МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Вежливость воспитывается вежливостью»

Ольга Михалева
Консультация для педагогов «Вежливость воспитывается вежливостью»
▼ Скачать + Заказать документы

Важный элемент человеческой культуры – речевой этикет. В детском саду воспитатели обращают внимание на обучение детей вежливости, учат их правилам речевого этикета. Хотя невозможно скрыть и того, что нередко взрослые разрешают себе по отношению к ребёнку или в его присутствии не совсем изысканные слова, выражения, которые тут же детьми перенимаются и «пускаются в обращение». Потом за такие высказывания их – к большому удивлению – наказывают. «Дети – увеличительные стёкла зла,- как-то заметил Л. Н. Толстой, - Неправильные, грубые слова взрослых они услышат быстрее, чем вежливые, т. к. последнее для детей привычнее, чем первые…». Современный подход к ребёнку, как к личности, нуждающейся в понимании, в уважении её интересов и прав, делает проблему воспитания вежливости особенно актуальной. Поэтому очень важно, чтобы «этикетными» способами установления контактов с людьми владели в полном объёме, как родители, так и педагоги. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – эти задачи выходят на первое место в воспитательной работе. Но добиться положительных результатов в воспитании этического поведения можно только при условии, что эта работа ведётся с раннего возраста систематически и целенаправленно, с использованием различных форм, средств и методов воспитательного воздействия. Понятия этики и эстетики в педагогическом процессе всегда взаимосвязаны. Нельзя научить ребёнка добру, не сформировав у него понятий «красивое» и «некрасивое», не сформировав эмоционального протеста против зла, который в этом возрасте бывает особенно выразителен под воздействием произведений литературы, искусства. В детсаду дети общаются друг с другом до 10 часов в день. Во время общения и проходит обмен способами и навыками общения, умениями ролевого речевого поведения. Ежеминутно в течение всего дня дети учатся у взрослых и друг у друга речевому поведению, характерным жестам, мимике. Конечно, этикет только одно из многочисленных средств общения, но особо значимое и ценное. Замечено, что педагог часто учит не тому, что говорит, а как говорит, как общается, как относится к детям, коллегам. Нередко воспитатель требует вежливости к себе, особого внимания, но не умеет слушать, поблагодарить ребёнка или извиниться перед ним. У этикета есть словестные и несловесные средства («волшебные» слова и взгляды, рукопожатия, позы, жесты, интонации, манеры, поступки). Важно обучить детей всему, что связано с этикетом, но особенно важно наполнить детский словарь словестными средствами. Самых распространённых «вежливых» слов, которые всегда должны быть в «запасе», всего-то около тридцати. Задание для взрослых: посчитайте свой запас, а потом детский. Между ними присутствует самая непосредственная, прямая зависимость - «чем больше отдаёшь, тем больше получаешь…». Так что же мы отдаём из своего «волшебного запаса» в течение дня воспитанникам? Вспоминаем и считаем! Утром – «Доброе утро», «Я рада тебя видеть», «Здравствуй», «Как ты себя чувствуешь?». За завтраком, обедом, ужином : «Приятного аппетита», «Благодарю», «Спасибо», «Позволь за тобой поухаживать», «Всё было очень вкусно». Во время общения – «Разреши», «Будь добр», «Пожалуйста», «Извини», «Позволь», «Если тебя не затруднит», «Прошу прощения». После тихого часа – «Как спалось?», «Как твоё здоровье?». Вечером – «Добрый вечер», «До свидания», «До завтра», «Счастливого пути», «Всего хорошего», «Всего доброго», «Доброй ночи», «Приятных снов». Воспитанием вежливости педагоги детского сада занимаются во время всех режимных моментов, на любых занятиях и вне их. В практике ДОУ предпочтение часто отдаётся таким методам, как прямое объяснение этикетных норм, убеждение, разъяснение / разговоры, беседы/. Не умаляя значения такого способа, как разъяснение детям правил этикета и этикетного поведения, необходимости их соблюдения, всё же самым действенным, на мой взгляд, способом воспитания вежливости и речевого этикета после личного примера взрослого, является ролевая и театрализованная игра. Велика роль художественной литературы, которая даёт образцы нравственности, вежливого поведения и наоборот. Не следует забывать о значении дидактических картин в развитии словаря и связной речи, в усвоении норм и способов общения. Само содержание серий этических картин даё т такую возможность: дети обсуждают поведение, поступки героев, как надо поступать, что сказать в том или ином случае. Любая совместная продуктивная деятельность даёт возможность формировать положительное отношение к партнёрам, использовать правила речевого этикета. Беседовать при удобном случае на темы важности и полезности, необходимости соблюдения правил. Воспитание вежливого человека предполагает не только развитие речевых навыков, но не в меньшей степени и навыка внимательного слушания. В заключение хочется процитировать слова В. Г. Белинского, которые актуальны и по сей день: «Обращайте ваше внимание не столько на истребление недостатков и пороков в детях, сколько на наполнение их животворящей любовью. Будет любовь – не будет пороков. Истребление плохого без наполнения хорошим – бесплодно: это производит пустоту, а пустота беспрестанно наполняется пустотою же; выгоните одну, явится другая. Первоначально же воспитание должно видеть в дитяти не чиновника, не поэта, не ремесленника, но человека, который мог бы впоследствии быть тем или другим, не переставая быть ЧЕЛОВЕКОМ …»

Публикация «Консультация для педагогов „Вежливость воспитывается вежливостью“» размещена в разделах

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Вежливость воспитывается вежливостью» Автор: Кузьминская Ирина Александровна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №16"Знайка" г. Горячий Ключ Краснодарский край Консультация для родителей:.

Консультация для воспитателей. Обучение речевому этикету детей 4-го года жизни Все знают, что важным элементом человеческой культуры является речевой этикет В детском саду воспитателям необходимо обращать внимание на.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Вежливость воспитывается вежливостью»
Опубликовано: 24 февраля 2015 в 18:03
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Вежливость воспитывается вежливостью»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Михалева (УИ 257198) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД