обобщающие слова: «Назови одним словом», «Что лишнее?» (игрушки, посуда, овощи и др.)
Речевые ребусы, кроссворды, шарады
Развитие связной речи
Схемы, пиктограммы, планы для составления рассказов
Сюжетные картинки (4-5 наборов): «Что за чем?», «Придумай сказку», «Опиши картинку» и т. п.
Подготовка к обучению грамоте
Раздаточный материал (на подгруппу) для обучения звуковому анализу, делению на слоги
Кубики с буквами,
разрезная азбука,
«Говорящая азбука», разные виды букв
Настольно-печатные игры по обучению грамоте (лото, домино и т. п.)
Материалы для звукового и слогового анализа и синтеза
Разные виды театра (количество разных видов театра):
Театр: пальчиковый, настольный, на фланелеграфе, «Бибабо»
Компьютерные программы по развитию речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста и др.
Книжный уголок
любимые книги детей, книги по сезону, по «Программе», народный фольклор;
энциклопедии по природе, естествознанию, портреты писателей
альбом детского словотворчества; рисунки детей по прочитанным произведениям
детские журналы.
Видеотека сказок по программе
Фонотека сказок по программе
Картотеки:
загадок, скороговорок, пословиц, устного народного творчества (песенки, потешки, стихи, артикуляционной гимнастики, речевых игр