Лучший педагог года

Консультация «Знакомство с традиционными музыкальными инструментами адыгов»

курмалиева зурет
Консультация «Знакомство с традиционными музыкальными инструментами адыгов»

ПЛАН

1. Введение.

2. Значение музыкальной деятельности в развитии дошкольников.

3. Способы ознакомления с музыкальными инструментами в ДОУ.

4. Ознакомление с традиционными музыкальными инструментами адыгов и историей их происхождения.

4.1 Пщынэ (адыгейская гармошка)

4.2 Шык1эпщын (двухструнный смычковой инструмент)

Публикация «Консультация „Знакомство с традиционными музыкальными инструментами адыгов“» размещена в разделах

4.3 Пхъэк1ыч (трещетки)

4.4 Шъот1ырпl (барабан)

4.5 Къамыль (адыгская продольная флейта)

5. Итог

Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования. Актуальность основы музыкальной культуры закладывается в раннем возрасте. Любой малыш еще задолго до того, как научится говорить, реагирует на музыку. Именно поэтому многие взрослые интуитивно общаются с детьми с помощью различных мелодий. Но музыка – это не только удовольствие, это мощный инструмент развития мозга ребенка.

Каким же образом музыка помогает мозгу малыша развиваться? Для того чтобы мозг ребенка активно развивался, необходимо стимулировать его клетки с помощью различных сенсорных сигналов, то есть нужно обеспечить ребенку достаточное количество разнообразных впечатлений: зрительных, слуховых, осязательных и т. д. Все эти сенсорные сигналы стимулируют развитие определенных зон мозга. Ученые считают, что если попытаться вырастить ребенка в полной изоляции от всяких ощущений у него не будет вообще никаких психических процессов.

Но восприятие музыки – это особый сенсорный опыт. Ученые выяснили, что в нашем мозгу нет отдельной зоны, отвечающей за восприятие музыки. Поэтому, когда мы слушаем музыку, работают оба полушария головного мозга. Слушая музыку, мы стимулируем деятельность огромного количества нервных клеток – нейронов, а также налаживаем межнейронные и межполушарные связи.

Музыкальное развитие – необходимая часть подготовки к школе. Исследуя трудности школьного обучения, нейропсихологии пришли к выводу, что у большинства детей, которые плохо учатся, недостаточно развиты внутриполушарные и межполушарные связи в коре головного мозга. При этом вполне возможно, что этих детей рано начали учить читать и считать, так как многие родители уверены, что умение читать и считать – гарантия успеха в школе.

Проблема в том, что если маленького ребенка учить исключительно чтению и счету, игнорируя другие деятельности, стимулируется развитие только левого полушария головного мозга. Это не соответствует типу мышления ребенка дошкольного возраста, потому что до 7-9 лет правое полушарие головного мозга ребенка в норме функционирует активнее, чем левое.

Занятия музыкой гармонизируют работу мозга. Важность музыки для развития личности поняли еще древние философы, которые считали, что музыка положительно влияет на тело, дух и интеллект. По мнению Пифагора музыка создает внутри человека такой же порядок и гармонию как в космосе. Платон так же считал, что музыка водворяет гармонию в души людей и делает их прекрасными. Современные исследования полностью подтвердили эти теории.

Музыкальное занятие предполагает не только слушание музыки, но и активное включение детей в разные виды музыкальной деятельности : пение, движение под музыку, музицирование.

Общая идея занятий музыкой – это интеграция различных видов музыкальной деятельности, и все занятия получаются авторскими. Любой из вариантов разными путями способствует получению вашим ребенком «интеллектуальных выгод».

Музицирование на детских музыкальных инструментах – одна из самых доступных форм ознакомления ребенка с миром музыки. Музыка всегда (наряду с движением, речью) являлась необходимым условием общего развития детей.

Детское музицирование способствует развитию памяти, внимания помогает преодолению скованности, застенчивости, расширяет музыкальное воспитание.

При знакомстве с музыкальными инструментами, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, четче воспроизводят ритм. Игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир, способствует развитию мышления, творческой инициативы.

Знакомство с инструментами осуществляется как на музыкальных занятиях, так и во время индивидуальной работы с детьми.

Применяются самые разнообразные методические приемы : показ иллюстраций, использование музыкально дидактических игр, слушание музыки в записи так же имеется большая база детских музыкальных инструментов.

Систематическое применение на музыкальных занятиях музыкальных игрушек и инструментов вызывает у детей интерес и желание познавать новое.

Так как приоритетным направлением работы ДОУ является «Воспитание и обучение детей на основе адыгских народных обычаев и традиций» мы делаем акцент на ознакомлении детей с традиционными музыкальными инструментами адыгов.

«Традиционные музыкальные инструменты адыгов»

Инструментарий народной музыки – это один из наиболее сложных объектов изучения в музыкальной фольклористике. Описание инструментов в мире содержится в самых древних письменных памятниках. Еще в эпоху средневековья и раннего возрождения делались попытки систематизировать инструменты согласно особенностям исполняемой на них музыки.

Традиционные музыкальные инструменты адыгов представляют собой богатейший пласт духовной культуры народа.

За свою многовековую историю именно инструментальная культура составляет огромный массив в традиции этноса. Об этом свидетельствует значительный пласт инструментальных текстов в обрядах и чрезвычайная развитость в этой традиции танцевальной музыки. Народами выработаны характерные интонационные особенности, ритмические организации музыкального языка, дифференциация инструментальных тембров.

У адыгов бытовало и ныне имеется множество музыкальных инструментов древнейших и современных, простейших, и более сложных по конструкции. Среди них представлены все группы принятой ныне классификации музыкальных инструментов.

Первая группа это духовные инструменты :

къамыл - флейта;

сыран – вид продольной флейты;

накъырэ – духовой инструмент с одинарной или двойной тростью;

пщынэ бжъэмый – мундштучный духовой инструмент из рога.

Вторая группа – струнные музыкальные инструменты :

Iапэпщин – щипковый инструмент типа балалайки;

пщинэтIаркъо – щипковый инструмент типа духовой арфы;

щикIэпщин – смычковый инструмент типа скрипки;

пщынэкъэб – смычковый инструмент типа виолончели.

Третья группа – мембранные инструменты :

шъотIырпI – ударный инструмент типа барабана.

Четвертая группа – самозвучащие ударные инструменты :

пхъэкIыч – трещетки.

Часть перечисленных инструментов, таких как сырын, бжъэмый, Iэпэпщин, пщынэтIаркъо и шъотIырпI, не сохранились до наших дней. Отрывочные сведения о них встречаются лишь в историко-этнографической литературе и фольклоре. Такие инструменты, как накъырэ и гармоника заимствованы у других народов, но они приняты и признаны адыгами и превращены в национальные. В дальнейшем они получили названия.

Сейчас я бы хотела подробнее представить вам некоторые музыкальные инструменты.

Заливается трехрядка, и народ идет в присядку

А трехрядка неплоха, есть и кнопка и меха,

То толстеет, то худеет, на весь двор голосит. (пщинэ)

Пщынэ – современный, наиболее популярный и распространенный в народе клавишный пневматический язычковый инструмент, из которого звуки извлекаются за счет вибрации язычка под напором воздушной струи, создаваемой при растяжении или сжатии мехов. Пщынэ в основном используется для исполнения танцевальной музыки.

Пщынэ звучало так звонко и заливисто, что когда играла свадьба в одном конце аула ее звуки были слышны в другом конце.

Дети в нашем ДОУ очень любят адыгейскую гармошку, танцуют под нее, прекрасно знают ее звучание и могут отличить его от остальных музыкальных инструментов.

Назовите без ошибки

Инструмент похож на скрипку.

Есть и струны и смычок,

в адыгейской музыке не новичок. (шыкIэпщын)

ШыкIэпщын – адыгский двухструнный смычковый инструмент. Применение волос из конского хвоста определило само название: «шы» - конь, «кIэ» - хвост, «пщын» - музыкальный инструмент. ШыкIэпщын имеет продолговатую форму в виде лодочки с шейкой и головкой. Изготавливается он из цельного куска крепкого звонкого дерева (груша, липа, ольха).

Наряду с этим названием среди адыгских народов бытует и другое название – пхъэпщынэ – в переводе означающий – деревянный музыкальный инструмент.

ШыкIэпщын является одним из культурогенных адыгских символов, атрибутом института хьакIэщ (кунацкая, умение музицировать на нем и петь под его аккомпанемент считалось непреложным требованием в системе воспитания подрастающего поколения. В нартском эпосе, легендах, песнях, сказках и поговорках сохранилось множество уникальных свидетельств его бытовании я и роли в традиционной культуре.

В русле традиции народной философии, народной эстетики, наряду с основами языка, нормами поведения, обычаями и обрядами, устным поэтическим творчеством, народная музыка играет ключевую роль в процессе становления личности, в решении проблем воспитания новых поколений и экологии культуры.

Музыкальные традиции, в силу законов их возникновения и эволюции, обладают особым содержанием и системой художественных средств выражения. За многие столетия у адыгов сложилась особая исполнительская традиция на шыкIэпщынэ, сохранение и передача которой будущим поколениям – одна из первоочередных задач современной культуры.

Настраивали шыкIэпщын чаще всего в квинту, иногда в кварту. Диапазон его звучания составлял примерно две октавы, а мелодию в основном играли на более высокой струне. Инструмент держали вертикально, нижнюю часть корпуса упирали в колено. При этом смычок всегда оставался неподвижным, а сам шыкIэпщын поворачивали нужной струной. В целом конструкция инструмента была достаточно простой. Для его

изготовления нужны были самые обычные столярные инструменты, которые имелись практически у каждого мужчины. Поэтому смастерить собственный шыкIэпщын мог не только хороший плотник, но и сам музыкант. Без шыкIэпщын невозможно было провести ни один праздник. Музыка вдохновляла адыгских воинов на подвиги.

Нередко на нем играли у постели тяжелобольного, считая, что музыка обладает магией исцеления. Адыги так же верили, что шыкIэпщын мог предсказывать непогоду. Эта примета имеет вполне научное объяснение: при высокой влажности воздуха шыкIэпщын звучал хуже.

Очень древний и простой, инструмент внутри пустой,

Пластиночки упруго бьют, ритм ансамблю задают. (пхъэкIыч)

Пхъэк1ыч – адыгский народный ударный самозвучащий инструмент.

Пхъэк1ыч – адыгский народный ударный самозвучащий инструмент. Его название происходит от слова «пхъэ» - дерево, из которого делали трещетку, и «кIыч» - подражание звуку, который издают сухие деревянные доски если ими стучать друг о друга. Пхъэк1ыч состоял из высушенных звонких пластин. В трещотках могло быть от трех – до семи таких дощечек, которые привязывали тонким, но прочным ремешком к рукоятке.

Музыкант держал трещотку за рукоять, петлю с нанизанными пластинами натягивал на кисть руки. Это позволяло регулировать, насколько плотно стянуты дощечки – для разной силы и ритмичности звука.

Когда пхъэк1ыч встряхивали, инструмент звонко щёлкал – и его звучание походило на стук копыт. Испокон веков адыги говорили : «Всю жизнь проводим на коне, песни слагаем на коне, перестук копыт коня – звук нашего сердца». Трещотки подчеркивали ритм традиционных песен и танцев. Чаще всего пхачич звучал в ансамбле с къамылэм (продольной флейтой, шык1эпщиыном (адыгской скрипкой) или пщынэ (гармонью). В старину пхъэк1ыч делали из мягких деревьев вроде ольхи или кедра. Но современные инструменты заглушают такие трещотки, поэтому в наши дни для них используют более твердую древесину (ясень, самшит, каштан, чтобы пхъэк1ыч звучал громче и звонче.

Трещотки как, и другие инструменты, было принято украшать разными резными узорами, традиционными орнаментами или различными геометрическими фигурами.

На занятиях мы продеваем большой пальчик в кожаную петельку и с помощью остальных пальцев ребенок захватывает инструмент и таким образом играет,сопровождая танцевальную,ритмичную музыку. Детям очень нравится этот процесс и они с удовольствием играют на трещотках.

Ростом мал и пузат, а заговорит

Сто крикливых ребят, сразу заглушит. (шъотIырыпI)

ШъотIырыпI – барабан, название произошло от слов «шъо» - кожа, «тIырыпI» - звукоподражательное слово, имитирующее звук удара о кожу.

ШъотIырыпI – барабан, распространен у большинства народов. Полюбили и приняли его и на Кавказе и он стал неотъемлемой частью адыгских инструментальных ансамблей.

Состоит барабан из полого деревянного корпуса на которую натянута кожаная мембрана. В наше время для изготовления барабана используют и другие современные материалы: металл, пластик и др.

Расскажу тебе дружок в древние века

Дунул тихий ветерок в трубку камыша,

И Адыг услышал вдруг, нежный мелодичный звук,

И родился в тот момент, музыкальный инструмент. (къамыль)

Къамыл – это один из наиболее древних и популярных в народе музыкальных инструментов. Это открытая с обеих сторон тонкая цилиндрическая трубочка, из которой звуки извлекаются путем рассечения направленной струи воздуха об острый край ствола. Къамыл в основном предназначается для исполнения танцевальной музыки. Обычно три-четыре музыканта выступали совместно или чередуясь, обслуживали большие народные торжества. Исторические формы и материал из которого изготавливали къамыл менялись. Долгое время единственным материалом для изготовления инструмента являлся камыш. Позднее инструмент стали изготавливать из более твердых пород дерева – бузины, терновника, имеющих мягкую сердцевину. Для придания инструменту нарядного вида его иногда оклеивали кожей или бархатом, а концы в целях гигиены оправляли рогом или серебром.

В одной из сказаний нартского эпоса изобретение къамыля приписывается легендарному музыканту нарту Ащэмэзу. Слава о подвигах Ащэмэза гремела повсюду. Жизнь свою, как и подобает нарт у, он проводил в седле. Как-то изрядно устав Ащэмэз решил отдохнуть. Дремучий лес встал у него на пути, маня прохладой и покоем. Ащамэз стреножил коня, прилег под старым развесистым деревом и крепко уснул богатырским сном. Вдруг подул сильный ветер, пошел дождь, с треском обломилась и упала ветка, прикрыв его листьями. Но среди этого шума дождя и ветра, Ащэмэз услышал другие, нежные и певучие, необычные для слуха звуки. Нарт долго лежал, прислушиваясь к этим звукам, пока не понял, что это поет сломанная ветка. Он стал не только прислушиваться, но и при сматриваться к ветке. И что же он увидел! Древесные черви выели сердцевину ветки, а в коре проели множество дырочек. Когда ветер залетал в них, звучала музыка. Ащэмэз отрезал часть полой ветки и подул во внутрь. По лесу разлилась удивительной красоты мелодия. Вот так впервые появился в стране Нартов къамыл.

Сказывают, что къамыл Ащэмэза был чудесным. Подует в него с белой стороны – оживают горы и долины, цветут сады и поля, подует с черной стороны – весь мир остывает. Дуют ветры. Бушуют моря и реки! Но он дул только с белой стороны къамыля, которая омывалась радостью и счастьем. С тех пор, очарованный музыкой, Ащэмэз перестал ходить в походы. Он стал известным къамылистом, дарил людям веселье и радость.

В Национальном музее республики Адыгея открылась выставка адыгских народных музыкальных инструментов. Помимо того, что любой желающий может ознакомиться с их историей, прочесть биографию выдающихся мастеров и исполнителей, в выставочном зале музея проводится мастер-класс по изготовлению музыкальных инструментов под руководством Замудина Гучева – заслуженного художника Адыгеи, члена Союза художников России. На Северном Кавказе он известен как исследователь, а также как мастер по древнейшему искусству плетения адыгской циновки «пуаблэ». Среди его работ, представленных зрителю, выделяются экспонаты адыгского кукольного театра, такие, как, например, лошадка-марионетка, шичепщин (шыкIэпщынэ).

Адыгская лира – арфовидный инструмент, выполненный Замудином Гучевым и представленный в различных вариантах – с использованием ясеня, ели, клена. Внешне лира решена в образе оленя. Данный образ выбран не случайно. Предки черкесов поклонялись Солнцу, а олень был живым воплощением бога Солнца.

Помимо инструментов, на выставке представлены фото, дипломы, диски инструментальной, народной и современной адыгской музыки и пластинки с обработками адыгских народных мелодий в исполнении заслуженного артиста РСФСР, народного артиста Адыгеи Кима Тлецерука.

Он обладал уникальным музыкальным талантом, был знатоком и собирателем традиционной музыкальной культуры адыгов и виртуозным исполнителем адыгских мелодий. Он играл практически на всех музыкальных инструментах и самостоятельно мастерил их.

Мастерство изготовления традиционных музыкальных адыгских инструментов – своеобразное и богатое искусство, которое нельзя забывать. Необходимо изучать эргологию каждого инструмента для совершенствования существующих и воссоздания забытых инструментов на уровне современных требований, обучать детей игре на национальных инструментах, создавать оркестры и ансамбли. Только в этом случае возможно восстановить этот пробел в культурном наследии адыгов.

Культура любого народа оставляет человечеству не только материальные и духовные ценности, но и определенный тип сформированной личности, которая и есть созидатель и продукт данной культуры. Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является развитие музыкальной культуры ребенка.

Одной из приоритетных задач деятельности педагогов должно стать развитие музыкальной культуры детей на основе народных традиций, обогащение детей знаниями о народном музыкальном фольклоре.

Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются занятия, которые предусматривают не только слушание музыкальных произведений, доступных для восприятия малышей, обучение их пению, движениям в музыкальных играх и плясках, но и знакомство с музыкальными инструментами. Так как в нашем детском саду мы стремимся чтобы дети воочию увидели эти инструменты, слушали их звучание, делаем все возможное, чтобы заинтересовать их, и побудить к творческой деятельности.

Это один из способов введения ребенка-дошкольника в мир национальной культуры.

Публикации по теме:

«Заяц с музыкальными ушами». Фотоотчет о новогоднем спектакле в детском саду«Заяц с музыкальными ушами». Фотоотчет о новогоднем спектакле в детском саду В нашем детском саду было замечательное предновогоднее представление. Как часто бывает, родители наших воспитанников,большую часть времени.

Фотоотчет «Знакомство с музыкальными профессиями»Фотоотчет «Знакомство с музыкальными профессиями» При упоминании о знакомстве детей с профессиями сразу представляется набор картинок. Нам захотелось знакомство с профессиями представить.

Картотека речевых игр с музыкальными инструментамиКартотека речевых игр с музыкальными инструментами Картотека речевых игр с музыкальными инструментами 1. Речевая игра с музыкальными инструментами «Осенняя сказка» Тихо ходит по дорожке.

Конспект музыкального занятия «Знакомство с музыкальными инструментами» (вторая младшая группа) Конспект музыкального занятия «Знакомство с музыкальными инструментами» Вторая младшая группа Программное содержание • Обучающие задачи:.

Конспект музыкального занятия «Знакомство с музыкальными профессиями»Конспект музыкального занятия «Знакомство с музыкальными профессиями» Задачи: 1. Формировать у детей систему опорных знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающую дальнейшее полномасштабное.

Консультация «Знакомство с музыкальными инструментами» ВидеоКонсультация «Знакомство с музыкальными инструментами» Видео История шарманки Знакомя детей с огромным семейством музыкальных инструментов, мы стараемся дать им представления о самых разнообразных.

Консультация «Знакомство с музыкальными инструментами» ВидеоКонсультация «Знакомство с музыкальными инструментами» Видео Инструмент из группы струнно-смычковых Сегодня я решила продолжить тему знакомства дошкольников с музыкальными инструментами. Думаю, что.

Развлечение для старшей группы «В ритме весны мы, как птички, поем и с музыкальными инструментами дружно живем»Развлечение для старшей группы «В ритме весны мы, как птички, поем и с музыкальными инструментами дружно живем» Развлечение с использованием интерактивной музыкально-дидактической игры для старшей группы «Ромашки»«В ритме весны мы, как птички поем.

Знакомство детей 2–3 лет с музыкальными инструментамиЗнакомство детей 2–3 лет с музыкальными инструментами Знакомство с музыкальными инструментами начинаем с первой младшей группы (2–3 года). Дети должны научиться различать звуки по высоте.

Конспект занятия «Чья песня лучше? Знакомство с духовыми инструментами» (старший дошкольный возраст) Знакомство с духовыми инструментами. Старший дошкольный возраст. Тема: «Чья песня лучше?» Цель: Познакомить детей с различными духовыми.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Знакомство с традиционными музыкальными инструментами адыгов»
Опубликовано: 4 мая 2023 в 12:53
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД