Наталья Волкова
Консультация «Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Ситуация в обществе сегодня складывается таким образом, что возникает необходимость не только в улучшении условий для сохранения жизни и здоровья детей, но и в поиске эффективных форм и методов работы с самими детьми, в более тесном сотрудничестве их с родителями, взаимодействии дошкольного учреждения с общественными организациями. Тем самым обеспечивается снижение социальной дезадаптации подрастающего поколения, предупреждение и (или) снижение последствий возможных чрезвычайных ситуаций, формировании культуры безопасного поведения дошкольников.
Публикация «Консультация „Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Безопасность в быту, ребенок один дома. Консультации
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
Воспитание такой культуры предполагает овладение навыками корректного поведения в разнообразных ситуациях, предупреждение и преодоление потенциально опасных ситуаций, формирование готовности использовать этот опыт в постоянно меняющихся условиях, чему способствует нравственная, психологическая, коммуникативная, экологическая и физическая готовность.
Содействовать формированию культуры безопасного образа жизни целесообразно именно в дошкольном возрасте, когда такие возрастные и психофизиологические особенности, как чрезвычайная любознательность и эмоциональность, подвижность и физическая слабость по сравнению со взрослыми людьми, незнание и непонимание подстерегающих человека опасностей и неумение прогнозировать последствия своего поведения при встрече с ними, а также недостаток у дошкольников самостоятельного опыта взаимоотношений с людьми, природными явлениями и обитателями, техникой и пр. вызывают множество проблем, часто приводящих к печальным последствиям.
Создавая условия для воспитания культуры безопасного поведения у дошкольников, необходимо содействовать овладению каждым ребенком навыками безопасного поведения в процессе бытовой, игровой, двигательной, коммуникативной и других видов деятельности. Не менее важно психологически подготовить ребенка к появлению в его жизни данной ситуации, что позволит ему в нужный момент сконцентрироваться и принять правильное решение.
Педагог должен прежде всего ставить перед собой задачи:
1. Создавать условия для формирования у дошкольников следующих компетенций:
- предвидение опасных последствий сложившейся ситуации;
- психологическая готовность к действиям;
- адекватное реагирование на ситуацию.
2. Содействовать овладению деятельность по сохранению своей жизни и здоровья, а также жизни другого на уровне самостоятельности (по своей инициативе что-либо делать, без помощи взрослых и адекватно оценивать полученный результат).
3. Психологически подготовить детей к вероятности возникновения различного рода опасных ситуаций.
Акцентировать внимание педагога:
- на формировании у детей позиции уважения к себе и чувства самозащиты, бережного отношения к своей жизни, здоровью и потребности в безопасном и здоровом образе жизни;
- на формировании у дошкольников знаний об общепринятых нормах поведения;
- на овладении ими умениями и навыками правильного поведения, направленными на ликвидацию и профилактику опасных ситуаций.
В результате проделанной работы у детей должны сформироваться следующие умения и навыки:
навык самосохранения (вторая младшая группа);
владение способами поведения, позволяющими избежать неблагоприятных последствий (средняя группа);
умение оказать помощь другим в преодолении чрезвычайной ситуации, информировании других о вероятности тех или иных последствий (старшая группа);
оказание посильной помощи себе и пострадавшему в происшествии (подготовительная группа).
Работа по безопасности дошкольника осуществляется на основе следующих принципов:
системности: работа должна проводиться ежедневно в течение всего учебного года;
интеграции: данная программа должна выступать как часть комплексной программы развития дошкольников;
сезонности: следует учитывать местные условия, время года, особенности учреждения (например, наличие бассейна в ДОУ);
координации деятельности педагогов: деятельность педагогов должна быть скоординирована таким образом, чтобы избегать повторов и последовательно излагать материал;
преемственности: взаимодействие с ребенком в условиях ДОУ и семьи. Основной материал программы должен стать достоянием родителей, которые могут самостоятельно выступать активными участниками педагогического процесса;
доступности: материал, предоставленный детям, должен соответствовать их возрастным особенностям;
развивающего воспитания («Зона ближайшего развития» Л. С. Выготского). Ребенок обязательно выскажет какое-то мнение, совершит определенное действие прим помощи или поддержке взрослых, если он осознает позицию и примет ее как свою. Далее он уже сможет сформировать свое мнение или принять участие в деятельности коллектива. Но это должно быть именно участие, а не конформное следование чужим требованиям.
Оптимальными методами являются проблемное и игровое обучение. Используются также метод убеждения, игровые и развивающие методы, медом побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости, метод эвристических и поисковых ситуаций.
Предметно-развивающая среда включает: уголок безопасности, дидактические игры, настольно-печатные игры, иллюстрированный материал, познавательную литературу для детей в книжном уголке наглядную информацию для родителей.
Существует несколько направлений. Одно из них безопасность дома.
Работа по данному направлению начинается с пожарной безопасности в доме. Акцентируется внимание ребенка на медицинских препаратах, детей учат аккуратно обращаться с колюще-режущими предметами, бытовой химией.
Предметы быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей, делятся на три группы:
- предметы, которые находятся в зоне доступа ребенка и которыми категорически запрещается пользоваться (газовые плиты, печка, электрические розетки, спички, включенные электроприборы);
- предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, колюще-режущие инструменты);
- предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно их научить правильно обращаться (иголка, ножницы, нож).
Ребенок 3 лет должен усвоить, что предметами первой группы могут пользоваться только взрослые. Здесь, как нигде, уместны прямые запреты. Ребенок ни при каких обстоятельствах не должен самостоятельно зажигать спички, включать плиту, прикасаться к включенным электрическим приборам. При необходимости прямые запреты могут дополняться объяснениями, примерами из литературных произведений (например, «Кошкин дом» С. Маршак, играми-драматизациями.
Проблемы безопасности детей в связи с предметами второй группы и правила их хранения являются содержанием работы педагогов с родителями.
Чтобы научить детей пользоваться предметами третьей группы, необходимо организовать обучающие занятия, проанализировать ряд проблемных ситуаций, провести занятие с элементами тренинга «Один дома» по выработке соответствующих навыков (в зависимости от возраста детей).
И снова необходимо напомнить детям, что, находясь дома, нельзя открывать двери постороннему человеку, отвечать на телефонные звонки, выходить из квартиры без предупреждения.
Кроме того, необходимо психологически подготовить детей к возможной опасности и сформировать у них определенный навык, который позволил бы правильно действовать в чрезвычайной ситуации. Его можно развить только через игру, проводимую под руководством специалиста. Экскурсии и развлечения, сюжетно-ролевые игры позволят не только проконтролировать уровень умений и навыков ребенка, но и поддерживать в дальнейшем его интерес к данной проблеме.