Приложение МААМ

Коррекционная программа «Радуга детства»

Наталья Пилипенко
Коррекционная программа «Радуга детства»
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень, не может осуществляться без разработки инновационных технологий. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.

Публикация «Коррекционная программа „Радуга детства“» размещена в разделах

Специфика развития в дошкольном возрасте заключается не столько в овладении ребенком знаний, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценки, эмоционально - потребностной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.

В нашем детском саду вместе с обычными детьми воспитываются дети, имеющие общее недоразвитие речи (далее ОНР). У многих из них наблюдается эмоционально – личностное расстройство, повышенная утомляемость, неустойчивое внимание, несформированность целенаправленной деятельности, поверхностные познавательные и мыслительные процессы, трудности общения с окружающими. И как следствие – негативные проявления в эмоциональном развитии: тревожность, эмоциональная неустойчивость, агрессия, заниженная самооценка.

Следовательно, с большим количеством детей, имеющим общее недоразвитие речи наряду с организованной образовательной деятельностью необходимо использовать в работе педагогическую арт-терапию, а именно куклотерапию, дополненную игротерапией, сказкотерапией и музыкотерапией.

Направленность программы :

Направление программы «Радуга детства» - социально-коммуникативное, художественно-эстетическое. Построена с интеграцией образовательных областей: социально-коммуникативная, познавательная, художественно-эстетическая, физическая, речевая.

Данная программа направлена на всестороннее гармоничное развития личности ребенка через развитие способности самовыражения и самопознания. Арт-терапия, самый продуктивный и незаменимый способ психологической работы с детьми.

Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность: Содержание программы ориентировано на эмоциональное благополучие ребёнка – уверенность в себе, чувство защищённости. Новизна данной программы заключается в использовании художественного творчества как способа психологической работы с детьми. Программа является эмоционально – развивающей, что позволяет применять ее в дополнение к реализуемой в ДОУ «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой с учётом ФГТ.

Цель программы :

Обеспечение педагогической и психологической поддержки и сопровождения детей старшего дошкольного возраста путём создания комфортных условий для творческого самовыражения и развития личности на основе освоения ими технологии изготовления игрушек (куклы).

Основные задачи:

- способствовать проявлению детского творчества в работе с материалом;

- способствовать самопознанию ребенка, осознанию своих характерных особенностей и предпочтений;

- развивать у ребенка социальные и коммуникативные навыки поведения, мыслительную и речевую активность, мелкую моторику;

- формировать адекватную самооценку;

- воспитывать эмпатию и толерантность.

Отличительные особенности данной программы в том, что она предназначена для работы с детьми, имеющими те или иные отклонения в развитии, для которых необходим комплекс всесторонней помощи педагогов, в том числе узких специалистов: учителя логопеда, педагога психолога, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию которых практически нет в детских садах сельской местности. Эта программа обеспечит комплексное психолого-педагогическое сопровождение и поможет педагогам самостоятельно использовать в работе приёмы арт-терапии.

Участники программы : дети 5-7 лет

Срок реализации: программа рассчитана на два года обучения

Режим занятий: согласно СанПиН 2.4.1.3049-13 проводятся подгрупповые (10-12 человек) 1 раз в неделю во второй половине в НОД в режимных моментах продолжительностью 25 – 30 минут в зависимости от возраста воспитанников;

индивидуальные - ежедневно по 10-15минут;

одна встреча с родителями в две, три недели (количество встреч с родителями может варьироваться в зависимости от потребности).

Нормативно – правовая документальная основа:

1. Конституция Российской Федерации

2. Конвенция о правах ребёнка

3. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ

4. СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013

5. ФГОС ДО от 17.10.2013 № 1155

Основные условия реализации программы

Учёт психологических возрастных особенностей ребёнка, его жизненного

опыта, удовлетворения познавательных потребностей. Обеспечение перспектив их развитие.

Свободное, доверительное общение педагога с детьми, партнёрские

отношения.

Создание образовательной среды, характеризующейся следующими

положениями:

- создание эстетического оформления в мини-музее, позволяющего

поддерживать детей на волне эмоциональной активности и естественного интереса;

- обеспечение материально-технического оснащения (наглядные пособия,

материалы, инструменты и т. д.);

- осуществление сотрудничества ребёнка, родителей и педагога.

Основные педагогические принципы:

1. Системность: в течение учебного года работа по программе проводится систематически, в определённый день недели. Конкретно запланированная тема может не ограничиваться рамками одного занятия, так как нельзя заранее обозначить всю гамму спонтанно возникающих ситуаций ( таких как: дополнительные объяснения, ответы на вопросы, дополнительная игровая ситуация) и обеспечивается частой и многократной повторяемостью игр и упражнений с небольшим увеличением объёма и незначительном усложнении содержания.

2. Принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности. Использование в работе совокупности средств, методов и приемов, учитывающих и индивидуально-психологические особенности личности, и состояние социальной ситуации, и уровень материально-технического и учебно-методического обеспечения педагогического процесса, и подготовленность к его проведению специалистов.

3. Преемственность взаимодействия взрослых с ребенком в условиях ДОУ и в семье: для эффективной реализации программы родители выступают активными участниками педагогического процесса и познания внутреннего мира своего ребёнка.

4. Комфортность: создание атмосферы доброжелательности, вера в силы ребёнка, создание для каждого ситуации успеха и эмоциональной вовлечённости в процессе занятий.

5. Личностно ориентированное взаимодействие: создание условий для раскрепощения и раскрытия, стимулирующих творческую активность ребёнка.

Технология реализации программы

Для реализации программы используются следующие формы работы: совместная деятельность, включая различные виды деятельности: игровую, познавательно - исследовательскую, двигательную, музыкальную, восприятие художественной литературы и фольклора. В совместную деятельность включены элементы: музыкотерапии, сказкотерапии, игротерапии, что во многом повышает эффективность овладения детьми разными формами и средствами общения, открытого отношения к окружающему миру, выражению активной познавательной позиции, инициативности и независимости в суждениях, для полноценного развития эмоционального интеллекта.

Методы и приё мы деятельного подхода:

• практические (самостоятельная работа с пособиями, обследование

кукол, релаксационные упражнения, показ способов выполнения работы, изготовление народных кукол, создание развивающей среды (мини-музей кукол).

• наглядные (использование иллюстраций, электронных презентаций,

множественных образов, технологических карт, схем);

• словесные (обсуждения, диалог, беседа, объяснение, моделирование проблемных ситуаций);

Формы подведения итогов реализации программы

Общий просмотр и обсуждение выполненных работ, традиционные

выставки, приуроченные к календарным праздникам, выполнение самостоятельной творческой работы, использование диагностики

Методическое обеспечение:

• методические средства обучения (аудио-видео записи, методическая

и учебная литература, методические пособия, методические разработки);

• фонотека ( музыкальные произведения различного жанра:

классическая, релаксационная музыка, детские песенки, используемые для фона);

• комплекс дидактических, развивающих, психопрофилактических и

подвижных игр.

Материально – техническое обеспечение:

• технические средства обучения (аудио-видео аппаратура);

• тряпичные народные куклы;

• инструменты (ножницы);

• схемы, эскизы, технологические карты;

• лоскутки различной формы и размера, нитки разных цветов и толщины;

• природный материал, пластилин;

• кукольный театр.

Планируемые результаты

• Развит интерес к игровому экспериментированию с природным

материалом и тканью и интерес к истории русского народа (познание);

• в общении с воспитателем и сверстниками активно использует слова,обозначающие названия, свойства и качества предметов; (коммуникация)

активно проявляет творчество в процессе общения: задаёт интересные вопросы, предлагает творческие варианты решения проблем. (коммуникация)

• обнаруживает избирательное отношение к разным видам творческой деятельности на основе художественного произведения; (худ. литер.)

• проявляет самостоятельность и индивидуальность в процессе

изготовления (худ. творчество);

• демонстрирует знание элементов народной культуры, интерес к теме, стремится поделиться своими впечатлениями (региональный компонент);

• развита культура слушательного восприятия (музыка);

• достаточно сформированы творческие способности;

• снижена эмоциональная тревожность;

• повышена самооценка.

Список литературы:

1. Алябьева Е. А. «Психогимнастика в детском саду», ТЦ «Сфера».- М., 2005г.

2. Будур Н. «Русский народный календарь. Обычаи, поговорки и приметы на каждый день». – М. ,2005.

3. Берстенева Е., Догаева Н. «Кукольный сундучок». - М. ,2010г.

4. Дайн. Г. Л. «Русская тряпичная кукла». - М., 2007г.

5. Журнал «Цветной мир» «Народная игрушка» №1, 2009г. с. 8-26

6. Зинкевич – Евстигнеева Т. Д. «Практикум по сказкотерапии», СПб, «Речь», 2006г.

7. Зимина. З. И. «Текстильные обрядовые куклы». – М., 3003г.

8. Капская А. Ю., Мирончик Т. Л. «Развивающая сказкотерапия для детей», СПб, «Речь», 2006г.

9. Копытин А. И., Корт Б. «Техники аналитической арт-терапии», СПб, «Речь», 2007г.

10. Капская А. Ю., Мирончик Т. Л. «Планета чудес». «Развивающая сказкотерапия для детей», СПб, «Речь», 2008г.

11. Материалы сайтов:

https://www.kazakh.ru/alem_komek/

https://psyexlab.ru/arttherapy.php

Публикации по теме:

«Проектный метод как инновация в методической работе ДОУ» Введение Федеральных Государственных Требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, ориентирует.

Консультация для воспитателей «Реализация ФГТ в ДОУ» В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. нормативно правовые документы федерального уровня.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекционная программа «Радуга детства»
Опубликовано: 8 августа 2014 в 20:25
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коррекционная программа «Радуга детства»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Пилипенко (УИ 177637) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД