Приложение МААМ

Коррекция семантической дислексии

Валерия Матвеева
Коррекция семантической дислексии
▼ Скачать + Заказать документы

Дислексия – это частичное расстройство навыков чтения, которое вызвано распадом или недостаточной сформированностью психических функций, принимающих участие в процессе чтения. При дислексии ребенок неправильно распознает различные знаки и символы, вследствие чего и в понимании смысла прочитанного появляются сложности. В большинстве случаев этому нарушению подвержены дети, но встречается оно и у взрослых, недугу которых в детстве не было уделено должного внимания.

Причины развития дислексии у младших школьников

Публикация «Коррекция семантической дислексии» размещена в разделах

Основная причина дислексии – мозговая дисфункция, которая сопровождается как биологическими, так и психологическими факторами. Стоит утешить родителей, объяснив им, что причина дислексии не в умственных или интеллектуальных способностях ребенка, а в неправильном функционировании определенного участка мозга.

Возможные причины дислексии у ребенка:

• Патологии внутриутробного развития.

• Тяжелые роды, которые влекли за собой асфиксию, обвитие пуповиной, отслойку плаценты.

• Поражение ЦНС у малыша.

• Генетическая наследственность.

• Травма головы, сильные удары, сотрясение мозга.

• Заторможенность некоторых участков мозга у ребенка.

Семантическая дислексия (механическое чтение) проявляется в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении, т. е. слово, предложение, текст не искажаются в процессе чтения. Эти нарушения могут отмечаться при послоговом чтении. После прочтения слова по слогам дети не могут показать соответствующую картинку, ответить на вопрос, связанный со значением хорошо известного слова. Нарушения понимания читаемых предложений могут наблюдаться и при синтетическом чтении, т. е. чтении целыми словами.

Нарушение понимания прочитанного обусловлено двумя факторами: трудностями звуко-слогового синтеза и нечеткостью, недифференцированностью представлений о синтаксических связях внутри предложения.

Разделение слова на слоги в процессе чтения— одна из причин непонимания читаемого. В результате нарушения фонематического и слогового синтеза дети не узнают слова, если они разделены на части в процессе послогового чтения, не способны объединить в единое значимое целое последовательно произнесенные слоги. Они читают механически, без понимания смысла читаемого. У детей оказывается недостаточно сформированной способность синтезировать, восстанавливать в представлении искусственно разделенную на слоги устную речь.

Дети с семантической дислексией затрудняются в выполнении следующих заданий:

а) слитно произнести слова, предъявленные в виде последовательно произнесенных изолированных звуков с короткой паузой между ними (л, у, ж, а);

б) воспроизвести слова и предложения, предъявленные по слогам (де-воч-ка со-би-ра-ет цве-ты).

Нарушение понимания прочитанных предложений обусловлено несформированностью представлений о синтаксических связях слов в предложении. При этом в процессе чтения слова воспринимаются изолированно, вне связи с другими словами предложения.

Коррекционная работа по устранению семантической дислексии

Семантическая дислексия обусловлена несформированностью слогового синтеза, синтеза слов в предложение и проявляется в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении.

Поэтому при устранении семантической дислексии (механического чтения) проводится работа по развитию звукослогового синтеза, по обогащению словаря, по развитию грамматического строя речи, по формированию морфологических и синтаксических обобщений.

С целью развития звукового и слогового синтеза рекомендуются следующие задания:

1. Назвать слово, произнесенное по звукам с паузой между ними (с, о, м; м, у, х, а; б, а, н, к, а; к, р, а, п, и, в, а).

2. Назвать слитно слово, произнесенное по слогам, при этом интервалы между слогами постепенно увеличиваются. Например: ку — ры, ма— ши — на, ба — буш — ка, ско — во — ро — да.

3. Добавить недостающие слоги в словах. Предлагаются слова с пропущенными слогами (например: ка. ста, кар. ка, поми., коло., о. ванчик,. ребенок, ска. ка).

4. Изменить первый слог слова так, чтобы получилось другое слово (например: топор — забор — упор, кошка — мошка — ложка — мышка).

5. Из двух слов составить одно (например: карп + ива = крапива).

6. Составить слово из слогов, данных в беспорядке (точ, лас, ка; ши, ма, на; ка, ро, маш; ра, ба, бан).

7. Произнести слитно предложение, прочитанное логопедом по слогам (Де-воч-ки си-дят на ска-мей-ке. Де-ти со-би-ра-ют сос-но-вые шиш-ки. О-сенъю бел-ка су-шит гри-бы).

Одновременно проводится работа над пониманием прочитанных слов, предложений, текста.

Рекомендуемые задания:

1. Прочитать слово и показать соответствующую картинку.

2. Прочитать предложение и выполнить соответствующее действие.

3. Прочитать предложение и ответить на вопрос.

4. Прочитать предложение и показать соответствующую картинку.

5. Выбрать из текста предложение, соответствующее изображению на картинке.

6. Найти в тексте ответ на данный вопрос.

7. Работа с деформированным текстом. Дети читают предложения деформированного текста и распределяют их в такой последовательности, чтобы получился рассказ.

Упражнения на выработку речевого дыхания

Футбол. Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.

Ветряная мельница. Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.

Снегопад. Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.

Листопад. Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.

Бабочка. Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).

Одуванчик. Предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите за правильностью выдоха).

Шторм в стакане. Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными).

Техника выполнения упражнений:

• воздух набирать через нос

• плечи не поднимать

• выдох должен быть длительным и плавным

• необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)

• нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению

«Медвежата»

Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы кушать. Слова произносятся протяжно, на выдохе, четко произнося звук М:

Мам, меду б нам.

Мам, молока бы нам.

«В лифте»

Мы едем на лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем выше голос: едем с первого этажа на девятый, а затем спускаемся.

«Ручка в зубах»

Произнесите своё имя, зажав ручку зубами и губами.

«Работа с таблицей»

Учащиеся, делают вдох и на выдохе читают 15 согласных одного ряда:

Н Б С М Н П Х Ч М К Б П Р В С

Ш Ж Н Б В Д З Т Г П Ц Г Х З Н

М Н Д Г М Л Р В С Ж З Ш Н К Ц

Д Л Р П В Ф Т Б Х З Ш Н Г К П

Т С Ч П Р Л Г Н Ш К В Б З Н Щ

Конспект занятия

Тема: Звук [б], и буква Б.

Цель: Развитие навыка правильного осмысленного чтения.

Задачи:

1. Развитие речевого дыхания артикуляционной и мелкой моторики.

2. Развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, мышления.

3. Закрепление графического образа буквы Б, упражнение в чтении слогов, слов, предложений с данной буквой.

4. Упражнение в звуко-буквенном анализе слов.

Оборудование: зеркала, картинка с изображением Буратино, картинка со стилизованными буквами Б, карточки с набором букв, картонная слоговая лесенка, карточка с буквой Б, звуковички, карточки-картинки, карточки-слова, карточки с предложениями.

Ход занятия

1. Орг. момент.

Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

2. Дыхательная гимнастика.

- Вдох – носом, выдох через рот.

- Вдох, задержка дыхания, выдох.

- Вдох, выдох, задержка дыхания.

3. Артикуляционная гимнастика.

Упражнения: «Улыбка», «Хоботок», «Домик открывается», «Любопытный язычок», «Окошко», «Язык здоровается с подбородком», «Язык здоровается с верхней губой», «Шлёпаем губами по языку», «Покусаем язычок», «Лопаточка», «Дуем на лопаточку».

4. Сообщение темы занятия.

- Отгадайте загадку: У отца был мальчик странный,

Необычный – деревянный,

Но любил папаша сына.

Что за странный

Человечек деревянный,

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос суёт он длинный,

Кто же это? … (БУРАТИНО)

- Правильно Буратино, какой первый звук в слове Буратино?

- Вот он, пришёл к нам в гости, принёс задания, чтобы мы их выполнили. Сегодня мы будем читать слоги, слова и предложения с буквой Б.

5. Характеристика звука [Б].

- Расскажите Буратино как мы произносим звук [Б]:

- губы плотно сомкнуты;

- язык внизу рта;

- воздух резко выдыхаем изо рта;

- губы под напором воздуха размыкаются.

- Какой звук гласный или согласный?

- Докажите.

- Звонкий или глухой?

- Докажите.

- Каким звуковичком обозначаем?

6. Связь звука и буквы.

- Первое задание. Что нарисовано на картинке?

- На какую букву похожи предметы?

7. Пальчиковая гимнастика.

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик,

Быть послушным научу.

8. Упражнение на внимание (индивидуальные карточки).

- Второе задание. Найди букву Б, подчеркни её.

Б Б В Г Б Р С Т Б О Ф У Б Л Ч

К С Б Б У И Е Ш Б Н Г Б С С Ю

Э С Б С Г Х Ь Б И Ю Б О У И С

Н П Б С З Ж С В С Д Е С Б С У

Ч Б Е И Б С В О Б О Ы С Г В Б

9. Чтение слогов. «Слоговая лесенка».

- Буратино предлагает вам побегать по лесенке. Прочитайте слоги с буквой Б, которые можно составить на лесенке.

На доске картонная лесенка, на каждой ступеньке, располагаются гласные, вызванный ученик берёт карточку с буквой Б, прикладывает слева от гласной, читает полученный слог.

10. Физ минутка.

Буратино потянулся,

Раз-нагнулся, два-нагнулся,

Руки в стороны развел

Видно ключик не нашел.

Чтобы ключ ему достать,

Надо на носочки встать.

Крепче Буратино стой,

Вот он – ключик золотой.

11. Чтение слов. «Найди картинку». Звуко-слоговой анализ и синтез слова.

На доске развешаны карточки-картинки.

У детей на карточки со словами: собака, кубики, бублик, букет, батон, юбка, банка, альбом, колобок, яблоко, колбаса, автобус, буквы.

Ученик читает слово, ищет соответствующую картинку на доске, убирает обе карточки на стол, определяет позицию звука в слове (начало, середина, конец слова).

- Составьте звуковую схему слова: БУКВЫ.

(Резерв слово ЮБКА)

12. Чтение предложений.

- Прочитай, вместо точек, назови картинку.

1. У Любы большой … (бант).

2. У Бори болят … (зубы).

3. Люба ест … (банан).

4. У Бори большой … (барабан).

13. Гимнастика для глаз.

Руки за спинку, головки назад. (Закрыть глаза, расслабиться.)

Глазки пускай в потолок поглядят. (Открыть глаза, посмотреть вверх.)

Головки опустим – на парту гляди. (Вниз.)

И снова наверх – где там муха летит? (Вверх.)

Глазами повертим, поищем ее. (По сторонам.)

И снова читаем. Немного еще.

14. Чтение текста.

- Хитрый Буратино приготовил ещё одно задание. Прочитайте рассказ.

Белка

На большом дубе было дупло. В нём жила белка с бельчатами. Белка заботилась о бельчатах. Она собирала грибы и орехи и носила бельчатам. Когда бельчата подросли, белка стала учить их собирать грибы и орехи.

Вопросы к тексту:

- Как можно назвать этот рассказ? (Придумайте название к этому рассказу)

- Где жила белка с бельчатами?

- Где было дупло? (Найдите в рассказе и прочитайте это предложение).

- Как белка заботилась о бельчатах? (Найдите в рассказе и прочитайте это предложение).

- Чему она их учила? (Найдите в рассказе и прочитайте это предложение).

15. Итог:

- С каким звуком мы сегодня работали?

- Какой это звук гласный или согласный?

- Докажите.

- Звонкий или глухой?

- Докажите.

- О ком прочитали рассказ?

16. Оценка:

- Буратино остался доволен, что побывал у вас в гостях. Ему понравилось, как отвечали Кирилл, Илья, Анюта и Ксюша в следующий раз постараются, отвечать полными ответами.

Публикации по теме:

Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологийКоррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий «Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий» Актуальность выбора темы работы. В последние.

«Профилактика и коррекция эмоционального выгорания педагогов с помощью психокоррекционных технологий и проекционных методик» Цель: повышение уровня психолого-педагогической компетентности в области сохранения и укрепления педагогом своего профессионального здоровья,.

Консультация для педагогов «Коррекция высших психических функций у детей с ОВЗ» Жизнь человека представляет череду нескончаемых открытий, связанных с получением, обработкой и передачей новых знаний о себе и окружающем.

Коррекция темпоритмической организации речи у младших школьников Механизмы голосоречеобразования тесно связаны со способностью человека к восприятию и воспроизведению звуков, различных ритмических и интонационных.

Нейропсихологическая коррекция детей дошкольного возраста с помощью дыхательных упражнений Для того, чтобы оптимизировать газообмен и вентиляцию во всех участках легких, нужно обратить внимание на то как дышит ребенок. Правильно.

Опыт работы «Педагогическая коррекция моторики руки ребёнка» Актуальность: Понимание педагогами и родителями значимости своевременной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции помогут.

План работы по направлению «Психотерапевтическая коррекция» проекта «Шустрик»План работы по направлению «Психотерапевтическая коррекция» проекта «Шустрик» Цель: Коррекция психической деятельности учащихся с дефицитом внимания. Октябрь Тема: Диагностика воспитанников КОУ «Леушинской школы.

Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы ПРОГРАММА Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы Программа рассчитана.

Психолого-педагогическое сопровождение и коррекция тревожных детей среднего дошкольного возраста в ДОУ Подготовила и провела исследование Кокорина И. Н. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования.

Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возрастаЭкспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста. Процедура и методики исследования.

Автор публикации:
Коррекция семантической дислексии
Опубликовано: 19 мая 2020 в 12:53
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коррекция семантической дислексии» (включая файлы) размещена пользователем Валерия Матвеева (УИ 1489666) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД