МААМ-картинки

Консультация «Знакомство с матрешками. Особенности росписи загорских, семеновских и полхов-майданских матрешек»

Наталья Ходова
Консультация «Знакомство с матрешками. Особенности росписи загорских, семеновских и полхов-майданских матрешек»
▼ Скачать + Заказать документы

Народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка. Деревянная точеная фигурка девушки Матрены в сарафане и с платочком на голове невольно привлекает внимание яркой раскраской и вызывает улыбку. Фигурка разнимается и представляет еще фигурку, точнее несколько.

В 90-х годах прошлого века в Москву, в игрушечную мастерскую А. Мамонтова "Детское воспитание" привезли из Японии фигурку добродушного лысого старика. Изображала она мудреца Фукуруму, у которого голова вытянулась вверх от постоянных раздумий. Фукурума раскрывался, в нем находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Фигурки эти понравились взрослым и детям, они и послужили прообразом нашей матрешки.

Публикация «Консультация „Знакомство с матрешками, Особенности росписи загорских, семеновских и полхов-майданских матрешек“» размещена в разделах

Первая русская матрешка была выточена токарем В. Звездочкиным и расписана по эскизам художника С. Малютина.

Матрешка состояла из восьми фигурок и изображала девочку в сарафане и платке с черным петухом в руках. За девочкой шел мальчик, затем опять девочка и т. д. Все они чем-нибудь отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала завернутого в пеленки младенца.

В 1900 году с закрытием мастерской "Детское воспитание" и открытием в Сергиевском посаде (г. Загорск) учебно-показательной мастерской началось массовое производство матрешек. Пытались изменить форму матрешки, но фигурки в виде древнерусского шлема и конусообразные не нашли спроса. Осталась и выпускается до нашего времени матрешка традиционной формы.

Впервые русская матрешка появилась на Всемирной выставке в Париже (1900 г., затем на ежегодных Лепцигских ярмарках, где расходились тысячами.

В начале XX века производство матрешек наладилось в Нижегородской губернии Семеновского района, где издавна существовал токарный промысел. Здесь матрешек изготовляют и сейчас. Семеновские мастера придали матрешке несколько иную форму и сделали своеобразную роспись.

Загорская матрешка плотная, приземистая, верх плавно переходит к утолщающемуся низу фигурки. Она более округла, в сарафанчике, кофточке с вышивкой, платке, переднике с вышитым узором или с цветами.

Семеновская же более стройная, вытянутая, относительно тонкий верх резко переходит в утолщенный низ. Колорит росписи сочетает яркие цвета: малиновый, лимонный, фиолетовый, зеленый. На ее передничке всегда букет ярчайших цветов. Непохожа она на загорскую и чертами удлиненного лица, высоко поставленными глазами, дугообразными бровями, ртом-"бантиком", малиновым румянцем. Семеновские мастера изображали матрешек бойкими девушками в ярких полушалках.

Семеновский промысел дошел и до села Полховский Майдан, что в ста километрах от Мурома, где издавна точили удлиненные маломестные или даже совсем неразъемные матрешки с маленькой длинной головой (более похожие на кегли). Лицо полхов-майданской матрешки несколько скорбно, в окраске одежды господствуют малиновый и фиолетовый цвета. Передняя часть сарафана украшена цветами, которые нередко чередуются с красными точками ягод. Цвета грубоваты и резки, но необыкновенно декоративны и своеобразны. Характерной особенностью этих матрешек является изображение на голове полушалка с цветами. По форме эти матрешки близки к загорским и семеновским, но у них более плавный контур и как бы вытянутые пропорции.

Учитывая особенности матрешки надо целенаправленно использовать ее в детском саду. Знакомить детей с матрешкой следует уже с младшей группы и продолжать эту работу в средней группе. Детей учат играть с ней, собирать и разбирать ее, сравнивать матрешек по величине, учат водить с ней хороводы, используют матрешку в конструировании (строят узкие и широкие дорожки для матрешек, дом, скамеечку и т. д.). При помощи матрешки также можно учить детей различать основные цвета (особенно это удобно делать на примере Загорских матрешек). Для развития речи матрешки также дают богатый материал: можно составлять описательные рассказы по игрушкам, придумывать сказки.

Обучение детей младшего и среднего дошкольного возраста

приемам декоративного рисования осуществляется через рисование прямых и волнистых линий, кружочков, колечек, точек и т. д. Дети учатся основам декоративного рисования, составлению узоров, правильному расположению элементов узора на бумажной форме, осваивают метод примакивания кисти и составления цветочных узоров.

В старшей и подготовительной к школе группах задачи по ознакомления детей с матрешкой расширяются и усложняются.

Дошкольников учат различать виды матрешек (по месту производства и основным признакам : цвету, форме, узору). Воспитатель рассказывает о матрешках и ее мастерах, рассматривает и описывает деревянных кукол с детьми. Дети составляют описательные рассказы и сочиняют сказки с персонажем матрешкой. Также следует широко применять дидактические и хороводные игры с участием матрешки.

Приемы декоративной росписи матрешки в старшем дошкольном возрасте усложняются. Дети знакомятся с конкретными видами матрешек и учатся украшать игрушки узорами, характерными для определенного вида народных промыслов. В частности, расширяются представления детей о Загорских, Семеновских и Полхов-Майданских матрешках. У детей должно сформироваться умение различать их по форме, цвету, узору, по месту производства.

Публикации по теме:

Особенности лепки и ее влияние на развитие ребенка. Консультация для родителей Лепка- увлекательное путешествие в удивительный мир материала, из которого можно создавать интересные предметы. Она дает удивительную возможность.

Полхов-майданская роспись матрешки (подготовительная группа)Полхов-майданская роспись матрешки (подготовительная группа) Цель: Декоративное оформление матрешки с использованием традиционных элементов Полховско-Майданской росписи. Задачи: - Знакомство с традиционным.

Конспект НОД «Знакомство с искусством гжельской росписи»Конспект НОД «Знакомство с искусством гжельской росписи» Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Знакомство с искусством гжельской росписи».

Консультация для педагогов «Особенности лепки в детском саду» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №15 пос. Южного Крымского района Консультация для воспитателей.

Консультация для родителей «Особенности развития речи детей 2–3-х лет» Консультация для родителей Особенности развития речи детей Первая младшая группа (от двух до трех лет) Подготовила: Самотохина М. Н., воспитатель.

Консультация для родителей «Особенности связной речи детей» Особенности связной речи детей. Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично,.

Консультация для родителей «Особенности звукопроизношения у детей 3–4 лет» Ребенок младшего дошкольного возраста уже в значительной мере овладевает речью, но речь еще недостаточно чиста по звучанию. Наиболее характерный.

Консультация для родителей «Возрастные особенности детей дошкольного возраста». 3 часть Уважаемые родители! Предлагаю Вашему вниманию очень интересные и познавательные консультации по теме: «Возрастные особенности детей дошкольного.

Консультация для воспитателей «Особенности лепки в детском саду» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №15 пос. Южного Крымского района Консультация для воспитателей.

Консультация «Особенности речевого развития в первые годы жизни ребёнка» Дар слова -важнейший дар, дающий возможность постигнуть радость познания и общения. К. Паустовкий писал «Нет ничего такого в окружающей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Знакомство с матрешками. Особенности росписи загорских, семеновских и полхов-майданских матрешек»
Опубликовано: 13 июня 2017 в 18:31
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Знакомство с матрешками. Особенности росписи загорских, семеновских и полхов-майданских матрешек»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Ходова (УИ 588587) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД