Молодькова Нина
Коррекционно-развивающие технологии в работе логопеда с умственно отсталыми детьми
▼ Скачать + Заказать документы
В нашем учреждении живут дети, у которых наблюдаются дефекты речи. Как правило, такие устойчивые индивидуальные отклонения вызваны специфическими причинами и требуют индивидуального подхода к каждому ребенку. Дефекты звукопроизношения могут выражаться в разных вариантах:
- полное отсутствие звука;
- звук заменяется другими звуками;
- звук искажается;
- смешение звуков в словах.
Публикация «Коррекционно-развивающие технологии в работе логопеда с умственно отсталыми детьми» размещена в разделах
Работая с умственно отсталыми детьми с системным недоразвитием речи и сталкиваясь с проблемами в их обучении, приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми знаний. Поэтому наряду с общепринятыми методами и приемами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна.
Одним из таких средств является использование сказкотерапии.
Использование сказкотерапии оказывает наиболее эффективный результат в коррекционной работе с умственно отсталыми детьми с системным недоразвитием речи.
Наряду с традиционными методиками сказкотерапию хорошо работает в комплексе с релаксацией, психогимнастикой.
В основу этих занятий положен комплексно-тематический метод в сочетании с наглядными и игровыми приемами. Если использовать сказкотерапию в комплексе с традиционными формами, то это дает наиболее эффективный результат в коррекционной работе.
Основное отличие этой системы от применяемых в практике состоит в том, что занятия подчинены одной теме или сюжету, все задания и упражнения взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Очень важно разнообразное построение занятий: в одном случае это занятие-спектакль, где дети - участники спектакля и зрители, в другом они учителя, а в третьем - они ученики.
Такая форма занятий позволяет добиваться устойчивого внимания детей с нарушениями познавательных возможностей и поддержания их интереса к материалу на протяжении всего занятия.
Сюжетно-тематическая организация занятий, их разнообразие способствует спонтанному развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит, лучшей результативности в усвоении знаний. (рис 1).
Игровые технологии в логопедической работе. Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность детей, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. Игровые технологии представляют собой широкие возможности для творческой деятельности детей, интеллектуального развития, формирования познавательного интереса и творческого мышления, речевого развития детей. Целью игры на логопедических занятиях является :
- формирование связной речи;
- расширение словарного запаса умственно отсталых детей;
- автоматизация поставленных звуков речи в спонтанном речевом потоке;
- стимулирование речевой и познавательной активности воспитанников;
- включение детей в конкретное практическое действие.
Вот несколько игр, хорошо работающих на занятиях с детьми с умственной отсталостью.
«Охотник» : ребенок хлопает в ладоши, когда услышит задаваемый звук.
«Кнопочки» : ребенок проговаривает слог (слово) с автоматизируемым звуком, нажимая пальчиком на "кнопочку" (нарисованный кружок, квадрат, рыбку, цветок и т. д.). Сколько кнопочек - столько повторов.
«Песочные часы» : ребенок проговаривает речевой материал, пока течет песок в часах (1 или 3 минуты).
«Шарик» : во время произнесения слова дети перекладывают (передают из рук в руки) шарик от пинг-понга, мячик.
«Лабиринт» : по нарисованному лабиринту (дорожке) ребенок проводит пальчиком, проговаривая отрабатываемые звуки.
«Пирамидка» : ребенок нанизывает колечки на стержень пирамидки, проговаривая слоговые ряды, слова.
«Бусы» : ребенок перебирает крупные бусины, пластмассовые шарики, нанизанные на леску, тем самым развивает мелкую моторику.
«Улиточка» : ребенок проговаривает (пропевает) изолированные звуки, слоги, слова, проводя пальчиком по спирали - домику улитки.
«Тихо-громко» : ребенок "проходит" дорожку из больших и маленьких геометрических фигур, проговаривая заданные слоги, слова. На большой фигуре говорит громко, а на маленькой - тихо (рис 2).
Метод наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи.
Практика логопедической работы показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст, научиться работать с ними.
Наглядное моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Моделирование состоит из следующих этапов:
- усвоение и анализ материала;
- работа с моделью.
При развитии навыков наглядного моделирования решаются следующие дидактические задачи:
- знакомство с графическим способом представления информации;
- формирование навыка самостоятельного моделирования.
Дети учатся по признакам, описанным с помощью знаков, определять объект, осмысленно запоминать не только отдельные предметы, но и целые тексты, учащимся предлагается при прочтении сказки или рассказа разложить картинки-символы и пересказать услышанное (рис 3).
Развивающий массаж в логопедической работе с детьми с умственной отсталостью.
Как лечебное средство массаж был известен еще в глубокой древности. При систематическом проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. В рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на ЦНС, в результате чего повышается ее регулирующая роль в работе всех систем и органов.
Самомассаж кистей и пальцев рук.
Комплекс состоит из трех упражнений:
1) самомассаж тыльной стороны кистей рук;
2) самомассаж ладоней;
3) самомассаж пальцев рук.
Упражнения для суставов пальцев с элементами сопротивления. Все упражнения повторяются по 5 раз.
Упражнение 1. Руку сжать в кулак, резко разжать.
Упражнение 2. Сложить ладони вместе. Локти на высоте плеч, пальцы обеих рук соприкасаются. Раздвинуть ладони так, чтобы подушечки пальцев остались сомкнутыми, одновременно приподнять локти. Потрясти руками.
Упражнение 3. Двигать большими пальцами к себе и от себя.
Упражнение 4. Сцепить пальцы рук и большими пальцами изобразить мельницу.
Упражнение 5. Опереться руками о стену. Нажать сильнее - расслабить кисти.
Упражнение 6. Одной рукой поддерживать другую в запястье и энергично встряхивать.
Массаж карандашами в логопедической коррекции
Общеизвестным является факт, что движения рук человека теснейшим образом связаны с развитием его речи, что упражнения для пальцев стимулируют работу мозга.
В коррекционной педагогике хорошо известно и широко применяется такое эффективное средство для развития мелкой моторики, как пальцевые игры и упражнения.
Научить детей самомассажу рук несложно. С помощью граненых карандашей ребенок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж и игры с карандашами будут стимулировать речевое развитие малыша, способствовать овладению тонкими движениями пальцев, улучшат трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук. Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок (рис 4).
Дыхательная гимнастика (по Стрельниковой)
Традиционно для формирования дыхания используется комплекс физических упражнений. Вместо общепринятых упражнений можно использовать модифицированные приемы парадоксальной гимнастики А. Н. Стрельниковой. Цель, которой является:
- поднятие общего тонуса;
- нормализация дыхания;
- восстановление силы голоса;
- лечение логоневроза.
Главной особенностью дыхательной гимнастики является особая техника дыхание, энергичный вдох и пассивный выдох. Воздух должен вдыхаться носом быстро и шумно, а выдыхать нужно через полуоткрытый рот, стараясь не напрягаться. Важным моментом техники является то, что движения должны выполняться вместе с выдохами. При такой стратегии мышцы становятся выносливее и укрепляются быстрее. (рис5)
Нетрадиционная техника рисования в работе с детьми.
Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Включение в работу с умственно отсталыми детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнения соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают его каждый день в новом ракурсе - можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки мятую бумагу или листик березы). Происходит развитие наглядно - образного, и словесно - логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей.
Рекомендуемые техники нетрадиционного рисования с детьми, имеющими общее недоразвитие речи:
- рисование пальчиками;
- рисование ватными палочками;
- тычок жесткой полусухой кистью;
- рисование печатками и различными предметами;
- печать по трафарету;
- рисование пластилином;
- аппликация из бумажных шариков;
- рисование сыпучим материалом (песок, манка, скорлупа и т. д.).
Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, может способствовать преодолению моторной неловкости (а значит и слабых изобразительных умений, демонстрируемых детьми при проведении традиционных занятий по изобразительной деятельности); по-новому открывает перед ребёнком мир, что помогает активизировать и расширить словарный запас; даёт представление о новых возможностях взаимодействия предметов, позволяя установить грамматические закономерности при описании своих действий, а также создаёт мощную психофизиологическую базу для развития речи.
Особое внимание отведено песочной терапии. Используются игры и игровые упражнения с песком в индивидуальной и групповой логопедической работе с умственно отсталыми детьми. Погружение обеих рук в песок снимает мускульное, психоэмоциональное напряжение ребенка и развивает моторику рук. В играх дети сразу же «заселяют» песок «жителями» и начинают с ними разговаривать. Здесь важно научить сочетать движения языка и пальцев в песке при проговаривании слогов, слов. Дети обыгрывают в песке сказки, придумывают рассказы. (рис 6)
Инновационные технологии в работе логопеда : в нашем учреждении используется логопедический тренажер «Дельта 142.1», который разработан на основе положительно зарекомендовавших себя в учебной практике специальных (коррекционных) учебных тренажеров. Он предлагает межпредметный подход к обучению детей. В его программе осуществлена взаимосвязь между различными учебными предметами. Данный тренажер помогает:
- развитию речевого дыхания, в частности для формирования ротового выдоха. Упражнения также могут быть использованы для коррекции назального оттенка голоса у детей с ринолалией и ринофонией. Упражнения предназначены для постановки правильного речевого дыхания и закрепления навыка длительного и экономного выдоха воздуха во время речи.
- помогает отработать правильное речевое дыхание для слитного произнесения слов и фраз;
- помогает сформировать и автоматизировать навык голосообразования и умения быстро и громко произносить короткие изолированные звуки;
- помогает отработать правильное произношения согласных звуков;
- помогает сформировать правильную ритмика - слоговую структуру речи и корректировать дефекты ее плавности, в том числе при заикании.
Кроме того существует целый ряд упражнений, помогающих справиться с проблемами в чтении и письме, а также упражнения целью которых является расширение лексического запаса и грамматической стороны речи детей (рис 7).
Данные упражнения дают возможность разнообразить проведение занятий, повысить мотивацию детей, стимулировать коррекционно – развивающий процесс. Гармоничное сочетание традиционных средств в сочетании с применением компьютерных технологии, дают наибольший результат в коррекционной работе с детьми имеющими умственную отсталость.