оксана коврижиных
Коррекционная работа в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционная работа в ДОУ.
Коврижиных Оксана Владимировна, учитель-логопед МДОУДСКВ № 44 «Солнышко» г. о. Нижняя Салда Свердловской области.
В ДОУ через логопедические группы осуществляется коррекция речевых нарушений у детей.
Речевые нарушения выявляются в результате диагностирования всех компонентов языковой системы.
Изучая количественные характеристики проявления речевых нарушений за последние 3 года, можно сделать вывод, что прослеживались весьма существенные различия между детьми одного и того же возраста, и приоритетные направления работы менялись каждый год.
Публикация «Коррекционная работа в ДОУ» размещена в разделах
Так, в 2010-2011 учебном году, исходя из диагностических данных, главным направлением коррекционной работы было развитие грамматического строя речи и активного словаря детей, т. к. 92 % детей не могли образовывать названия детенышей животных и их жилища (недостаточно развиты навыки словообразования).
Для этого в ДОУ был разработан ряд дидактических игр: «Путаница», «Лабиринт», «Телефон», «Помоги детенышу найти свою маму», «Кто у кого?»
В результате в конце учебного года у 48% детей уровень развития грамматического строя речи был на среднем уровне, у 52 % - на высоком.
В 2011- 2012 учебном году у 87% детей выявился низкий уровень развития связной речи. Дети не могли составить распространенные предложения, фразы состояли из 1-2 слов, дети стеснялись составлять рассказы при большом количестве слушателей. Для этого был разработан проект «Страна Речецветия», который был направлен на:
• развитие речи и культуры речевого общения;
• создание соответствующей развивающей среды;
• привлечение родителей на свою сторону в плане единых подходов в воспитании и развитии детей.
Развивающая среда пополнялась за счет создания:
• «Социального цветика-семицветика», с помощью которого дети учились составлять рассказы о составе семьи, ее интересах и любимых занятиях
• «Группового цветика-семицветика», с помощью которого дети составляли рассказы о детях группы, выделяли первый звук в имени каждого ребенка;
• «Семейных газет» для составления рассказов о любимых домашних животных, об интересных моментах в жизни семьи
• «Развивающих пирамид», предполагающих закрепление названий видов транспорта, классификацию их по видам, составление рассказов о птицах, рыбах, домашних и диких животных Урала
• «Дидактических игр, сделанных родителями вместе с детьми»
• «Семейных проектов, развивающих умение «защищать» свои проекты, делать умозаключения, составляя при этом связные, грамматически правильно оформленные высказывания
Результаты диагностки в 2012-2013- учебном году показали, что у большинства детей (89%) низкий уровень произносительной стороны речи и фонематического слуха.
Для коррекции этого дефекта была разработана «Система взаимодействия учителя- логопеда со специалистами ДОУ и воспитателями логопедических групп в соответствии с ФГТ»
В результате у 48% детей уровень развития фонематического слуха был на среднем уровне, у 52 % - на высоком. Процент исправленных звуков- 83%.
Мы считаем, что приведенные выше методы и приемы работы, а также система взаимодействия всех участников педагогического процесса, значительно влияют на динамику развития речи.