МААМ-картинки

Консультация «Экологический театр — инновационная технология экологического воспитания и речевого развития»

маргарита карпенко
Консультация «Экологический театр — инновационная технология экологического воспитания и речевого развития»

Консультация для педагогов

"Экологический театр- инновационная технология экологического воспитания и речевого развития"

Консультация предназначена для педагогов дошкольного образования.

Публикация «Консультация „Экологический театр — инновационная технология экологического воспитания и речевого развития“» размещена в разделах

Экологический театр открывает новые возможности творческого поиска педагогического коллектива МБДОУ № 53, результатом которого станут не только новые постановки, но, прежде всего, новые знания о планете Земля как общем доме, в котором мы живём, о соседях человека по планете, о взаимозависимости человека и природы. Дети-артисты будут размышлять об этом с детьми-зрителями. Ведь театр детям (и артистам, и зрителям) нужен как раз для того, чтобы они могли учиться думать и чувствовать.

Цель экологического театра :

- формирование экологического мировоззрения и активной жизненной позиции дошкольников;

- речевое развитие дошкольников средствами театра;

- развитие эмоционально-волевой сферы и творческих способностей дошкольников через игру-драматизацию;

Задачи экологического театра :

- привлечь внимание населения к проблемам окружающей среды;

- совершенствовать формы и повышение эффективности работы по экологическому воспитанию;

- развивать творческие способности детей;

- вовлекать детей в активную природоохранную деятельность.

ВЛИЯНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТЕАТРА НА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Экология, в переводе с греческого, наука о душе. Творческая деятельность – это составная часть духовного направления современного общества. Творчество – это не только созидание нового в духовной культуре, но и совершенствование человеком самого себя, прежде всего в духовной сфере. Самый распространенный вид детского творчества – это театральная деятельность. Она близка и понятна ребенку, как близка и понятна сама природа. Объединив театр и экологию, можно получить усиление влияния на морально-нравственное развитие ребенка.

Экологический театр наряду с другими несет в себе и серьезную воспитательную цель : объяснить детям необходимость бережного отношения к первозданной чистоте природы, показать неприглядность потребительского отдыха и подчас бессмысленность производств, загрязняющих все вокруг. Вся серьезная экологическая информация становится доступной благодаря яркому языку, фантастическим сюжетам, в которых есть и волшебство, и приключения, и неожиданности.

Инсценировки и спектакли на экологическую тематику направлены на то, чтобы вызывать сочувствие зрителей к природе, пробуждать их совесть, учить сохранять морально-нравственные ценности.

В процессе работы над экологическим спектаклем учитывается возраст зрителей, продолжительность пьесы, доступность для восприятия : спектакли перемежаются играми, зал становится активным участником событий, происходящих на сцене.

Экологический театр способствует развитию чувства коллективизма, ответственности, формирует опыт нравственного поведения. Занятия экологическим театром предоставляют возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним.

Во время работы над экологическим спектаклем дети имеют возможность приобрести новый опыт, расширить свой кругозор.

РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТЕАТРА В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Комплексное решение практических, образовательных и развивающих задач речевого развития дошкольника возможно лишь при условии не только воздействия на его сознание, но и проникновении в его эмоциональную сферу. У детей 4 лет преобладает произвольный вид памяти, при котором отсутствует сознательно поставленная цель. Память ребенка напрямую связана с интересом. Он качественно усваивает только то, что для него эмоционально значимо. Одним из способов воздействия на эмоции являются экологические театрализованные постановки. Роль театрализованных игр неоценима при запоминании новых грамматических и лексических конструкций, тренировке произношения. Тема окружающей среды близка детям, они чувствуют себя уверенно на ее фоне. Внесенные в обыгрывание сказочные персонажи активизируют речевую деятельность детей, повышается интерес к бытовой ситуации, а, следовательно, и прочное запоминание конструкции. Инсценировки помогают задействовать большое количество детей.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи. Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.

Некоторые преимущества экологических театрализованных игр :

1. С помощью инсценировок, рифмовок, обыденных ситуаций лучше усваиваются различные речевые конструкции.

2. Инсценировки способствуют развитию монологической и диалогической речи.

3. Инсценировки выступают как вид речевого общения, что способствует развитию коммуникативных навыков говорения.

4. Театрализованные игры приближены к естественной среде коммуникации, что способствует перенесению слов и выражений из контекстуального окружения в реальную жизнь, дети учатся беречь и любить природу.

5. Театрализованные постановки являются оптимальным вариантом контроля изученной лексики и грамматических конструкций.

6. Экологические театральные постановки способствуют сплочению детей, а также эстетическому воспитанию гармонически развитой личности, понимающей и принимающей закономерности природы.

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Обучение театрализованной деятельности проводится на основе общепедагогических принципов:

Принцип психологической комфортности – создание условий, в которых дети чувствуют себя «как дома», ориентация детей на успех и, главное, ощущение радости, получение удовольствия от самой деятельности

Принцип творчества (креативности) – максимальная ориентация на творческое начало, приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности

Принцип целостного представления о мире – личностное отношение ребенка к полученным знаниям, умение применять их в своей практике.

Принцип вариативности – развитие у детей вариативного мышления, т.

е. понимания возможности различных вариантов решения задачи. Этот принцип тренирует способность спокойно относиться к «тупиковым» ситуациям, умение искать выход из трудного положения, понимать, что безвыходных ситуаций практически не бывает; дает свободу творчества и самому педагогу, помогает находить бесконечное множество различных вариантов реализации требуемого содержания в работе с детьми.

Принцип минимакса – позволяет учесть индивидуальные особенности детей и обеспечить им продвижение вперед своим темпом.

Принцип системного подхода

Дидактические принципы используются постоянно и в системе.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ ДЕТСКОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СПЕКТАКЛЯ

Прежде, чем создавать детский экологический спектакль (ДЭС, воспитатель решает для себя три вопроса: ЧТО? КАК? и ВО ИМЯ ЧЕГО?

ЧТО? – ищет темы, ходит в экологические организации, ищит в газетах, следит за информацией. Темы должны быть актуальные.

КАК? – ходит в театры, смотрит телевизионные КВНы, «капустники» придумывает сам. Существует множество жанров: литературно-музыкальные композиции, пародии, обозрения, «живые картины», пьесы.

ВО ИМЯ ЧЕГО? – каждый выбирает для себя. Иногда спектакль ставится просто «для украшения» какого-то мероприятия. Такой ДЭС не всегда жизнеспособен. Если интересно самим – шансов больше. Но самая главная цель – экологическое просвещение населения. Если выбрана эта цель – детский коллектив добьётся успеха.

Актёрский состав

Наиболее удобный вариант – сделать ДЭС из детей старшей разновозрастной группы. Это будут дети с одинаковым режимом учебного времени, хорошо знакомые друг с другом.

Количество актёров экологического театра не превышает 8 – 12 человек.

Используется вариант «сборного состава» ДЭС: из младшей и старшей разновозрастных групп. Это даё т возможность привлечь самых талантливых детей: музыкантов, вокалистов, пластически одарённых ребят. Спектакли, сыгранные такими детьми будут более профессиональны. Минусы только в том, что трудно собирать детей на репетиции, возможны трения между взрослыми и малышами.

Принцип в подборе актёров – брать всех желающих, но не более 10 – 12 человек, причём в одном спектакле участвует только 5 – 8 детей. Такой подход даёт возможность создавать очень дружные, работоспособные и преданные «экологической идее» коллективы, хотя и приходится тратить больше времени на вокальные, пластические и прочие занятия.

Выбор темы

Существует 2 вида спектаклей – на местные актуальные темы и на всеобъемлющую тему «Люби природу».

Чаще используются темы местные. Зрители любят слушать о своих наболевших проблемах и их радует, что кто-то также озабочен их бедами и громко говорит об этом со сцены. Тема выбираеся по возрасту детей. Учитывается место выступления и подготовленность аудитории.

Подобрав документальную фактическую основу будущего сценария, определяется характер сценария. Он может быть сюжетный, монтажный, сюжетно-монтажный.

Сюжетный сценарий более всего напоминает традиционную пьесу. Все переделки известных сказок на экологический лад, а также сценарии, имеющие сквозной ход: инопланетянин попал на планету Земля или в детский сад; герою снится сон, в котором он попадает в прошлое или будущее.

Монтажныйсценарий строится на монтаже отдельных законченных сцен и миниатюр, а цельность сценария достигается при помощи стихотворных, музыкальных связок или ведущих.

Сюжетно-монтажныйсценарий заключается в существовании сюжетной линии, объединяющей отдельные самостоятельные сцены и эпизоды.

Особенно важно для экологических спектаклей придумать оригинальное начало, способное сразу привлечь внимание публики. Чаще всего это музыка или песня.

Недопустимо заканчивать спектакль мыслью «Всё плохо. Экологическая катастрофа неизбежна. Мы все погибнем». Необходимо оставлять зрителю надежду на лучшее и убеждать его в том, что катастрофы можно избежать, если всем вместе встать на защиту природы!»

Выразительные средства

ДЭС работает в жанре агитбригады и соблюдение законов этого жанра необходимо. Наличием в сценарии большого количества самостоятельных эпизодов диктуется ограниченное время для каждого из них – от 3 до 5 минут. Оптимальное время – 12 – 15 минут. Более длинным спектаклям трудно найти применение.

Спрессованность сценического времени не позволяет постепенно развивать характеры персонажей, прослеживать развитие действия. Персонажи должны быть узнаны и поняты сразу, в первые секунды. В ДЭС есть свои маски – Природа, Человек, Зелёный, Загрязнители и др.

Этапы обучения театрализованной деятельности

В экологическом театре участвуют дети с 3 – 4 лет, поэтому занятия проводятся в форме «игры в театр», только через игру дошкольники обучаются театральным умениям и навыкам. Работа идёт в два этапа.

I этап – развитие театральных умений и навыков сценического и актё рского мастерства через упражнения и творческие этюды:

- упражнения на развитие внимания и памяти, воображения, восприятия и мышления;

- различные упражнения на развитие речевого дыхания и выразительность речи, на развитие умения строить монологовую и диалоговую речь;

- этюды на выразительность жеста и пластичность движений, на воспроизведение отдельных черт характера и сопоставление основных эмоций…

Каждое занятие начинается с приветствия-ритуала. Это настраивает детей на доброжелательное отношение друг к другу: дети соприкасаются ладошками, носиками, ушками и т. д., приветствуя друг друга, и называют уменьшительно-ласкательным именем.

Далее идёт разминка, в которую включены упражнения:

- на развитие внимания : например «Дружные звери». Дети делятся на две подгруппы: слоны, обезьяны, кошки, каждой из которых даётся двигательное и речевое задание. Услышав название своего животного, выполняют действия, характерные для названного животного;

- на развитие воображения : например «Что в корзине?» : дошкольники «достают» из корзины воображаемый предмет ( можно на заданную тематику: фрукты, овощи, игрушки, остальные должны угадать, что это за предмет;

- упражнения с предметами: например «Фотография» : дети запоминают расположение предметов на столе – «фотографируют» взглядом, отворачиваются, ведущим меняется расположение предметов. Задание: определить, что изменилось и как.

Следующая часть занятия отводится упражнениям на развитие умений и навыковсценического мастерства. Ведь ребёнок должен понимать, что сказка становится интересней, если она будет понятна не только артисту, но и зрителю. Для этого необходимо:

- научиться правильно брать дыхание,

- грамотно произносить фразы,

- уметь отображать в речи характер и настроение героев спектакля.

Именно для этого используются такие упражнения, как:

- артикуляционная гимнастика;

- различные виды упражнений на развитие речевого дыхания :

обслуживание спокойной речи; обслуживание волевой, но сдержанной речи; обслуживание эмоциональной речи в быстром темпе;

- упражнения на развитие умения строить диалог «Вопрос-ответ»;

- скороговорки для развития речи, которые произносятся коллективно: сначала медленно, постепенно ускорять темп.

Не менее важна работа над развитием умений и навыков актёрского мастерства. На этом этапе дети учатся «выступать» перед зрителями. Дошкольники осознают, что не только голосом можно передать характер героя, но и жестом, мимикой, позой, движением. Через творческие этюды дети:

- раскрываются с самых неожиданных сторон,

- раскрепощаются,

- учатся двигаться свободно и красиво.

Главное – дать ребёнку возможность самостоятельно искать новые движения, позы для передачи образа, для чего используются такие упражнения, как:

- упражнения на выражение эмоций, их сопоставление: работа с пиктограммами: дошкольники мимикой отображают различное настроение, с использованием различных участков лица (бровей, глаз, губ, носа);

- творческие этюды: «Магазин игрушек» : дошкольники замирают в позе задуманной игрушки, ведущий подходит к «одной из них», хлопает и «игрушка оживает»; ведущий должен определить: что это за игрушка;

- творческие игры «Весёлые стихи» : дошкольникам предлагается подобрать рифму к слогам;

- этюды с куклами-марионетками.

Всегда отводится время для знакомства дошкольников с основами театральной культуры через беседы, экскурсии в театр, знакомство с творческими коллективами города Майкопа и спектаклями приезжих артистов. Ничто так не производит впечатления на детей, как выступления творческих коллективов, знакомство с театром «изнутри».

Закреплением в занятии служит продуктивная деятельность в виде:

- коллажа, когда дети совместно оформляют грядку самостоятельно нарисованными или вылепленными из пластилина овощами;

- аппликации, когда дошкольники выбирают пиктограмму, дорисовывают её и размещают в окошке заранее нарисованного домика, украшая жилище своего подопечного.

II этап – работа по созданию спектакля

На этом этапе необходимо помнить основные правила:

- не перегружать детей;

- не навязывать им своего мнения;

- не позволять одним детям вмешиваться в действия других;

- предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных детей.

Репетиционный процесс не следует затягивать. Долгая подготовка к спектаклю охлаждает творческий настрой детей, процесс подготовки им надоедает, настраивает на медленную работу, и к моменту премьеры актёры могут растерять весть кураж.

Работа по созданию спектакля:

1. Знакомство детей с пьесой.

Главное, чтобы она понравилась ребятам, а для этого важно прочитать её выразительно, интересно для дошкольников.

Потом идё т обсуждение: хорошо, когда дети высказывают своё мнение – это доказывает, что детям не безразлична судьба сказки. Они заинтересовались ей.

Дальше совместное обсуждение претендентов на роли, с учётом пожеланий детей, первые пробы, обсуждение результатов.

2. Работа с артистами.

Проводится индивидуально и по подгруппам.

- разучивание ролей,

- упражнения по ведению диалогов,

- работа над отдельными эпизодами спектакля в форме этюдов.

- освоение «сценического» пространства, работа «на зрителя».

3. Работа над спектаклем в целом:

- объединение всех действий;

- работа с декорациями;

- наложение музыкального материала;

- первый показ для зрителей (родители, педагоги, дети ДОУ);

- запись на видео, просмотр и обсуждение с детьми; - выступление в «социуме» (показ школьникам и т. д.).

Очень важно, что дети не только играют для себя, но и выступают «на публику». Они становятся увереннее в себе, умеют собираться перед выступлением, настраиваться на образ. И каждый раз, выступая перед зрителями, они осознают значимость той экологической идеи, которую несёт в себе экологический театр. Это уже не те дети, которые смогут безжалостно обломить ветку дерева, растоптать цветок, выстрелить из рогатки в птицу…

Именно в театре «рождается» и формируется полноценная творческая личность, способная ценить и беречь окружающий мир.

Изготовление декораций и реквизита для ДЭС

При изготовлении декораций и реквизита для ДЭС, удобство переноски и транспортировки должно быть главным: не следует ограничивать свободу передвижения экологического театра громоздким реквизитом. Изготовление декораций и реквизитов – коллективное творчество всех участников образовательных отношений: педагогов и воспитанников МБДОУ № 53, а также их родителей.

Специально для экологических спектаклей совместно с детьми готовятся программки (как в настоящем театре).

Музыка

Музыкальное оформление спектакля делится на живое исполнение (песни, исполняемые участниками спектакля под аккомпанемент; музыка, сыгранная на фортепиано) и фонограмму (музыкальное сопровождение к спектаклю, записанное на магнитофон). И то, и другое играет очень большую роль в спектакле и требует очень серьёзного подхода.

«Фонотеку» для экологических спектаклей составляют популярные заставки и мелодии кино, инструментальные пьесы, различные шумы: морской прибой, крики птиц, журчание ручья, шум ветра.

Музыка – сильное средство воздействия на зрителя, но её не используют для того, чтобы не было скучно. Музыка только усиливает актёрскую работу.

Таким образом, постановка экологических спектаклей способствует психологическому раскрепощению детей, формированию осознанно-правильного отношения к объектам природы; умению различать эмоциональное состояние людей, передавать их с помощью мимики, жестов, пантомимики; развивают музыкальность, пластичность, умение творчески выразить своё восприятие музыки в движениях; развивают двигательные качества (координацию, ловкость, пластичность); позволяет ребёнку понять новую информацию и обнаружить своё понимание чаще всего недоступных для наблюдения явлений природы, их взаимосвязи между собой.

Публикации по теме:

«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации Лэпбук — это самодельная интерактивная папка. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Основа лэпбука создается, дополняется.

Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольниковЦветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников. Предлагаю вашему.

Дидактический синквейн как инновационная технология, применяемая в коррекционно-педагогической работе у детей с ОВЗДидактический синквейн как инновационная технология, применяемая в коррекционно-педагогической работе у детей с ОВЗ Семинар- практикум для педагогов ДОУ. Кто ясно мыслит — тот ясно излагает.   Античная поговорка В современноммире активно происходят процессы.

Консультация для педагогов «Игровая инновационная технология «Лэпбук»Консультация для педагогов «Игровая инновационная технология «Лэпбук» Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ориентирует нас, педагогов, на создание благоприятных условий для.

Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития речевого дыхания»Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития речевого дыхания» Уважаемые родители!Психолог Н. И. Жинкин писал: “Речь—это канал развития интеллекта. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее.

Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития речевого дыхания»Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития речевого дыхания» Консультация «Игры и упражнения для развития речевого дыхания» Наверное всем известно, какую важную роль в жизни каждого человека играет.

Консультация для воспитателей «Нормативы речевого развития детей дошкольного возраста» Первая младшая группа. Словарь: Период от 2 до 3 лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у детей. Это объясняется тем,.

Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников»Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников» В рамках муниципальной Опорной площадке, входящей в инновационную структуру системы образования Октябрьского района (приказ № 858 – од,.

Тико-конструктор как эффективная инновационная технология работы с детьми дошкольного возрастаТико-конструктор как эффективная инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста Работая в детском саду, мы постоянно применяем инновационные игровые технологии. С ТИКО – конструктором «Фантазёр», наши дети познакомились.

Электронное портфолио педагога на международном образовательном портале MAAM как инновационная педагогическая технология Электронное портфолио педагога на международном образовательном портале Maam как инновационная педагогическая технологияМузыкальный руководитель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Экологический театр — инновационная технология экологического воспитания и речевого развития»
Опубликовано: 11 января 2020 в 11:49
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД