Наталья Ходова
Консультация «Знакомство с матрешками. Особенности росписи загорских, семеновских и полхов-майданских матрешек»
▼ Скачать + Заказать документы
Народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка. Деревянная точеная фигурка девушки Матрены в сарафане и с платочком на голове невольно привлекает внимание яркой раскраской и вызывает улыбку. Фигурка разнимается и представляет еще фигурку, точнее несколько.
В 90-х годах прошлого века в Москву, в игрушечную мастерскую А. Мамонтова "Детское воспитание" привезли из Японии фигурку добродушного лысого старика. Изображала она мудреца Фукуруму, у которого голова вытянулась вверх от постоянных раздумий. Фукурума раскрывался, в нем находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Фигурки эти понравились взрослым и детям, они и послужили прообразом нашей матрешки.
Публикация «Консультация „Знакомство с матрешками, Особенности росписи загорских, семеновских и полхов-майданских матрешек“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Матрешка, матрёшки
- Матрешка, матрёшки. Рисование
- Полхов-майданская роспись
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2017
Первая русская матрешка была выточена токарем В. Звездочкиным и расписана по эскизам художника С. Малютина.
Матрешка состояла из восьми фигурок и изображала девочку в сарафане и платке с черным петухом в руках. За девочкой шел мальчик, затем опять девочка и т. д. Все они чем-нибудь отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала завернутого в пеленки младенца.
В 1900 году с закрытием мастерской "Детское воспитание" и открытием в Сергиевском посаде (г. Загорск) учебно-показательной мастерской началось массовое производство матрешек. Пытались изменить форму матрешки, но фигурки в виде древнерусского шлема и конусообразные не нашли спроса. Осталась и выпускается до нашего времени матрешка традиционной формы.
Впервые русская матрешка появилась на Всемирной выставке в Париже (1900 г., затем на ежегодных Лепцигских ярмарках, где расходились тысячами.
В начале XX века производство матрешек наладилось в Нижегородской губернии Семеновского района, где издавна существовал токарный промысел. Здесь матрешек изготовляют и сейчас. Семеновские мастера придали матрешке несколько иную форму и сделали своеобразную роспись.
Загорская матрешка плотная, приземистая, верх плавно переходит к утолщающемуся низу фигурки. Она более округла, в сарафанчике, кофточке с вышивкой, платке, переднике с вышитым узором или с цветами.
Семеновская же более стройная, вытянутая, относительно тонкий верх резко переходит в утолщенный низ. Колорит росписи сочетает яркие цвета: малиновый, лимонный, фиолетовый, зеленый. На ее передничке всегда букет ярчайших цветов. Непохожа она на загорскую и чертами удлиненного лица, высоко поставленными глазами, дугообразными бровями, ртом-"бантиком", малиновым румянцем. Семеновские мастера изображали матрешек бойкими девушками в ярких полушалках.
Семеновский промысел дошел и до села Полховский Майдан, что в ста километрах от Мурома, где издавна точили удлиненные маломестные или даже совсем неразъемные матрешки с маленькой длинной головой (более похожие на кегли). Лицо полхов-майданской матрешки несколько скорбно, в окраске одежды господствуют малиновый и фиолетовый цвета. Передняя часть сарафана украшена цветами, которые нередко чередуются с красными точками ягод. Цвета грубоваты и резки, но необыкновенно декоративны и своеобразны. Характерной особенностью этих матрешек является изображение на голове полушалка с цветами. По форме эти матрешки близки к загорским и семеновским, но у них более плавный контур и как бы вытянутые пропорции.
Учитывая особенности матрешки надо целенаправленно использовать ее в детском саду. Знакомить детей с матрешкой следует уже с младшей группы и продолжать эту работу в средней группе. Детей учат играть с ней, собирать и разбирать ее, сравнивать матрешек по величине, учат водить с ней хороводы, используют матрешку в конструировании (строят узкие и широкие дорожки для матрешек, дом, скамеечку и т. д.). При помощи матрешки также можно учить детей различать основные цвета (особенно это удобно делать на примере Загорских матрешек). Для развития речи матрешки также дают богатый материал: можно составлять описательные рассказы по игрушкам, придумывать сказки.
Обучение детей младшего и среднего дошкольного возраста
приемам декоративного рисования осуществляется через рисование прямых и волнистых линий, кружочков, колечек, точек и т. д. Дети учатся основам декоративного рисования, составлению узоров, правильному расположению элементов узора на бумажной форме, осваивают метод примакивания кисти и составления цветочных узоров.
В старшей и подготовительной к школе группах задачи по ознакомления детей с матрешкой расширяются и усложняются.
Дошкольников учат различать виды матрешек (по месту производства и основным признакам : цвету, форме, узору). Воспитатель рассказывает о матрешках и ее мастерах, рассматривает и описывает деревянных кукол с детьми. Дети составляют описательные рассказы и сочиняют сказки с персонажем матрешкой. Также следует широко применять дидактические и хороводные игры с участием матрешки.
Приемы декоративной росписи матрешки в старшем дошкольном возрасте усложняются. Дети знакомятся с конкретными видами матрешек и учатся украшать игрушки узорами, характерными для определенного вида народных промыслов. В частности, расширяются представления детей о Загорских, Семеновских и Полхов-Майданских матрешках. У детей должно сформироваться умение различать их по форме, цвету, узору, по месту производства.