Лучший педагог года

Консультация «Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода»

Ирина Щепетинникова
Консультация «Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода»

Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода в ДОО компенсирующего вида.

Проблема социального развития подрастающего поколения, личности ребенка, как в общественном контексте, так и в воспитании и образовании, сегодня становится особенно актуальной.

Учет социальных факторов, потребностей воспитанников, их включенность в образовательное пространство определяют становление субъектной позиции.

Публикация «Консультация „Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода“» размещена в разделах

Рассматривая социально-педагогическое сопровождение, следует отметить, что это двухсторонний процесс, где педагог и его воспитуемый формируют в себе важнейшие нравственные качества, имея свою самобытную индивидуальность.

Социально-педагогическое сопровождение отличается от педагогической поддержки, хотя идея социально-педагогического сопровождения формировалась из таких понятий, как помощь, поддержка, защита.

Содействие саморазвитию личности, при соотношении социализации и индивидуализации в аспекте педагогической поддержки, рассматривалось в исследованиях О. С. Газмана, Т. В. Анохиной, В. П. Бедерхановой, Н. Ю. Корневой, Л. Л. Олиференко и др.

В педагогической поддержке отношения взрослого и ребенка рассматриваются как товарищеские, создается ситуация свободы, роста и развития, а не полной зависимости от взрослого. Сопровождение (исследования Е. А. Александровой, Н. Б. Крыловой) – процесс консультирования, поощрения максимальной самостоятельности личности.

Социально-педагогическое сопровождение позволяет гуманизировать педагогическое пространство насколько это возможно, имеет направленность на формирование субъектной позиции.

Оно ориентировано на предупреждение проблемных ситуаций, их диагностику и создание условий для принятия решения. Важной особенностью социально-педагогического решения является опора на внутренние ресурсы сопровождаемого, а целью – сопровождать процесс и заложить в него механизмы самореализации, саморазвития, саморегуляции, самозащиты, а также адаптации, необходимых для становления личности ребенка.

Позиция педагогов по отношению к сопровождаемому – деятельностная. Важно создать необходимые условия для проявления субъектности личности, готовности оказать любую форму содействия, «идти рядом».

Педагогический процесс в условиях социально-педагогического сопровождения должен быть личностно-ориентированным, а педагог, его осуществляющий, – обладать высокими моральными установками, в совершенстве владеть профессиональными умениями.

Что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в мир, стал счастливым, добрым и уверенным? В этом сложном процессе становления многое зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он в будущем найти свое место в жизни, реализовать имеющийся потенциал.

Способствовать созданию социально-благополучной среды для детей – одна из основных задач педагогов ДОО и, в частности, ДОУ компенсирующего и комбинированного видов.

Дошкольное образование детей с ОВЗ возможно только с учетом их особых образовательных потребностей, направлено на создание таких принципиально новых условий, при которых педагоги и специалисты определяют пути и средства организации образовательного процесса, оказывают профессиональную помощь и сопровождение.

Социально-педагогическое сопровождение выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, коррекции,социализации.

Наше ДОУ компенсирующего вида посещают дети с ограниченными возможностями здоровья, отстающие от сверстников в речевом, психофизическом, интеллектуальном развитии, дети-инвалиды.

С открытием в ДОУ группы «Особый ребенок» с 2016 года, перед педагогическим коллективом возникла необходимость в изменении подходов к обучению и воспитанию детей с особыми потребностями. Одним из путей реализации этой задачи является образовательная инклюзия, которая рассматривается как средство социально-педагогической реабилитации не только ребенка, но и его семьи.

Создание доступной среды и организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ – вот те приоритеты, над которыми мы интенсивно работаем сегодня.

В штате учреждения - специалисты: педагог-психолог, дефектолог, логопед, тьютор.

Последовательность сопровождения такова :

• специалисты организуют сбор данных о воспитаннике, истории его развития,

• Территориальная ПМПК определяет адаптированную программу развития и дает необходимые рекомендации,

• психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) разрабатывает содержание деятельности и включает обсуждение специалистами особенностей развития и социальной адаптации, сложившейся образовательной ситуации, разработку и реализацию общей стратегии и конкретных тактик включения ребенка с особыми потребностями в образовательную среду.

• специалисты сопровождения, руководствуясь рекомендациями ПМПК, медико-социальной экспертизы, ИПРА, определяют основные направления коррекционно-развивающей работы с учетом структуры нарушения.

Далее для каждого ребенка разрабатывается ИОМ, с учетом ИПРА, периодичность и количество развивающих занятий, формы проведения, включение в групповые занятия, коррекционные мероприятия. АОП составляет каждый специалист. Тьютор также ведет дневник наблюдений и создает портфолио воспитанника.

Таким образом, создается модель включения ребенка с ОВЗ в образовательное пространство, которая соответствует его индивидуальным возможностям, учитывает особые потребности и элементарные коммуникативные навыки.

Осуществление междисциплинарных связей взаимодействия всех специалистов проходит через деятельность ТПМПК и ПМПк, основываясь на реализацию договора совместной деятельности. Это позволяет своевременно определить условия включения конкретного ребенка в среду сверстников, объединить усилия всех педагогов в системе непрерывного сопровождения. Целостное видение проблемы всеми участниками сопровождения, и особенно ПМПк, позволяет разработать общую педагогическую стратегию, индивидуальную адаптированную программу развития, с учетом рекомендаций и пожеланий всех педагогов и специалистов.

Разработанный ИОМ, при междисциплинарных связях – это система конкретных совместных действий основных педагогов, специалистов, родителей, включенных в образовательный процесс. А индивидуальная коррекционно-образовательная программа развития – документ, отражающий и закрепляющий эту систему на определенный период.

Психолого-педагогическое сопровождение имеет цикличность и включает 4 этапа:

• 1-ый – диагностический;

• 2-ой – поисково-вариативный;

• 3-ий – практико-действенный;

• 4-ый – аналитический.

Диагностический - изучение особенностей развития, оценка развития ребенка с учетом состояния здоровья и возможностей. Каждый педагог: педагог-психолог, дефектолог, логопед, воспитатель, - исследует уровневые возможности детей, специфику поведения в разных видах деятельности.

Поисково-вариативный – определение стратегии комплексного сопровождения, детальное определение образовательных потребностей с учетом рекомендаций ТПМПК, совместное обсуждение проблемы относительно особенностей индивидуального развития ребенка. Каждый из специалистов предлагает свой вариант маршрута сопровождения. В результате сопровождение приобретает характер командного междисциплинарного подхода.

Практико- действенный - осуществление коррекционной работы согласно разработанному маршруту. При необходимости специалисты разрабатывают и корректируют рекомендации, создают специальные образовательные условия. Также фиксируется динамика продвижения.

Аналитический – проведение анализа эффективности деятельности специалистов, педагогов, плана реализации ПМПк, оценка эффективности сопровождения ребенка в целом во всех аспектах.

Системный междисциплинарный подход, учитывающий общность аналитических подходов различных специалистов консилиума и педагогов группы, выражается в следующем:

• опоре на единую научно-методическую концепцию в понимании нормативного и нарушенного развития ребенка;

• общем междисциплинарном языке в трактовке тех или иных результатов диагностики;

• разработке взаимодополняющей коррекционно-развивающей программы;

• открытости информации для специалистов, работающих с ребенком и его семьей;

• едином календарно-тематическое планировании;

• проведении коррекционно-развивающих занятий на материале, включенном в содержание программы;

• конфидициальности.

Обеспечение эффективного взаимодействия всех субъектов инклюзивного образовательного процесса является одним из важнейших условий успешного включения детей с ОВЗ и их родителей в образовательную среду учреждения, адаптации к новым условиям.

Родители получают конкретные рекомендации, привлекаются к участию в реализации ИОМ в части взаимодействия. Совместное обсуждение проблем содействует взаимопониманию и осознанию трудностей и перспектив коррекционно-образовательной работы.

Такое построение социально-педагогического сопровождения позволяет целенаправленно и эффективно организовать коррекционно-развивающий процесс в группах компенсирующей направленности.

Публикации по теме:

Консультация «Сопровождение ребёнка с ОВЗ в условиях ДОУ» «Сопровождение ребёнка с ОВЗ в условиях ДОУ» В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования.

Проект «Педагогическое сопровождение музыкально одаренных детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ» Актуальность проблемы: Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ общеразвивающей направленности .

Психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях современной ДОО Современные тенденции модернизации системы образования диктуют необходимость организации психолого – педагогического сопровождения детей,.

Психолого-педагогическое сопровождение родителей (законных представителей) детей с ОВЗ и детей-инвалидов Психолого-педагогическое сопровождение родителей (законных представителей) детей с ОВЗ и детей-инвалидов как одно из условий успешной социализации.

Психолого-педагогическое сопровождение семей, находящихся в социально опасном положении Роль семейного окружения в процессе психического развития ребенка дошкольного возраста является главной. Безусловно, внутрисемейные отношения.

Психолого-педагогическое сопровождение восприятия детей с нарушением зрения в условиях дошкольного учреждения Научная статья. Психолого – педагогическое сопровождение восприятия детей с нарушением зрения в условиях дошкольного учреждения Аннотация.

Психолого-педагогическое сопровождение восприятия детей с нарушением зрения в условиях дошкольного учреждения Научная статья. Психолого – педагогическое сопровождение восприятия детей с нарушением зрения в условиях дошкольного учреждения Аннотация.

Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации инклюзивной практики в образовательных организациях На сегодняшний день в системе инклюзивной практики российского образования происходят большие преобразования. Все изменения и вводимые новшества.

Эссе «Психолого-педагогическое сопровождение социально-коммуникативного развития дошкольников» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад № 235» Шевцова Кристина Сергеевна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода»
Опубликовано: 16 ноября 2018 в 21:04
+126Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 44.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД