Ольга Дымшакова
Консультация «Технология самосбережения здоровья и жизненного оптимизма в работе со старшими дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы
В уставе всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рассматривает понятие «здоровье» не только биологическую, но и как социальную категорию. В преамбуле устава ВОЗ приведено следующее определение: «Здоровье – это состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие».
Публикация «Консультация „Технология самосбережения здоровья и жизненного оптимизма в работе со старшими дошкольниками“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Старшая группа
- Темочки
По результатам статистических данных, физически зрелыми рождаются не более 14% детей, а уже к 6-7 годам то есть ко времени поступления в школу, лишь каждый пятый ребёнок, может считаться абсолютно здоровым. Перечисляя факторы нездоровья подрастающего поколения, мы забываем об одном, весьма существенном: это неумение самих детей быть здоровыми, незнание элементарных законов здоровой жизни, несформированность основных навыков сбережения здоровья.
Основные компоненты деятельности по самосбережению здоровья (с учётом психофизического развития дошкольника) :
• Свобода движений, дыхания (рекреация,
• Проявление эмоций (релаксация,
• Творческое самовыражение ребёнка (катарсис)
• Учёт индивидуальных и возрастных особенностей детей
Специалистами ВОЗ были предложены следующие профилактические модели, которые можно использовать в воспитательной работе со старшими дошкольниками по здоровьесбережению :
Улучшение здоровья
Альтернативная деятельность
Обучение жизненным навыкам
Модель улучшения здоровья предполагает овладение навыками саморегуляции физического состояния и самочувствия, способами владения собой, внутренний самоконтроль, способность взаимодействовать на свой организм, самообладание, умение восстанавливать свои душевные и физические силы, способность фиксировать изменения в себе, чувство самосохранения, умение поддерживать своё эмоциональное состояние.
Модель альтернативной деятельности предполагает, что детям может быть предложена позитивная деятельность (занятия разнообразными видами спорта, бальными и современными танцами, художественная деятельности, занятия, знакомящие детей с разными оздоровительными техниками). Необходим индивидуальный подбор деятельности в соответствии со специфическими личностными потребностями ребёнка. Эта модель подразумевает преодоление разного рода препятствий и вызывает сильные положительные эмоции и чувства, способствует формированию позитивного отношения к жизни.
Модель обучения жизненным навыкам создаёт условия для перехода к самопомощи, происходит сознательный отказ от позиции «Я не могу» к формированию оптимистической жизненной позиции «Я смогу справиться со своими жизненными трудностями».
Жизненный опыт старшего дошкольника складывается под влиянием окружающих его условий и людей, а также собственной жизнедеятельности. Этот опыт имеет ярко выраженное этическое начало (что такое хорошо и что такое плохо). Технология этического соотнесения (сформулирована российским учёным заслуженным деятелем науки РФ В. М. Шепелем) определяет тематику воспитательно-профилактической работы со старшими дошкольниками по здоровью сбережению : она ориентированна на нравственно прочувствованное и осмысленное отношение 1) к природе, 2) к своему телу, 3) к самому себе, 4) к людям.
Специфика тем определяет выбор пакета здоровьесберегающих технологий, среди которых:
Игротехнология;
Рекреация – технология восстановления физических сил;
Релаксация – технология снятия нервно-психического и мышечного напряжения;
Катарсис – технология восстановления духовных сил, укрепления нравственного здоровья.
Здоровьесберегающие технологии сводятся в одну систему – технологию самосбережения здоровья и жизненного оптимизма.
Пути реализации технологии самосбережения здоровья и жизненного оптимизма :
• Моделирование проблемных ситуаций, требующих проявления интеллектуальной и нравственной активности ребёнка;
• Активная рекреационная нагрузка – подвижные игры, в которых необходимы согласованные действия, взаимопомощь, коллективные усилия;
• Самомассаж для активизации биологически активных точек;
• Психофизические игры (игры-погружения, игры-перевоплощения, спонтанные танцы);
• Релаксация для снятия эмоционального и физического напряжения, формирования этических установок;
• Музыкотерапия;
• Использование возможностей голосового аппарата для снятия напряжения и формирование успешной деятельности;
• Активизация самостоятельной деятельности (ролевые игры, беседы, драматизации);
• Использование возможностей театра
• Коллективная творческая деятельность, созидающая единое групповое поле;
• Выражение чувств художественно-эмоциональным языком: с помощью рисунков, ассоциаций, музыки и т. д.