Получи документы

Контрольная работа по психологии

Оксана Байбикова
Контрольная работа по психологии

1. Понятие личности

Личность чаще всего определяют как человека, обладающего совокупностью устойчивых психологических свойств, определяющих социально-значимые поступки человека. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или изменчивые психические состояния, за исключением тех, которые проявляются в отношении к людям и к обществу. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности данного человека. «Личность» – это конкретный человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые проявляются в общественных по природе связях и отношениях человека, являются устойчивыми и определяют поступки, имеющие существенное значение, для него самого и для окружающих людей. Личность - это динамическая, относительно устойчивая целостная система интеллектуально-культурных, морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных способностях его сознания и деятельности. Личность представляет собой диалектическое единство общего социально-этического, особенного классового, национального и отдельно-индивидуального. В конкретно-исторических обстоятельствах личность выступает как целостность, которая задана определенной социальной системой. Личность - это действительность индивида, как социального феномена и субъекта, реализующего себя в различных видах социального общения. Социальные качества личности проявляются в ее действиях, поступках, отношениях между людьми. По этим поступкам можно в известной степени судить о внутреннем мире человека, его духовных и нравственных качествах как положительных, так и отрицательных.

Публикация «Контрольная работа по психологии» размещена в разделах

2. Теория личности

Теория – это система взаимосвязанных идей, построений и принципов, имеющая своей целью объяснение различных наблюдений над реальностью. Теория личности – это тщательно выверенные умозаключения или гипотезы о том, что представляет собой человек, как он себя ведет и почему поступает так, а не иначе. Ключевым компонентом в любой теории личности являются концепция развития личности и вопрос о том, как мотивационные аспекты функционирования личности меняются от младенчества до зрелости и старости, а также определение факторов (генетических или средовых, влияющих на личность. На положения конкретной теории глубоко и основательно влияют взгляды автора на природу личности. Теория личности обеспечивает смысловой контекст, в котором становится возможным описывать и интерпретировать поведение человека. Теория личности в психологии кратко можно представить семью основными концепциями, каждая из которых характеризуется собственными представлениями о личностной структуре и свойствах, имеет специфические методы их измерения. Отсюда можно вывести, что личность являет собой многомерную структуру и многоплановую систему психологических характеристик, обеспечивающих индивидуальность, временную и ситуативную константность человеческого поведения.

3. Структура личности (врождённой и приобретённой)

Структура личности – это связь и взаимодействие относительно устойчивых компонентов личности: способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций и мотивации.

Элементами психологической структуры личности являются ее психологические свойства и особенности, которые обычно называют «чертами личности». Их очень много, но психологи их пытаются объединить в несколько подструктур. Низшим уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента. Следующая подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека, т. е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития этих качеств. Далее, также уровнем личности является ее индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Это подструктура формируется преимущественно в процессе обучения, имеет социальный характер. Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрения, особенности характера, самооценку. Подструктура направленности личности наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен.

Различие людей между собой многопланово: на каждой из подструктур имеются различия убеждений и интересов, опыта и знаний, способности и умений, темперамента и характера. Именно поэтому непросто понять другого человека, непросто избегать несовпадений, противоречий, даже конфликтов с другими людьми. Чтобы более глубоко понять себя и других, нужны определенный психологические знания в сочетании с наблюдательностью.

Врожденная и приобретенная структура личности:

Врожденная структура личности:

- темперамент

- задатки характера

- все, что заложено генами

- психические потребности.

- биологические свойства (способности, задатки, структура тела).

Приобретенная структура личности:

- направленность личности

- интересы

- идеалы

- мировоззрение

- структура темперамента.

4. Свойства личности (активность, направленность, мотивы)

Под психическими свойствами личности понимаются устойчивые психические явления, существенно влияющие на деятельность человека и характеризующие его главным образом с социально-психологической стороны.

Активность.

Основой человека, как личности является его собственная активность. Она не тождественна деятельности. Активность и деятельность независимы друг от друга. Деятельность имеет предметный характер в отличие от активности, которая символична. Активность проявляется в отношениях, в которые включается и которые выстраивает человек, выполняя некоторую деятельность. Выделяют произвольную и непроизвольную активность. Произвольная активность проявляется в достижении определенного результата, в виде предварительно поставленных целей, контролируемых в ходе самого процесса. Непроизвольная активность связанная с переживаниями, со сном, с грезами. При этом виде активности человек пассивно размышляет. К непроизвольному поведению относятся: рефлекторные ответы (например мигательный рефлекс); ориентировочная реакция; ошибочные действия.

Источником Активности человека являются потребности. Потребности характеризуются следующими признаками: любая потребность имеет свой предмет; всякая потребность приобретает конкретное содержание в зависимости от того, в каких условиях и каким способом она удовлетворяется; потребность обладает способностью воспроизводиться.

Поскольку потребности всегда сопровождаются субъективными переживаниями (желанием, тревогой, то они побуждают человека к определенным действиям, поступкам, направленным на удовлетворение потребностей, а потребности порождают мотив.

Мотивы

Мотив - это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта и определяющее направление действия. Механизмом возникновения мотивов является реализация потребностей в ходе поисковой активности и тем самым превращение объектов этой активности в мотивы. Отсюда вытекает центральная закономерность: развитие мотивов происходит через изменение и расширение круга деятельности, преобразующей предметную действительность. Мотивы отличаются друг от друга видом потребности, которая в них проявляется; формами, которые они принимают; широтой или узостью, конкретным содержанием деятельности, в которой они реализуются. Всякая деятельность человека побуждается не одним мотивом, а несколькими, т. е. деятельность обычно полимотивирована.

Мотивы классифицируются по различным основаниям: По отношению мотивов к самой деятельности. Если мотивы, побуждающие данную деятельность, не связаны с ней, то их называют внешними по отношению к этой деятельности. Если же мотивы непосредственно связаны с самой деятельностью, то их называют внутренними. По степени осознаваемости: осознаваемые и неосознаваемые мотивы. По степени действенности: понимаемые мотивы; действующие, т. е. те, ради которых он действительно осуществляет данную деятельность.

Направленность

Несмотря на существование разных научных подходов к личности, везде в качестве ведущей характеристики выделяется ее направленность. Тем не менее, направленность выявляется в процессе изучения всей системы психических свойств и состояний личности: потребностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций и т. д. Направленность выступает как системообразующее свойство личности, определяющее ее психический склад. Направленность – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности, независимо от конкретных условий. Основная роль Направленности личности принадлежит осознанным мотивам. Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется благодаря воспитанию. Направленность проявляется в иерархически связанных между собой формах:

1. Влечение - первичное эмоциональное, еще неосознанное проявление потребности человека в чем-либо.

2. Желание – это психическое состояние, выражающее осознание потребности, ее объектов и возможных путей удовлетворения или вполне осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному.

3. Стремление – связано с волевым компонентом, проявляющееся в том, что человек способен преодолеть все препятствия, трудности, невзгоды на пути объекта потребности. Стремление неотделимо от чувств.

4. Интерес – это психическое состояние, обеспечивающее направленность Личности. Интерес как и мотив возникает в условиях дефицита информации, когда человек недополучает того знания, которое хотел бы иметь.

5. Склонность – это психическое состояние, выражающее избирательную направленность Личности на определенную форму деятельности.

6. Идеал - это образ желаемой конечной цели, которым руководствуется Личность в настоящее время и которая играет решающую роль в течение всей ее деятельности и поступков. Идеал-доминирующий мотив деятельности и отношение Личности.

7. Мировоззрение – система взглядов человека на окружающий мир и его место в нем, которым человек руководствуется в своей деятельности и поведении. Наличие мировоззрения-показатель зрелости Личности.

8. Убеждения – это осознанные мотивы Личности, побуждающие ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями, идеалами, взглядами, принципами.

5. Развитие личности

Каждый человек – это личность! А личность должна развиваться, чтобы, как минимум – оставаться личностью, а как максимум – состояться в этой жизни. Мы никогда не будем полностью удовлетворены своей жизнью, если мы в ней так и останемся никем, то есть теми, кем нас делают другие люди, а не мы сами. Да, мы все уникальны, у каждого из нас своя судьба, которую мы строим своими руками, но при этом, лишь немногие из нас, хотят стать такой личностью, в существовании которой, был бы смысл. Люди рождаются и умирают, они приходят в этот мир и уходят из него, и лишь немногие из них, что-то в этом мире после себя оставляют, что-то такое, за что их уважают, любят, помнят, ценят, чтут.

Развитие личности – это процесс закономерного изменения личности как системного качества индивида в результате его социализации. Обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками к становлению личности, в процессе социализации ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевая достижениями человечества. Складывающиеся в ходе этого процесса способности и функции воспроизводят в личности исторически сформировавшиеся человеческие качества. Овладение действительностью у ребенка осуществляется в его деятельности при посредстве взрослых: тем самым процесс воспитания является ведущим в развитии его личности.

С точки зрения формирования ребенка как личности весь дошкольный возраст можно разделить на три части. Первая из них относится к возрасту три-четыре года и преимущественно связана с укреплением эмоциональной саморегуляции. Вторая охватывает возраст от четырех до пяти лет и касается нравственной саморегуляции, а третья относится к возрасту около шести лет и включает формирование деловых личностных качеств ребенка.

В дошкольном возрасте дети начинают руководствоваться в своем поведении, в оценках, даваемых себе и другим людям, определенными нравственными нормами. У них формируются более или менее устойчивые моральные представления, а также способность к нравственной саморегуляции. Источниками моральных представлений детей являются взрослые, которые занимаются их обучением и воспитанием, а также сверстники. Нравственный опыт от взрослых к детям передается и усваивается в процессе общения, наблюдения и подражания, через систему поощрений и наказаний.

В дошкольном детстве одну из главных ролей в личностном развитии ребенка по-прежнему играет мать. Характер ее общения с ребенком непосредственно сказывается на формировании у него тех или иных личностных качеств и видов поведения. Одними из первых детьми усваиваются нормы и правила так называемого "бытового"поведения, культурно-гигиенические нормы, а также нормы, связанные с отношением к своим обязанностям, с соблюдением режима дня, с обращением с животными и вещами. Последними из нравственных норм усваиваются те, которые касаются обращения с людьми. Довольно рано у ребенка возникает качество, которое в его дальнейшей личностной судьбе играет весьма существенную роль, порождая множество других индивидуально полезных качеств. Это — стремление к признанию и одобрению со стороны окружающий людей.

6. Понятие индивид

Индивид – носитель биологической составляющей в человеке. Люди как индивиды представляют собой комплекс природных генетически зависимых качеств, формирование которых реализуется в период онтогенеза, итогом чего делается биологическая зрелость людей. Отсюда следует, что в понятии индивид выражается видовая принадлежность человека. Таким образом, каждый человек рождается индивидом.

Первым понятием, с которого следует начинать изучение проблемы личности, является “индивид”. Дословно оно означает неделимую дальше частицу какого-то целого. Этот своеобразный “социальный атом”, отдельный человек рассматривается не только как единичный представитель рода человеческого, но и как член какой-то социальной группы. Это самая простая и абстрактная, характеристика человека, говорящая лишь о том, что он отделен (прежде всего, телесно) от других индивидов. Отдаленность не составляет его существенную характеристику, ибо отделены друг от друга и в этом смысле “индивидны” все объекты во Вселенной. Человеческий индивид - это единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек, безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям. Родившийся ребенок - индивид, но он еще не есть человеческая индивидуальность, так как человеческая индивидуальность - это неповторимый самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности.

7. Понятие индивидуальность (интеллект, чувства, воля)

Индивидуальность - это возможность действовать по собственной программе, принимать собственные решения. В этом смысле индивидуальность проявляется очень рано - уже в первый месяц жизни. Ребенок сам протянул ручки к матери, сам вынул пустышку изо рта.

Но, как известно, человек во многих ситуациях должен соблюдать определенные общественные требования или действовать по принуждению другого человека. Сопротивление такому принуждению - и есть проявление индивидуальности. У каждого человека есть право проявлять свою индивидуальность, но есть и возможность потерять ее. С момента рождения этим правом на индивидуальность владеют родители ребенка, которые уже прошли этот известный жизненный путь. На этом пути и у них была возможность пережить наличие этого права человека - быть самим собой. Ценность индивидуальности складывается из бытовых отношений, в которых воплощаются ценности другого, ценности самого человека. Это происходит в любом действии. Вот ребенок сломал игрушку, и начались упреки, вплоть до упрека в неблагодарности. А он просто хотел посмотреть, как устроено. И вот нельзя играть в мяч, нельзя стучать молотком, нельзя дружить с этим мальчиком и с этой девочкой, нельзя высказывать свое мнение. В конце концов, это заканчивается разочарованием во взрослой жизни. А родители только удивляются - мы же говорили, как надо поступать, почему же он таким вырос - ничего не хочет и не умеет делать, не умеет вести себя с людьми - застенчивый, у всех на поводу идет? Разве мы этому его учили? Просто он не научился поступать по-своему, не развились способности, те самые, которые дают человеку силы быть самим собой, и индивидуальность стала безликостью.

Что же это за способности? Самая важная из них - способность вставать на точку зрения другого человека. Через ее развитие появляется возможность видеть мир более многогранным, ярким, бесконечно меняющимся, выходящим за рамки шаблонов и стереотипов. Благодаря этой способности человек получает возможность перевоплощения, у него появляется реальный шанс найти себя, стать самим собой. К сожалению, многие люди отказываются по разным причинам от собственной индивидуальности, проживая, по сути, чужую жизнь. Основное переживание, вызываемое такой жизнью, состоит в том, что человек испытывает в основном негативные чувства по отношению к другим - зависть, злость, раздражение, всегда кажется, что кто-то занимает его место в жизненном пространстве. Развитой же индивидуальности другие люди не мешают быть собой.

Наша душа очень многогранна, каждый из нас – уникальная личность со своими особыми способностями. Мы обладаем разными чертами характера, разными качествами, разным восприятием мира. Но есть три составляющих души, которые присущи каждому из нас – это интеллект, чувства и воля.

Интеллект - может быть активным, когда человек ищет и легко усваивает информацию, всегда готов дать ответ на любой вопрос. Кажется, что человек быстро соображает и ему легко все дается. Однако есть и другой аспект интеллекта. Бывает так, что человеку требуется больше времени и усилий для того, чтобы запомнить информацию, однако если уж он ее запомнил, то она остается у него в памяти надолго. Такой человек может наблюдать и анализировать разные события и часто может сделать более глубокие выводы, чем тот, кто принимает решения быстро.

Чувства – это отражение в сознании реальных отношений человека. Чувства –это система сигналов о том, что из происходящего в мире имеет значение для человека. Эмоции выражаются в движениях и многочисленных телесных изменениях, которые служат объективными показателями переживаемых чувств. Термин "чувство" следует применять только тогда, когда речь идет об отражении в сознании живых существ их отношений к объектам. Особо следует выделить высшие чувства, выражающие духовный мир человека и выявляющие его личность. Объекты высших чувств это явления окружающей нас социальной действительности.

Воля - также может быть разной. Кому-то сильная воля помогает добиваться поставленных целей, стать чемпионом и завоевать золотую медаль. Сильную волю часто связывают с храбростью и способностью побеждать всегда и везде. Однако есть и другой аспект воли, больше связанный с терпением и упорством. Человек, наделенный такой волей, не сдастся при любых, даже самых тяжелых обстоятельствах. Порой он способен выдержать даже больше, чем человек, привыкший к победам и ярким достижениям.

Все эти аспекты души – интеллект, чувства и воля тесно связаны друг с другом. Поэтому человек, у которого ослаблен один из них, может, используя два других аспекта, постепенно развить тот, который ему нужен. Например, человек, обладающий развитым интеллектом и сильной волей, может поставить себе цель – стать более чутким к другим. Если он будет прикладывать сознательные усилия, постепенно он начнет ощущать спектр разных чувств. Его глубинное сердце пробудится, и он сможет больше чувствовать. Другой человек, у которого больше развиты чувства и очень сильная воля, может заставить себя больше заниматься, делая это ради тех, кого он любит. Это поможет ему развить интеллектуальный аспект. Если же у человека слабая воля, но он очень глубоко чувствует и обладает сильным интеллектом, то он может, используя свои чувства и свое понимание ситуации, толкать себя вперед.

Заключение.

Человек – существо деятельное. Включившись в систему общественных отношений и видоизменяясь в процессе деятельности, человек приобретает личностные качества и становится социальным субъектом. Мы не говорим «личность новорожденного», понимая его как индивида. Мы всерьез не говорим даже о личности двухлетнего ребёнка, хотя он многое приобрёл из общественного окружения. Поэтому личность не есть продукт перекрещивания биологических и социальных факторов. В отличие от индивида, личность не есть целостность, обусловленная генотипом: личностью не рождаются, личностью становятся. Определенное влияние на развитие и формирование личности оказывает процесс становления социального «Я». Содержание процесса становления социального «Я» - это взаимодействие с себе подобными. Предназначение этого процесса - это поиск своего социального места в обществе. Результатом этого процесса является зрелая личность. Главными временными точками формирования личности является: осознание своего «Я» и осмысление своего «Я». На этом завершается начальная социализация и формирование личности. Становление социального «Я» возможно только как процесс усвоения мнения значимых людей для человека, то есть через понимание других ребенок приходит к формированию своего социального «Я» (впервые это процесс описал Ч. Кули). Можно сказать иначе: на социально – психологическом уровне становление социального «Я» происходит через интериоризацию культурных норм и социальных ценностей. Это процесс превращения внешних норм во внутренние правила поведения. Личность формирует такие отношения, которых нет, и никогда не было, и в принципе не может существовать в природе, а именно – общественные. Она расширяется через совокупность общественных отношений, а, следовательно, динамический ансамбль людей, связанных взаимными узами. Поэтому личность не только существует, но и рождается, именно, как «узелок» завязывающийся в сети взаимных отношений. Личностью человек станет, когда начнёт совершенствовать социальный фактор своей деятельности, то есть ту её сторону, которая направлена на общество. Поэтому фундаментом личности выступают общественные отношения, но только такие, которые реализуются в деятельности. Осознав себя как личность, определив свое место в обществе и жизненный путь (судьбу, человек становится индивидуальностью, обретает достоинство и свободу, которые позволяют отличить его то любой другой личности, выделить ее среди прочих.

Список использованной литературы

1. Немов Р. С. Общая психология. - изд. Питер, 2007

2. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология. – М., 2000

3. Столяренко Л. Д. Психология. – Ростов-на-Дону, 2004

4. Милорадова Н. Г. Психология и педагогика. – М., 2007

5. Еникеев М. И. Основы общей психологии. – М., 1997

6. Социология: наука об обществе: учебное пособие для студентов вузов. – Харьков 1996 г.

7. Философия и культура. Сб. научных трудов. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета; Нижневартовск: Издательство Нижневартовского пединститута. 1996 г.

8. Психология образования. – 2-е изд. – М. : Просвещение: ВЛАДОС, 1995 г.

9. Общая психология /Состав. - М. ВЛАДОС, 1995 г.

10. Психология индивидуальных различий ТЕКСТЫ /под ред., - М. изд-во МГУ, 1982 г.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Неделя психологии»Фотоотчёт «Неделя психологии» В конце ноября в нашем дошкольном учреждении прошла «Неделя психологии». Была проведена большая подготовительная работа: оформлены стенды,.

Итоговая контрольная работа по истории средних веков. 6 класс Итоговая контрольная работа за курс истории средних веков 6 класс 2 ВАРИАНТ ФИ….…класс… 1. Объединение ремесленников в.

Консультация «Особенности психологии дошкольников» Дошкольное детство - короткий промежуток в жизни человека, всего первые семь лет. Но именно в этот период происходит отделение ребёнка от.

«Решение составных задач на умножение и деление». Контрольная работа по математике в 3 классе (2 четверть) Проверочная работа по теме «Решение составных задач на умножение и деление» Вариант I Задача №1 Для детского сада купили 24 маленьких мяча,.

Неделя психологии в детском садуНеделя психологии в детском саду Дошкольное детство — важный период развития и становления ребенка, именно в этот период происходит формирование здоровья ребенка, как физического,.

Отчет «Неделя психологии в ДОУ»Отчет «Неделя психологии в ДОУ» На прошлой неделе, с 4 декабря по 8 декабря, в нашем детском саду я провела интересный и увлекательный марафон «Неделя психологии». Цель.

Неделя психологии в ДОУНеделя психологии в ДОУ Неделя психологии в ДОУ «Улыбка» п. Таёжный (с 29.01.2018 по 02.02.2018) С 29.01.2018 года по 02.02.2018 год в детском саду «Улыбка» п. Таёжный.

Отчет по неделе психологии в ДОУОтчет по неделе психологии в ДОУ Берегите друг друга, Добротой согревайте! Берегите друг друга, Обижать не давайте! Берегите друг друга, Суету позабудьте И в минуты.

План проведения «Недели психологии» В нашем детском саду проводится "Неделя психологии". Сроки проведения с 12 по 17 февраля 2018 года. Ответвенное лицо: педагог-психолог.

Входная контрольная работа при поступлении в 1 класс (пробный материал, один из вариантов. Входная контрольная работа при поступлении в 1 класс № задания Цель задания А1 Выявить представления.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Контрольная работа по психологии
Опубликовано: 2 июня 2018 в 21:20
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД