МААМ-картинки

Коррекция эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с помощью инновационных методов в работе педагога-психолога

ЛИДИЯ Фурсова
Коррекция эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с помощью инновационных методов в работе педагога-психолога

Эмоции играют важную роль в жизни человека, а в процессе становления личности в дошкольном возрасте эмоционально-волевое развитие детей играет особую роль.

На современном этапе проблема развития эмоционально – волевой сферы у детей дошкольного возраста особенно актуальна, так как возросло количество детей, которые не могут выразить свои чувства и описать свое психологическое состояние. В дошкольном возрасте наблюдающиеся нарушения в эмоционально-волевой сфере личности ребёнка имеют характерные возрастные особенности проявлений: чрезмерная агрессивность или пассивность, плаксивость, неумение следовать нормам и правилам поведения, недостаточное развитие самостоятельности. Поэтому актуальной проблемой в эмоциональном воспитании дошкольников является обучение их умению эффективно общаться. В эмоционально-волевой сфере необходимо обогащать чувственный и эмоциональный опыт детей, обучать их умению регулировать свои эмоциональные проявления и чувства, обучать навыкам самоконтроля, перевода агрессивных реакций в социально приемлемые формы.

Публикация «Коррекция эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с помощью инновационных методов в работе педагога-психолога» размещена в разделах

Развитие эмоционально-волевой сферы происходит постепенно. Во время ее становления ребенок учится контролировать свои эмоции. Очень хорошо помогают данному процессу различные действия в игре, в процессе которых, ребенок может научиться выплескивать свои негативные эмоции, они же помогают снять эмоциональное напряжение.

Опыт практической работы педагога-психолога, показывает, что наиболее эффективными инновационными методами в развитии и коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольников, в соответствии с ведущей деятельностью и особенностями возраста, являются: игры с камушками Марблс, эбру – терапия, су-джок терапия.

Наибольший интерес у меня вызывает использование нетрадиционных игровых приемов и средств работы с детьми. Одним из таких приемов является специально организованная деятельность с использованием интересных камешков, которые называются Марблс, камешки-кабошоны, имеющие плоское основание и удобны в применении, они не перекатываются; декоративные камешки; стеклянный грунт.

Игры с камушками Марблс можно широко использовать в целях оказания психологической помощи детям, испытывающим трудности в коммуникативных навыках; в психокоррекции и психопрофилактике конфликтности; замкнутости; тревожности. Перебирая камешки в руках, дети становятся более спокойными, уравновешенными. Приёмы с камнями я широко использую в психологическом сопровождении эмоциональных и поведенческих расстройств у детей. Работа с разноцветными камнями предоставляет пространство для творчества, стимулирует и выравнивает эмоциональный фон, снимает усталость, напряжение, негативные эмоциональные переживания., вызывает положительную реакцию: радость, улыбку, положительные эмоции. Все упражнения могут варьироваться в зависимости от возраста ребенка, его умственной и моторной способности, а также заинтересованности в игре. В занятие включаю одно или несколько видов упражнений. Каждое упражнение проводят несколько раз, постепенно их усложняя. Комплектование, загруженность и продолжительность занятия варьируется.

Занятия с камешками лучше проводить в малых группах (не больше 3 - 5 человек, если возраст детей от 3 до 7 лет) или индивидуально. Нужно отметить то, что при работе с камешками Марблс следует соблюдать следующие рекомендации:

• Гигиена рук.

• Осторожность при игре, так как камешки хрупкие.

• Проводить игры в присутствии взрослых - Марблс небольшого размера, дабы избежать случаев, когда ребенок пытается заглотить камешек.

• Для достижения наилучшего эффекта использовать соответствующую музыку.

В качестве инструмента для обеспечения эмоционального благополучия и психолого­ педагогической поддержки участников образовательного процесса, успешно использую арт­терапию.

Арт­терапия – дословно обозначает: лечение искусством. Это один из методов работы, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в эмоциональном и личностном развитии человека, в том числе и ребёнка. Это метод воздействия на человека с помощью рисования, лепки, музыки, сказок. Все это очень близко детям. В этом одно из преимуществ арт­терапии для детей. Она способствует самовыражению: застенчивым и нерешительным в своих действиях она помогает избавиться от страха; гиперактивным, агрессивным – переключиться на более спокойный вид деятельности. И, что очень важно, позволяет любому ребёнку быстро и просто научиться отображать воображаемый мир. Арт ­ терапия бывает многих видов: ­ изотерапия; ­ глинотерапия; ­ песочная терапия; ­ игровая терапия; ­ сказкотерапия; ­ куклотерапия; ­ музыкотерапия и другие.

Другим инновационным методом в моей практике является техника арт-терапии – эбру. Изобразительная деятельность сама по себе может являться мощным терапевтическим фактором. Существует много нетрадиционных техник: рисование пальцами, ладошкой, рисование на мокрой бумаге, рисование сыпучими материалами (соль, манка, песок, рисование пластилином, монотипия, набрызг, граттаж (процарапывание, кляксография, но на мой взгляд самой интересной и увлекательной для детей является – эбру. Эбру – это особая техника создания невероятных картин, более известная как рисование на воде.

Можете ли вы представить себе, что-либо более непостоянное, чем поверхность воды? Любое прикосновение к водной глади заставляет ее меняться. Вода и краски завораживают своей магией танца, каждое движение создает неповторимый образ. Картины всегда получаются необычными. Сам процесс и результат поразит не только тех, кто творит, но и тех, кто наблюдает!

Рисование на воде - эбру - это хорошее средство снятия психоэмоционального напряжения и благоприятного психологического воздействия на эмоциональное состояние детей. Оно хорошо подходит для взрослых и детей с повышенной тревожностью. Рисование на воде снижает эмоциональное напряжения. Можно использовать эбру в качестве развивающего средства. Такое рисование отлично развивает у детей воображение и мышление, а также дает возможность ребенку почувствовать себя настоящим художником и получить настоящее удовлетворение от творчества.

Эбру – терапия – очень бережный и безопасный метод терапии. Этим он особенно хорош для детей. Для рисования эбру не требуется никаких способностей и умений, даже совершенно не умея рисовать. Нужно довериться своему настроению, эмоциям, руке и не боятся экспериментировать, тогда на свет появится уникальное чудо! Ведь создать две одинаковых картины просто невозможно. Рисуя на поверхности воды красками, которые не растворяются в воде, а остаются на её поверхности, выбирая понравившиеся цвета и нанося их на воду, ребенок следит за расплывающимися пятнами краски и формирует из них нужный ему узор. Затем на узор или рисунок накладывает лист бумаги, а через несколько секунд осторожно его снимает и высушивает. Дети, наблюдая за расплывающимися разноцветными пятнами и плавными изгибами линий на поверхности воды, становятся спокойнее, легче начинают реагировать на трудности и преграды, снижается уровень тревожности, агрессии, эмоциональное напряжение.

Следующим инновационным методом в моей практике является возможность использования в коррекционно-педагогической работе с детьми дошкольного возраста нетрадиционного метода Су-Джок. Су-Джок – это последнее достижение восточной медицины, разработан учёным из Южной Кореи, профессором Пак Чжэ Ву. Представляет собой массажный шарик в комплекте с двумя металлическими кольцами, который эффективен, безопасен и прост в применении. Су–Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка и благотворно воздействует, на весь организм в целом.

На кисти руки существует множество энергетических точек. Каждая точка имеет свое название и назначение. Если воздействовать на определенные точки, то можно получить оздоровительный эффект. Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений. Массаж кисти и пальцев обеих рук восстанавливает ослабленные мышцы, помогает снять излишнее напряжение, нормализует эмоциональное состояние детей.

Это уникальная тактильная гимнастика, оказывает воздействие на кору головного мозга, что предохраняет отдельные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг. Этот метод вызывает раздражение рецепторов, расположенных на ладошках и стопах детей и вызывает приятные ощущения. Использование массажера способствует активизации деятельности у заторможенных детей и, наоборот, успокаивает гиперактивных. Кроме того, этот метод развивает мелкую моторику, активизирует межполушарное взаимодействие, активизирует развитие речи ребенка, позволяет эффективно развивать эмоционально-волевую и познавательную сферу, способствует общему укреплению организма ребёнка. Су Джок терапия - это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод.

Таким образом, применение в работе педагога-психолога таких инновационных методов, как игры с камушками Марблс, эбру — терапия, Су-Джок терапия дают возможность научить детей более успешно справиться со своими проблемами, восстановить эмоциональное равновесие и устранить имеющиеся у них нарушения эмоционально-волевой сферы.

Публикации по теме:

Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,.

Дидактические игры к альбому «Разноцветный монстрик» для развития эмоционально-волевой сферыДидактические игры к альбому «Разноцветный монстрик» для развития эмоционально-волевой сферы Сегодня я хотела поделиться дидактическими материалами по развитию эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста. Совсем недавно.

Дидактические пособия для развития эмоционально-волевой сферыДидактические пособия для развития эмоционально-волевой сферы Развитие эмоционально-волевой в настоящее время приобретает особое значения. Дети плохо дифференцируют эмоции, с трудом рефлексируют собственные.

Игры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возрастаИгры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка. Детям с ОВЗ.

Использование инновационных форм и методов в индивидуальной и групповой работе с детьми в ДОУИспользование инновационных форм и методов в индивидуальной и групповой работе с детьми в ДОУ Современные дошкольники — самые активные, открытые и творческие личности. Игры и театрализованные постановки с использованием детских комплексов.

Направления в работе педагога-психологаНаправления в работе педагога-психолога 1 слайд Направления в работе педагога - психолога 2 слайд Диагностическое направление Для диагностической работы используется зона индивидуальных.

Нейропсихологическая коррекция детей дошкольного возраста с помощью дыхательных упражнений Для того, чтобы оптимизировать газообмен и вентиляцию во всех участках легких, нужно обратить внимание на то как дышит ребенок. Правильно.

Основные подходы в работе с расстройствами эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возрастаОсновные подходы в работе с расстройствами эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста Согласно системной походу (Витакер К., Пэпп П., Ричардсон Р., Сатир В., Черников А. В., Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. И., Варга А. Я.) в понимании.

Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольниковПластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Рассматривая методы работы с детьми,.

Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста на коррекционных занятиях педагога-психолога ДООРазвитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста на коррекционных занятиях педагога-психолога ДОО Все родители хотят видеть своих детей умными, здоровыми, коммуникабельными, но на сегодняшний день все чаще и чаще можно встретить ребенка.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Коррекция эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с помощью инновационных методов в работе педагога-психолога
Опубликовано: 2 февраля 2023 в 13:55
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД